Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Внеурочная деятельность педагога » Другое

Автор: Чиганов Владимир Владимирович
Учебное заведение: МАОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска
Краткое описание работы: Рабочая программа нацелена на создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Дата публикации: 2019-11-13 Рабочая программа кружка «Удивительный мир шахмат» 5-8 классы Чиганов Владимир Владимирович МАОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска Рабочая программа нацелена на создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Рабочая программа кружка «Удивительный мир шахмат» 5-8 классы

Скачать работу


Пояснительная записка

Программа кружка «Удивительный мир шахмат» для 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов разработана на основе Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ №26.

Общая характеристика кружка

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий -способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Актуальность данного кружка «Удивительный мир шахмат» обусловлена тем, что в начале обучения в основной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
  • помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
  • научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
  • обучить решать комбинации на разные темы;
  • обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
  • научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

  • развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
  • развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
  • развивать способность анализировать и делать выводы;
  • способствовать развитию творческой активности;
  • развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

  • воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
  • сформировать правильное поведение во время игры;
  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
  • воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);
  2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-8 классов (10-15 лет)

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:

  • групповая работа;
  • работа в парах;
  • индивидуальная работа;
  • практическая игра;
  • решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • участие в турнирах и соревнованиях.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

к концу учебного курса дети научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.
  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
  • сравнивать и анализировать действия других игроков;
  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
  • осуществлять простейшие комбинации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные:

  • Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
  • Формировать уважительное отношение к иному мнению.
  • Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
  • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.

Познавательные:

  • Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
  • Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.
  • Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.
  • Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.
  • Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
  • Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.

Коммуникативные:

  • Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.
  • Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
  • Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
  • Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
  • Формировать умение контролировать свои действия.
  • Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Место кружка «Удивительный мир шахмат» в учебной деятельности.

Настоящая программа составлена на 68 часов в 5 классе, на 34 часа в 6 классе , на 34 часа в 7 классе, на 34 часа в 8 классе в соответствии с Учебным планом МАОУ СОШ №26 из расчета 34 учебных недель и 1 день.

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год.

Материально – техническое обеспечение

Методические пособия:

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Технические средства обучения:

*Компьютер

*Шахматы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

5 КЛАСС

№

№

п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Тема 1. Шахматная доска и фигуры.

4

1-2

1.1-1.2

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

2

3-4

1.3-1.4

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

2

Тема 2. Ходы и взятия фигур.

6

5-7

2.1-2.3

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

3

8-10

2.4-2.6

Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

3

Тема 3. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.

16

11-14

3.1-3.4

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат.

4

15-18

3.5-3.8

Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход

4

19-22

3.9-3.12

Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата.

4

23-26

3.13-3.16

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

4

Тема 4. Запись шахматных ходов.

8

27-30

4.1-4.4

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

4

31-34

4.5-4.8

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

4

Тема 5. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

12

35-38

5.1-5.4

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

4

39-40

5.5-5.6

Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен.

2

41-42

5.7-5.8

Материальный перевес, качество.

2

43-46

5.9-5.12

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

4

Тема 6. Общие принципы разыгрывания дебюта.

21

47-50

6.1-6.4

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

4

51-54

6.5-6.8

Классификация дебютов. Анализ учебных партий..

4

55-58

6.9-6.12

Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки.

4

59-68

6.13-6.21

Соревнования.

9

ИТОГО

68

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

6 КЛАСС

№

п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Т Тема 1. Введение. Организационное занятие.

1

1

1.1

З Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

1

Тема 2. Шахматы – спорт, наука и искусство. 

1

2

2.1

И История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

1

Тема 3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. 

4

3

3.1

Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации.

1

4

3.2

Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

1

5

3.3

Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии.

1

6

3.4

Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

1

Тема 4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

1

7

4.1

Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

1

Тема 5. Тактика. Тактические удары и комбинации.

4

8

5.1

Т Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара.

1

9

5.2

Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

1

10

5.3

Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход.

1

11

5.4

Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

1

Тема 6. Эндшпиль.

5

12

6.1

Эндшпиль. Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

1

13

6.2

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

1

14

6.3

Эндшпиль. Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

1

Т Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля.

1

Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг.

