Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Рабочие программы

Автор: Смирнова Анна Владимировна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 города Кропоткин Краснодарского края
Краткое описание работы: Данная рабочая программа поможет учителям организовать дополнительные занятия с учащимися 7 классов. Ребята познакомятся с языковыми средствами и их употреблением в речи.

Дата публикации: 2019-10-17 Рабочая программа по дополнительным занятиям «Мастерская юного словесника» для учащихся 7 классов Смирнова Анна Владимировна МБОУ СОШ №5 города Кропоткин Краснодарского края Данная рабочая программа поможет учителям организовать дополнительные занятия с учащимися 7 классов. Ребята познакомятся с языковыми средствами и их употреблением в речи.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Рабочая программа по дополнительным занятиям «Мастерская юного словесника» для учащихся 7 классов

Скачать работу


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительным занятиям «Мастерская юного словесника» для учащихся 7 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях.

Цель и задачи данного курса

Предметом изучения курса «Мастерская юного словесника» является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явление искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тему этого предмета есть собственные задачи:

1) закрепление уже изученных лингвистических терминов

2) знакомство с новой лексикографической терминологией;

3) развитие умения работать со словарем;

4) развитие навыка поиска лингвистической информации;

5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;

6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.

2. Общая характеристика курса

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово изнутри, раскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Связь с уже существующими по данному направлению программами заключается в том, что содержание занятий в данной студии представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с языковыми нормами.

И практическую значимость наблюдаем в совершенствовании учащимися своих знаниий, умения и навыков по русскому языку и литературе.

Итогом работы в студии является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их.

Новизна (перспективность) данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы студии, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы студии желательно, чтобы занятие проводилось в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Обучающиеся 7 класса познакомятся с употреблением языковых средств, средств художественной изобразительности, с произведениями устной народной словесности, лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка, изучат роды литературы. Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим.

3. Описание места курса в учебном плане

Реализация программы « Мастерская юного словесника» рассчитана на полугодие объемом 17 часов. Данная внеурочная деятельность организована по общеинтеллектуальному направлению развития личности детей.

Возраст обучающихся 13-15 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

- формирование интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, 

- корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками; 

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи; 

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в систему гуманитарных наук и его роли в образование в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязей его уровней и языковых единиц;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; усвоение базовых понятий: монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – деловой стилей и разговорной речи; функционально смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); тексты, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- опоздание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное потребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектность анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры; принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформлениям, использования выразительных средств языка;

- осознание эстетической функции родного языка.

5. Содержание программы дополнительных занятий

Тема 1. Употребление языка

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола.

Тема 2. Средства художественной изобразительности

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь. Тема 4. Произведения устной народной словесности

Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.

Тема 5. Эпическое произведение

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения. Лекция.

Тема 6. Лирическое произведение

Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма..

Тема 7. Драматическое произведение

Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Названия тем занятий

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Употребление языковых средств (5 часов )

1

Стилистические возможности слов и выражений

1

2

Общеупотребительные и диалектные слова. Специальные слова. Заимствованные слова. Неологизмы.

1

3

Употребление имени существительного

1

4

Употребление имени прилагательного

1

5

Употребление глагола.

1

Средства художественной изобразительности (5 часов)

6

Сравнение, аллегория, эпитет

1

7

Метафора. Олицетворение.

1

8

Метонимия. Синекдоха. Гипербола

1

9

Порядок слов в предложении. Инверсия.

1

10

Повтор. Антитеза. Риторический вопрос и риторическое восклицание

1

Юмор в произведениях словесности (2 часа )

11

Что такое юмор. Комическая неожиданность

1

12

Соединение несоединимого. Остроумная речь.

1

Произведения устной народной словесности (2 часа)

13

Былины. Былинный стих. Особенности языка былины.

1

14

Легенда. Предание.

1

Эпическое произведение, его особенности (1 час )

15

Отличие эпического произведения от лирического и драматического.

Литературный герой. Характер литературного героя

Как раскрывается характер героя в сюжете. Герой произведения и его автор.

1

Лирическое произведение, его особенности ( 1 час)

16

Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения

Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

Аллитерация.

Рифма. Главное свойство стихов

1

Драматическое произведение, его особенности (1 час)

17

Особенности языка драматического произведения

Как изображается характер героя в пьесе

Сюжет драматического произведения

1

Просмотреть свитедельство о публикации


Рабочие программы, Русский язык 7 класс, Рабочие программы.

Post navigation

Конспект урока по алгебре на тему “Преобразование тригонометрических выражений” по обновленному образованию
Рекомендация для родителей

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022