Рабочая программа по патриотическому воспитанию “Растим патриотов России”
Адаптированная рабочая программа
по патриотическому воспитанию
«Растим патриотов России»
Для учащихся 5-8 классов
Срок реализации 1 год
Разработана: Жочкиной Н.А.
воспитателем первой
квалификационной категории
г. Ардатов
2022г.
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Школьный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Актуальность программы
О важности приобщения школьника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать школьнику, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цели и задачи программы
Целью программы является формирование у учащихся гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать её процветанию, а также воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь ребят, разнообразные виды деятельности. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотического воспитания:
Задачи: - знакомство учащихся с нарушением зрения с героическими страницами истории нашей Родины, с краем, в котором живёшь;
- создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку;
- формирование представление об эпохе, о личностях, творивших историю этого периода, и основных событиях;
- формирование гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии;
- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.
Данная программа разработана и составлена на основе авторской программы «Растим патриотов России» Малковой Татьяны Анатольевны, и адаптирована для работы с учащимися в общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями зрения. Изменения внесены в тематическое планирование, в календарно-тематическое планирование, в содержание программы и в список использованной литературы.
Содержание программы «Растим патриотов» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями зрения в 5-8 классах. Именно в этом возрасте происходит становление характера, формирование личности слабовидящего ребенка. Именно в этом возрасте подросток выбирает между добром и злом, учится быть взрослым. Программа рассчитана на 36 часов, занятия проводятся раз в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
Наличие у учащихся знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
К концу первого года обучения по программе учащиеся должны знать:
- краткие сведения об истории города, республики.
- знать герб, флаг, гимн Мордовии.
- иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках Мордовии.
- понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Результативность реализации программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
Тематическое планирование по программе «Растим патриотов России»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретическое обучение | Практическое обучение |
I. | Я и моя семья | 10 | 6 | 4 |
II. | Мой край родной | 9 | 5 | 4 |
III. | Растим патриота и гражданина России | 9 | 6 | 3 |
IV. | Связь поколений | 8 | 4 | 4 |
Итого | 36 | 21 | 15 |
Содержание программы
Раздел I. «Я и моя семья»
Данный раздел помогает осознанию учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности, воспитанию культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувства гордости и ответственности за свою семью, повышает педагогическую и психологическую компетенцию родителей, создает условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Раздел II. «Мой край родной»
Данный раздел изучает историю школы, города, района, государственного, флага и герба России, основные государственные праздники, воспитывает у ребят чувства гордости и любви к родному краю, как к своей малой Родине, способствует формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Раздел III. «Растим патриота и гражданина России»
Данный раздел формирует гражданскую и правовую направленности личности, активную жизненную позицию, формирует культуру проявления гражданской позиции, любовь к Отечеству, состоящую не только в привязанности к стране и народу, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, «своего народа». Героико-патриотическое направленное на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям.
Раздел IV. «Связь поколений»
Осознание ребятами как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, воспитывает гордость за свою Родину, народных героев, сохраняет историческую память поколений в памяти подрастающего поколения, способствует формированию у ребят чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Календарно-тематический план на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Запланированная дата проведения | Фактическая дата проведения |
I. | Я и моя семья | 10 | |||
1.1 | Семейные династии | Рассказы о своей родословной | 1 | 5.09 | |
Здесь я живу | Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети | 1 | 12.09 | ||
1.2 | Вместе весело шагать | Презентация класса, знакомство с летописью школы | 2 | 19.09 | |
1.3 | Традиции моей семьи | Семейные праздники | 1 | 26.09 | |
1.4 | Конкурс «Папа, мама я – читающая семья» | 2 | 3.10 | ||
1.5 | Праздник урожая | Выставка работ из овощей и фруктов | 1 | 17.10 | |
1.6 | К своим истокам прикоснись | Выставка семейных фотографий | 2 | 24.10 | |
II. | Мой край родной | 9 | 31.10 | ||
2.1 | Поле русской славы | Чтение былин о русских богатырях | 2 | 7.11 | |
2.2 | Уголок русской избы | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 14.11 | |
2.3 | Символы моей Родины | Беседа о гербе, гимне, флаге | 2 | 21.11 | |
2.4 | Люди, на которых хотелось бы походить | Встреча с известными людьми | 1 | 28.11 | |
2.5 | Выставка рисунков «Моя Россия» | Фотоработы | 2 | 5.12 | |
2.6 | Праздники и традиции русского народа | Рассказы о рождестве Христова | 1 | 9.01 | |
III. | Растим патриота и гражданина России | 9 | |||
3.1 | Нашей армии герои | О великих полководцах | 1 | 15.02 | |
3.2 | Масленица | Фольклорный праздник | 2 | 17.03 | |
3.3 | Час мужества «День Защитника Отечества» | Общешкольный праздник | 3 | 21.02 | |
3.4 | Боевые знамена рассказывают | Рассказы о войнах-интернационалистах | 1 | 25.01 | |
3.5 | «Не стесняйтесь доброты своей» | Подготовка к 8 марта | 2 | 5.03 | |
IV. | Связь поколений | 8 | |||
4.1 | Юные умельцы! Где вы? | Работа кружков и творческих мастерских | 2 | 4.04 | |
4.2 | Международный день птиц | Викторина | 1 | 23.04 | |
4.3 | Язык певучий мой | Ко дню мордовского языка. Стихи | 2 | 21.04 | |
4.4 | Это гордое слово «Победа! | День поэзии | 2 | 5.05 | |
4.5 | Золото кольцо России | Заочное путешествие | 1 | 18.05 | |
Итого | 36 |
Список литературы
- Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36
- Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
- Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
- Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
- Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
- Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
- Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000
- Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
- http://www.referatbank.ru/referat/preview/11683/referat-patrioticheskoe-vospitanie-sovremennoy-shkole.html
- http://xreferat.ru/71/3184-1-organizaciya-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sredneiy-shkole.html
Литература для детей
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
- Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.
- Стихи Татьяны Шарыгиной.
- Владимир Гордейчев “Хлеб войны”.
- Эдуард Асадов «Письмо с фронта»
- Песня «Дороги» Муз. А.Новикова; cтихи: Л. Ошанина.
- Песня «Темная ночь» Муз. Н. Богословского; стихи: В. Агапова.
- Песня: «Журавли» Муз. Я. Френкеля; cтихи: Р. Гамзатова.