Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Информатика » Рабочие программы

Автор: Гаврилин Евгений Владимирович
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Верхнеуральска"
Краткое описание работы: Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9-х классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.. Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой

Дата публикации: 2022-09-08 Рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС Гаврилин Евгений Владимирович МОУ "СОШ №1 г.Верхнеуральска" Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9-х классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. . Программа разработана на основе авторской программы Л. Л. Босовой
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС

Скачать работу


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9-х классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.. Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ». На основании учебного плана МОУ «СОШ №2 г.Верхнеуральска» на 2021 – 2022 учебный год. Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 5 класс»,2021г

Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 6 класс»,2021г

Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 7 класс»,2021г

Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 8 класс»,2021г

Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 9 класс»,2021г


Программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» ФГОС рассчитана на обучение с 5-го по 9-й класс по 1 часу в неделю:

5-й класс – 35 часов в год;

6-й класс – 35 часов в год;

7-й класс – 35 часов в год;

8-й класс – 35 часов в год;

9-й класс – 35 часов в год.
Количество контрольных работ:

5-й класс – 4;

6-й класс – 4;

7-й класс – 5;

8-й класс – 3;

9-й класс – 3.

Количество практических работ:

5-й класс – 18;

6-й класс – 17;

7-й класс – 10;

8-й класс – 17;

9-й класс – 17.

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

5-6 классы

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

7-9 классы

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии;
  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

  • введение в информатику;
  • алгоритмы и начала программирования;
  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

Тематическое планирование 5 класс.

№

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Виды и формы контроля

5а

5б

5в

1

гр

2

гр

1

гр

2

гр

план

1

Информация вокруг нас. ТБ.

1

Устный опрос

факт

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

Устный опрос

3

Ввод информации в память компьютера.

ПР №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

Практическая работа

4

Управление компьютером.

ПР №2 «Приёмы управления компьютером»

1

Практическая работа

5

Хранение информации.

ПР №3 «Создаём и сохраняем файлы»

1

Практическая работа

6

Передача информации

1

Устный опрос

7

Электронная почта.

ПР №4 «Работа с электронной почтой»

1

Практическая работа

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

Устный опрос

9

Метод координат

1

Контрольная работа

10

Текстовая информация.

1

Устный опрос

11

Объекты текстового документа.

ПР №5 «Вводим текст»-

1

Практическая работа

12

Редактирование текста.

ПР №6 «Редактируем текст»

1

Практическая работа

13

Текстовый фрагмент и операции с ним.

ПР №7 «Работа с фрагментами

текста»

1

Практическая работа

14

Форматирование текста.

ПР №8 «Форматируем текст»

1

Практическая работа

15

Табличное представление информации.

1

Устный опрос

16

Табличное решение логических задач.

ПР №9 «Создаём простые

таблицы»

1

Практическая работа

17

Наглядные формы представления информации

1

Контрольная работа

18

Диаграммы.

ПР №10 «Строим диаграммы»

1

Практическая работа

19

Компьютерная графика.

ПР №11 «Изучаем инструменты

графического редактора»

1

Практическая работа

20

Преобразование графических изображений

ПР №12 «Работаем с

графическими фрагментами»

1

Практическая работа

21

Создание графических изображений.

ПР №13 «Планируем работу в

графическом редакторе»

1

Практическая работа

22

Систематизация информации.

1

Устный опрос

23

Списки – способ упорядочивания информации.

ПР №14 «Создаём списки»

1

Практическая работа

24

Поиск информации.

ПР №15 «Ищем информацию в

сети Интернет»

1

Практическая работа

25

Изменение формы представления информации

1

Устный опрос

26

Преобразование информации по заданным

правилам.

ПР №16«Калькулятор»

1

Практическая работа

27

Преобразование информации путём рассуждений

1

Контрольная работа

28

Разработка плана действий.

1

Устный опрос

29

Табличная форма записи плана действий.

1

Устный опрос

30

Создание движущихся изображений.

ПР №17 «Создаём анимацию»

1

Практическая работа

31

Создание анимации по собственному замыслу.

1

Письменный опрос

32

Выполнение итогового мини-проекта.

ПР №18 «Создаем слайд-шоу»

1

Практическая работа

33

Итоговое тестирование

1

Контрольная работа

34

Резерв учебного времени

2

35 часов

Тематическое планирование 6 класс.

№

Дата

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Виды и формы контроля

6а

6б

6в

план

1

ТБ. Объекты окружающего мира

ПР №1.Основные объекты ОС.

1

Практическая работа

факт

2

Компьютерные объекты.

ПР №2. Объекты файловой системы.

1

Практическая работа

3

Размер файла. Единицы измерения информации.

1

Устный опрос

4

Отношение объектов и их множеств.

ПР №3 «Повторяем возможности

графического редактора»

1

Практическая работа

5

Отношение «входит в состав».

1

Устный опрос

6

Отношение «является разновидностью».

1

Устный опрос

7

Классификация компьютерных объектов

ПР №4 «Повторяем возможности

текстового процессора»

1

Практическая работа

8

Системы объектов.

