Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 5 класс
Наименование учебного предмета: биология
Класс: 5
Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Учебник: «Биология. Введение в биологию». Линейный курс: 5 кл. / В.В. Пасечник –
М. Просвещение, 2021 , рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.
Сведения об авторе (авторах): Ершова Галина Александровна, учитель географии и биологии
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса биологии «Живые организмы»:
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
II. Содержание учебного курса «Биология» 5 класс «Введение в биологию»
Живые организмы. Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Основные признаки живого. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие).
Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Вид как основная систематическая категория живого
Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактериальная клетка. Роль бактерий в природе, жизни человека.
Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.
Царство Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями
Царство Животные. Общее знакомство с животными. Многообразие и классификация животных. Значение животных в природе и жизни человека.
Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Сезонные явления в жизни растений и животных. Растительный и животный мир родного края.
Экосистемы. Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Круговорот веществ. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Список лабораторных и практических работ по разделу:
- Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.
- Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
- Изучение органов цветкового растения;
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
№ п\п | Раздел (тема). | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Лабораторные работы |
1 | Введение в биологию | 7 | 1 | - |
2 | Строение и многообразие живых организмов | 11 | 1 | 3 |
3 | Организм и среда обитания | 16 | 2 | - |
Итого | 34 | 4 | 3 |
Наименование и количество контрольных мероприятий
в рамках тематического и итогового контроля
5 класс
№ | Наименование раздела | Наименование работы |
1 | Введение в биологию | К/ р по теме: «Введение в биологию» |
2 | Строение и многообразие живых организмов | Л.р. №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними» Л.р. №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» Л.р. №3 «Изучение органов цветкового растения» К/р по теме: «Строение и многообразие живых организмов» |
3 | Организм и среда обитания. | Всероссийская проверочная работа Промежуточная аттестация. |
IV. Календарно-тематическое планирование биология 5 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Использование оборудования центра естествен- нонаучной и технологической направленности «Точка роста» | Практическая часть курса | Дата | Сопутствующее повторение | |||
План. | Факт. | ||||||||
Тема 1. Введение в биологию 7 ч. | |||||||||
1 | 1 | Живая и неживая природа | Признаки живого организма. | ||||||
2 | 2 | Биология как наука | Науки о природе. | ||||||
3 | 3 | Методы изучения живых организмов | Компьютер, презентация | Методы изучения живой природы | |||||
4 | 4 | Методы исследования: измерение Урок-исследования | Мерный цилиндр, весы электронные учебные, термометр, линейка, гербарий «Деревья и кустарники» | Измерительные приборы | |||||
5 | 5 | Методы исследования: описание | Магнит дугообразный демонстрационный | Описание результатов исследования. | |||||
6 | 6 | Методы исследования: эксперимент | Стакан стеклянный, палочка стеклянная | Приборы и оборудование | |||||
7 | 7 | Контрольная работа по теме: «Введение в биологию» | |||||||
Тема 2. Строение и многообразие живых организмов 11ч. | |||||||||
8 | 1 | Увеличительные приборы | Микроскоп оптический, лупа | Лаб. раб.№1 Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними. | Строение микроскопа | ||||
9 | 2 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | Компьютер. Набор для изготовления микропрепаратов, микропрепараты, цифровой микроскоп | Лаб. раб. № 2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата); | Главные части клетки | ||||
10 | 3 | Организм - единое целое | Компьютер, презентация | Одноклеточные и многокле точные организмы | |||||
11 | 4 | Жизнедеятельность организмов | Компьютер, презентация | Процессы жизнедеятель ности | |||||
12 | 5 | Разнообразие организмов | Систематика, вид | ||||||
13 | 6 | Царство Бактерии | Компьютер. Набор для изготовления микропрепаратов, цифровой микроскоп, влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками» | Значение бактерий | |||||
14 | 7 | Царство Грибы | Компьютер, презентация | Строение грибов Съедобные и ядовитые грибы | |||||
15 | 8 | Царство Растения. | гербарий «Основные группы растений» микропрепарат «Растительная клетка», цифровой микроскоп | Лаб.раб. № 3 Изучение органов цветкового растения; | Разнообразие растений, хлорофилл, автотрофы | ||||
16 | 9 | Царство Животные | Компьютер, презентация | Гетеротрофы, позвоночные, беспозвоночные | |||||
17 | 10 | Урок обобщения и повторения по теме «Строение и многообразие живых организмов» | Клетка, ткань, орган, признаки царств живой природы | ||||||
18 | 11 | Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие живых организмов» | |||||||
Тема 3.Организм и среда обитания-16ч. | |||||||||
19 | 1 | Среда обитания | Компьютер, презентация Влажный препарат «Ящерица», «Карась» | Среда обитания, почва | |||||
20 | 2 | Экологические факторы | Экология, факторы среды обитания. | ||||||
21 | 3 | Сезонные явления в жизни организмов | Компьютер, презентация | Сезонные изме нения в жизни живых организмов | |||||
22 | 4 | Природные сообщества | Гербарий «Растительные сообщества» | Природное сообщество | |||||
23 | 5 | Взаимосвязи организмов в сообществах | Компьютер, презентация | Пищевая цепочка | |||||
24 | 6 | Сообщества, создаваемые человеком | Компьютер, презентация | экосистемы | |||||
25 | 7 | Экосистемы природных зон Земли | Природная зона. Умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон. | ||||||
26 | 8 | Природные зоны России | Компьютер, презентация | Природа природных зон | |||||
27 | 9 | Хозяйственная деятельность человека в природе Урок-конференция | Окружающая среда | ||||||
28 | 10 | Охрана природы | Компьютер, презентация | заповедник | |||||
29 | 11 | Всероссийская проверочная работа | |||||||
30 | 12 | Планета Земля – наш общий дом | биосфера | ||||||
31 | 13 | Урок обобщения и повторения по теме: «Организм и среда обитания» | Экология, факторы среды, природное сообщество, природные зоны | ||||||
32 | 14 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа | |||||||
33 | 15 | Растения и животные Красной книги Оренбургской области | Компьютер, Презентация, Гербарий «Растительные сообщества» | Красная книга, охрана природы | |||||
34 | 16 | Задания на лето |