Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Биология » Рабочие программы

Автор: Ершова Галина Александровна
Учебное заведение: МБОУ "Чкаловская СОШ" Оренбургский район
Краткое описание работы: Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику «Биология. Введение в биологию». Линейный курс: 5 кл. / В.В. Пасечник – М. Просвещение, 2021 составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Дата публикации: 2022-05-17 Рабочая программа по биологии 5 класс Ершова Галина Александровна МБОУ "Чкаловская СОШ" Оренбургский район Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику «Биология. Введение в биологию». Линейный курс: 5 кл. / В. В. Пасечник – М. Просвещение, 2021 составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Рабочая программа по биологии 5 класс

Скачать работу


Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 5 класс

Наименование учебного предмета: биология

Класс: 5

Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)

Учебник: «Биология. Введение в биологию». Линейный курс: 5 кл. / В.В. Пасечник –

М. Просвещение, 2021 , рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.

Сведения об авторе (авторах): Ершова Галина Александровна, учитель географии и биологии

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В результате изучения курса биологии «Живые организмы»:

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

II. Содержание учебного курса «Биология» 5 класс «Введение в биологию»

Живые организмы. Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Основные признаки живого. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие).

Клеточное строение организмов

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Вид как основная систематическая категория живого

Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактериальная клетка. Роль бактерий в природе, жизни человека.

Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.

Царство Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями

Царство Животные. Общее знакомство с животными. Многообразие и классификация животных. Значение животных в природе и жизни человека.

Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Сезонные явления в жизни растений и животных. Растительный и животный мир родного края.

Экосистемы. Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Круговорот веществ. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Список лабораторных и практических работ по разделу:

  1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.
  2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
  3. Изучение органов цветкового растения;

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

5 класс

№

п\п

Раздел (тема).

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Лабораторные работы

1

Введение в биологию

7

1

-

2

Строение и многообразие живых организмов

11

1

3

3

Организм и среда обитания

16

2

-

Итого

34

4

3

Наименование и количество контрольных мероприятий

в рамках тематического и итогового контроля

5 класс

№

Наименование раздела

Наименование работы

1

Введение в биологию

К/ р по теме: «Введение в биологию»

2

Строение и многообразие живых организмов

Л.р. №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

Л.р. №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Л.р. №3 «Изучение органов цветкового растения»

К/р по теме: «Строение и многообразие живых организмов»

3

Организм и среда обитания.

Всероссийская проверочная работа

Промежуточная аттестация.

IV. Календарно-тематическое планирование биология 5 класс (1 час в неделю, 34 часа)

№ урока

п/п

№

урока в теме

Тема урока

Использование оборудования центра естествен-

нонаучной и технологической направленности «Точка роста»

Практическая часть курса

Дата

Сопутствующее повторение

План.

Факт.

Тема 1. Введение в биологию 7 ч.

1

1

Живая и неживая природа

Признаки живого организма.

2

2

Биология как наука

Науки о природе.

3

3

Методы изучения живых организмов

Компьютер, презентация

Методы изучения живой природы

4

4

Методы исследования: измерение

Урок-исследования

Мерный цилиндр, весы электронные учебные, термометр, линейка, гербарий «Деревья и кустарники»

Измерительные приборы

5

5

Методы исследования: описание

Магнит дугообразный демонстрационный

Описание результатов исследования.

6

6

Методы исследования: эксперимент

Стакан стеклянный, палочка стеклянная

Приборы и оборудование

7

7

Контрольная работа по теме: «Введение в биологию»

Тема 2. Строение и многообразие живых организмов 11ч.

8

1

Увеличительные приборы

Микроскоп оптический, лупа

Лаб. раб.№1

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.

Строение микроскопа

9

2

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

Компьютер.

Набор для изготовления микропрепаратов, микропрепараты, цифровой микроскоп

Лаб. раб. № 2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

Главные части клетки

10

3

Организм - единое целое

Компьютер, презентация

Одноклеточные и многокле

точные организмы

11

4

Жизнедеятельность организмов

Компьютер,

презентация

Процессы жизнедеятель

ности

12

5

Разнообразие организмов

Систематика, вид

13

6

Царство Бактерии

Компьютер.

Набор для изготовления микропрепаратов, цифровой микроскоп, влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»

Значение бактерий

14

7

Царство Грибы

Компьютер,

презентация

Строение грибов Съедобные и ядовитые грибы

15

8

Царство Растения.

гербарий «Основные группы растений» микропрепарат «Растительная клетка», цифровой микроскоп

Лаб.раб. № 3 Изучение органов цветкового растения;

Разнообразие растений, хлорофилл, автотрофы

16

9

Царство Животные

Компьютер,

презентация

Гетеротрофы, позвоночные, беспозвоночные

17

10

Урок обобщения и повторения по теме «Строение и многообразие живых организмов»

Клетка, ткань, орган, признаки царств живой природы

18

11

Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие живых организмов»

Тема 3.Организм и среда обитания-16ч.

19

1

Среда обитания

Компьютер,

презентация Влажный препарат «Ящерица»,

«Карась»

Среда обитания, почва

20

2

Экологические факторы

Экология, факторы среды обитания.

21

3

Сезонные явления в жизни организмов

Компьютер,

презентация

Сезонные изме

нения в жизни живых организмов

22

4

Природные сообщества

Гербарий «Растительные сообщества»

Природное сообщество

23

5

Взаимосвязи организмов в сообществах

Компьютер,

презентация

Пищевая цепочка

24

6

Сообщества, создаваемые человеком

Компьютер,

презентация

экосистемы

25

7

Экосистемы природных зон Земли

Природная зона. Умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон.

26

8

Природные зоны России

Компьютер,

презентация

Природа природных зон

27

9

Хозяйственная деятельность человека в природе

Урок-конференция

Окружающая среда

28

10

Охрана природы

Компьютер,

презентация

заповедник

29

11

Всероссийская проверочная работа

30

12

Планета Земля – наш общий дом

биосфера

31

13

Урок обобщения и повторения по теме: «Организм и среда обитания»

Экология, факторы среды, природное сообщество, природные зоны

32

14

Промежуточная аттестация. Тестовая работа

33

15

Растения и животные Красной книги Оренбургской области

Компьютер,

Презентация,

Гербарий «Растительные сообщества»

Красная книга, охрана природы

34

16

Задания на лето

Просмотреть свитедельство о публикации


Биология, Рабочие программы 5 класс, Рабочие программы.

Post navigation

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Песок и вода» (для младшего дошкольного возраста)
Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес – наш дом»

Биология

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022