ПР №5 «Графические возможности текстового процессора»

1

Практическая работа

9

Система и окружающая среда.

1

Устный опрос

10

Персональный компьютер как система.

1

Устный опрос

11

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы»

1

Контрольная работа

12

Как мы познаем окружающий мир.

ПР №6 «Создаем компьютерные документы»

1

Практическая работа

13

Понятие как форма мышления.

ПР №7 «Конструируем графические объекты»

1

Практическая работа

14

Определение понятия.

1

Устный опрос

15

Информационное моделирование как метод познания.

ПР №8 «Создаем графические модели»

1

Устный опрос

16

Словесные информационные модели.

ПР №9 «Создаем словесные модели»

1

Практическая работа

17

Математические модели.

ПР №10 «Многоуровневые списки»

1

Практическая работа

18

Табличные информационные модели.

ПР №11 «Создаем табличные модели»

1

Практическая работа

19

ПР№12 «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц».

1

Практическая работа

20

Зачем нужны графики и диаграммы.

ПР №13 «Создаем диаграммы и графики»

1

Практическая работа

21

Наглядное представление о соотношении величин.

1

Устный опрос

22

Многообразие схем. ПР №14 «Создаем схемы, графы, деревья»

1

Практическая работа

23

Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование»

1

Контрольная работа работа

24

Что такое алгоритм

1

Устный опрос

25

Исполнители вокруг нас

1

Устный опрос

26

Формы записи алгоритмов

1

Устный опрос

27

Линейные алгоритмы. ПР №15 «Создаем линейную

презентацию»

1

Практическая работа

28

Алгоритмы с ветвлениями. ПР №16 «Создаем презентацию с

гиперссылками»

1

Практическая работа

29

Алгоритмы с повторениями. ПР №17 «Создаем

циклическую презентацию»

1

Практическая работа

30

Знакомство с исполнителем Чертежник.

1

Устный опрос

31

Использование вспомогательных алгоритмов

1

Устный опрос

32

Конструкция повторения

1

Устный опрос

33

Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмика»

1

Контрольная работа

34

Выполнение и защита итогового проекта.

1

Практическая работа

35

Резерв учебного времени

1

Итого:

35 часов

Тематическое планирование 7 класс

№

Дата

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Виды и формы контроля

7а

7б

7в

1 гр.

2 гр.

план

1

Т.Б. Информация и её свойства

1

Устный опрос

факт

2

Информационные процессы.

1

Устный опрос

3

Хранение и передача информации

1

Устный опрос

4

Всемирная паутина как информационное хранилище

1

Устный опрос

5

Представление информации

1

Устный опрос

6

Дискретная форма представления информации

1

Устный опрос

7

Единицы измерения информации

1

Письменный опрос

8

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы».

1

Контрольная работа

9

Основные компоненты компьютера и их функции

1

Устный опрос

10

Персональный компьютер.

1

Устный опрос

11

Программное обеспечение компьютера. Системное ПО.

1

Устный опрос

12

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

Устный опрос

13

Файлы и файловые структуры

1

Устный опрос

14

Пользовательский интерфейс

1

Письменный опрос

15

Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

Контрольная работа

16

Изображения на экране компьютера. Пр.Р.№1 «Графические примитивы»

1

Практическая работа

17

Компьютерная графика. Пр.Р.№2 «Работа с фрагментами»

1

Практическая работа

18

Создание графических изображений. Пр.Р.№3 «Создание анимации»

1

Практическая работа

19

Контрольная работа №3. Обработка графической информации

1

Контрольная работа

20

Текстовые документы и технологии их создания. Пр.р.№4 «Ввод текста»

1

Практическая работа

21

Создание текстовых документов на компьютере. Пр.р.№5 «Редактирование»

1

Практическая работа

22

Пр.р.№6 «Прямое форматирование»

1

Практическая работа

23

Пр.р.№7 «Стилевое форматирование»

1

Практическая работа

24

Пр.р.№8 «Визуализация информации в текстовых документах»

1

Практическая работа

25

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

Устный опрос

26

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

Устный опрос

27

Оформление реферата История вычислительной техники

1

Устный опрос

28

Контрольная работа №4. Обработка текстовой информации

1

Контрольная работа

29

Технология мультимедиа.

1

Письменный опрос

30

Пр.р.№9 Компьютерные презентации

1

Практическая работа

31

Пр.р.№10 Создание мультимедийной презентации

1

Практическая работа

32

Контрольная работа №5. Мультимедиа.

1

Контрольная работа

33

Основные понятия курса.

1

Письменный опрос

34

Итоговое тестирование.

1

Письменный опрос

35

Резервный урок

1

Итого:

35 часов

Тематическое планирование 8 класс

№

Дата

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Виды и формы контроля

8а

8б

8в

1гр

2гр

1 гр.

2 гр.

