Рабочая программа по дополнительным занятиям «Мастерская юного словесника» для учащихся 7 классов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительным занятиям «Мастерская юного словесника» для учащихся 7 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях.
Цель и задачи данного курса
Предметом изучения курса «Мастерская юного словесника» является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явление искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тему этого предмета есть собственные задачи:
1) закрепление уже изученных лингвистических терминов
2) знакомство с новой лексикографической терминологией;
3) развитие умения работать со словарем;
4) развитие навыка поиска лингвистической информации;
5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.
2. Общая характеристика курса
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово изнутри, раскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Связь с уже существующими по данному направлению программами заключается в том, что содержание занятий в данной студии представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с языковыми нормами.
И практическую значимость наблюдаем в совершенствовании учащимися своих знаниий, умения и навыков по русскому языку и литературе.
Итогом работы в студии является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их.
Новизна (перспективность) данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы студии, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы студии желательно, чтобы занятие проводилось в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Обучающиеся 7 класса познакомятся с употреблением языковых средств, средств художественной изобразительности, с произведениями устной народной словесности, лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка, изучат роды литературы. Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим.
3. Описание места курса в учебном плане
Реализация программы « Мастерская юного словесника» рассчитана на полугодие объемом 17 часов. Данная внеурочная деятельность организована по общеинтеллектуальному направлению развития личности детей.
Возраст обучающихся 13-15 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- формирование интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью,
- корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в систему гуманитарных наук и его роли в образование в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязей его уровней и языковых единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; усвоение базовых понятий: монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – деловой стилей и разговорной речи; функционально смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); тексты, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опоздание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное потребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектность анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры; принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформлениям, использования выразительных средств языка;
- осознание эстетической функции родного языка.
5. Содержание программы дополнительных занятий
Тема 1. Употребление языка
Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола.
Тема 2. Средства художественной изобразительности
Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.
Тема 3. Юмор в произведениях словесности
Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь. Тема 4. Произведения устной народной словесности
Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.
Тема 5. Эпическое произведение
Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения. Лекция.
Тема 6. Лирическое произведение
Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма..
Тема 7. Драматическое произведение
Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Названия тем занятий | Количество часов | Дата проведения | |||
План | Факт | |||||
Употребление языковых средств (5 часов ) | ||||||
1 | Стилистические возможности слов и выражений | 1 | ||||
2 | Общеупотребительные и диалектные слова. Специальные слова. Заимствованные слова. Неологизмы. | 1 | ||||
3 | Употребление имени существительного | 1 | ||||
4 | Употребление имени прилагательного | 1 | ||||
5 | Употребление глагола. | 1 | ||||
Средства художественной изобразительности (5 часов) | ||||||
6 | Сравнение, аллегория, эпитет | 1 | ||||
7 | Метафора. Олицетворение. | 1 | ||||
8 | Метонимия. Синекдоха. Гипербола | 1 | ||||
9 | Порядок слов в предложении. Инверсия. | 1 | ||||
10 | Повтор. Антитеза. Риторический вопрос и риторическое восклицание | 1 | ||||
Юмор в произведениях словесности (2 часа ) | ||||||
11 | Что такое юмор. Комическая неожиданность | 1 | ||||
12 | Соединение несоединимого. Остроумная речь. | 1 | ||||
Произведения устной народной словесности (2 часа) | ||||||
13 | Былины. Былинный стих. Особенности языка былины. | 1 | ||||
14 | Легенда. Предание. | 1 | ||||
Эпическое произведение, его особенности (1 час ) | ||||||
15 | Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой. Характер литературного героя Как раскрывается характер героя в сюжете. Герой произведения и его автор. | 1 | ||||
Лирическое произведение, его особенности ( 1 час) | ||||||
16 | Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов | 1 | ||||
Драматическое произведение, его особенности (1 час) | ||||||
17 | Особенности языка драматического произведения Как изображается характер героя в пьесе Сюжет драматического произведения | 1 | ||||