план

1

Т.Б. Общие сведения о системах счисления

1

Устный опрос

факт

2

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Устный опрос

3

Компьютерные системы счисления

1

Устный опрос

4

Пр.р №1 Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

Практическая работа

5

Пр.р.№2 Представление целых чисел

1

Практическая работа

6

Представление вещественных чисел

1

Устный опрос

7

Высказывание. Логические операции.

1

Устный опрос

8

Пр.р.№3Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Контрольная работа

9

Свойства логических операций.

1

Устный опрос

10

Решение логических задач

1

Устный опрос

11

Логические элементы

1

Устный опрос

12

Контрольная работа №1 «Математические основы информатики».

1

Контрольная работа

13

Алгоритмы и исполнители

1

Устный опрос

14

Способы записи алгоритмов

1

Письменный опрос

15

Объекты алгоритмов

1

Устный опрос

16

Пр.р.№4 Алгоритмическая конструкция следование

1

Практическая работа

17

Пр.р.№5 Алгоритмическая конструкция ветвление.

1

Практическая работа

18

Пр.р.№6 Сокращённая форма ветвления

1

Практическая работа

19

Пр.р.№7 Алгоритмическая конструкция повторение.

1

Практическая работа

20

Пр.р.№8 Цикл с заданным условием окончания работы

1

Практическая работа

21

Пр.р.№9 Цикл с заданным числом повторений.

1

Практическая работа

22

Контрольная работа №2 «Основы алгоритмизации».

1

Контрольная работа

23

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

Устный опрос

24

Пр.р.№10 Организация ввода и вывода данных

1

Практическая работа

25

Пр.р.№11 Программирование линейных алгоритмов

1

Практическая работа

26

Пр.р.№12 Программирование разветвляющихся алгоритмов.

1

Практическая работа

27

Составной оператор.

1

Письменный опрос

28

Пр.р.№14 Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

Практическая работа

29

Пр.р.№15 Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

Практическая работа

30

Пр.р.№16 Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

Практическая работа

31

Пр.р.№17 Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1

Практическая работа

32

Контрольная работа №3. Начала программирования

1

Контрольная работа

33

Основные понятия курса.

1

Письменный опрос

34

Итоговое тестирование.

1

Письменный опрос

35

Резервный урок

1

Итого:

35 часов

Тематическое планирование 9 класс

№

Дата

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Виды и формы контроля

9а

9б

план

1

Моделирование как метод познания

1

Устный опрос

факт

2

Знаковые модели

1

Устный опрос

3

Графические модели

1

Устный опрос

4

Пр.р.№1 Табличные модели

1

Практическая работа

5

База данных как модель предметной области. Пр.р.№2 Реляционные базы данных.

1

Практическая работа

6

Пр.р.№3 Система управления базами данных

1

Практическая работа

7

Пр.р.№4 Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

Практическая работа

8

Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация».

1

Контрольная работа

9

Решение задач на компьютере

1

Устный опрос

10

Пр.р.№5 Одномерные массивы целых чисел.

1

Практическая работа

11

Пр.р.№6 Вычисление суммы элементов массива

1

Практическая работа

12

Пр.р.№7 Последовательный поиск в массиве

1

Практическая работа

13

Пр.р.№8 Сортировка массива

1

Практическая работа

14

Конструирование алгоритмов

1

Письменный опрос

15

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

1

Устный опрос

16

Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и программирование».

1

Контрольная работа

17

Интерфейс электронных таблиц.

1

Устный опрос

18

Пр.р. № 9 Организация вычислений.

1

Практическая работа

19

Пр.р. № 10 Встроенные функции. Логические функции.

1

Практическая работа

20

Пр.р. №11 Сортировка и поиск данных.

1

Практическая работа

21

Пр.р. № 12 Построение диаграмм и графиков.

1

Практическая работа

22

Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Контрольная работа

23

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

Устный опрос

24

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

Устный опрос

25

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

Устный опрос

26

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

Устный опрос

27

Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Пр.р. №13. Электронная почта.

1

Практическая работа

28

Пр.р. №14. Технологии создания сайта.

1

Практическая работа

29

Пр.р. №15. Содержание и структура сайта.

1

Практическая работа

30

Пр.р. №16. Оформление сайта.

1

Практическая работа

31

Пр.р. №17. Размещение сайта в Интернете.

1

Практическая работа

32

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии».

1

Контрольная работа

33

Основные понятия курса.

1

Письменный опрос

34

Итоговое тестирование.

1

Письменный опрос

35

Резервный урок

1

Итого:

35 часов

Критерии оценивания

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании (письменном опросе) все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания


Отметка


95% и более


отлично


80-94%%


хорошо


66-79%%


удовлетворительно


менее 66%


неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) и отказ от выполнения учебных обязанностей.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях: 
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Контрольно – измерительные материалы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
  10. Материалы портала РЕШУОГЭ (https://inf-oge.sdamgia.ru/)
Просмотреть свитедельство о публикации


Информатика, Рабочие программы 9 класс, Использование ИКТ, Рабочие программы.

Post navigation

Как подготовить дошкольника с нарушением зрения к плеопто – ортоптическому лечению?
«Безопасные каникулы»

Информатика

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023