1

Конь против ферзя, ладьи, слона. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

1

Тема 7. Конкурсы по решению задач и этюдов.

3

15

7.1

О Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

1

16

7.2

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

1

17

7.3

Соревнования, турниры (по отдельному графику). Индивидуальные занятия. 

1

Т Тема 8. Шахматы – спорт, наука, искусство. 

1

18

8.1

Краткая история шахмат, сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы проведения .

1

Тема 9. Шахматная литература.

1

19

9.1

Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.

1

Тема 10. Тактика. 

3

20

10.1

Т О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение.

1

21

10.2

Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака.

22

10.3

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

1

Тема11. Стратегия. 

3

23

11.1

Ч Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

1

24

11.2

Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес.

1

25

11.3

Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

1

Т Тема 12. Эндшпиль. 

2

26

12.1

Т Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в д эншпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур.

1

27

12.2

Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

1

Тема 13. Дебют. План в дебюте.

1

28

13.1

Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

Тема 14. Шахматные компьютеры. 

2

29

14.1

Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ.

30

14.2

Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.

1

Тема 15. Конкурсы по решению задач и этюдов. 

3

31

15.1

Решение конкурсных задач и этюдов. Сеансы одновременной игры.

1

ИТОГО

34

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

7 КЛАСС

№

№

п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Тема№1.

11

1

1

Повторение пройденного материала изученного за год.

1

2

2

Игровая практика (начало игры).

1

3

3

Сравнительная ценность шахматных фигур.

1

4

4

Основные цели дебюта.

1

5

5

Классификация дебютов.

1

6

6

Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой.

1

7

7

Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования.

1

8

8

Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.

1

9

9

Развитие фигур и борьба за центр.

1

10

10

Активность важнейший принцип игры шахмат.

1

11

11

Как разыгрывать дебют. Основные цели.

1

Тема№2.

5

12

1

Расположение пешек. Пешечные слабости.

1

13

2

Классификация дебютов.

1

14

3

Шотланская партия.

1

15

4

Ирланская партия.

1

16

5

Защита Немцовича.

1

Тема№3.

12

17

1

Французкая защита.

1

18

2

Защита Каро-Канн.

1

19

3

Сицилианская защита.

1

20

4

Ферзевый гамбит.

1

21

5

Дебют четырех коней. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта.

1

22

6

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия.

1

23

7

Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

1

24

8

Защита двух коней.

1

25

9

Разбор учебных партий. Материальное преимущество.

1

26

10

Сеансы одновременной игры.

1

27

11

Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

1

28

12

Позиционное преимущество.

1

Тема№4.

7

29

1

Преимущество в пространстве. Владение открытыми линиями.

1

30

2

Слабые и сильные поля. Ослабление позиции короля.

1

31

3

Как малыми силами удержать превосходство силы противника.

1

32

4

Чья пешка первая проходит в ферзи. Пешечный прорыв.

1

33-35

5-7

Переход в выигрышные пешечные окончания. Найденный путь.

3

ИТОГО

35

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

8 КЛАСС

№

№

п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Тема№1. Повторение.

2

1-2

1.1-1.2

Повторение пройденного материала изученного за год.

2

Тема№2. Краткая история шахмат.

2

3

2.1

Происхождение шахмат.

1

4

2.2

Легенды о шахматах.

1

Тема№3. Шахматная нотация.

6

5

3.1

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

6

3.2

Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

7-8

3.3-3.4

Запись начального положения.

2

9-10

3.5-3.6

Запись партии.

2

Тема№4. Ценность шахматных фигур.

4

11

4.1

Ценность фигур.

1

12

4.2

Сравнительная сила фигур.

1

13

4.3

Достижение материального перевеса.

1

14

4.4

Способы защиты.

1

Тема№5. Техника матования одинокого короля.

4

15-16

5.1-5.2

Техника матования одинокого короля.

2

17-18

5.3-5.4

Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

2

Тема№6. Достижение мата без жертвы материала.

4

18

6.1

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

19

6.2

Цугцванг.

1

20

6.3

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

21

6.4

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

Тема№7. Шахматная комбинация.

13

23-24

7.1-7.2

Шахматные комбинации.

2

25-26

7.3-7.4

Разнообразие шахматной игры.

2

27-34

7.5-7.12

Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия.

8

35

7.13

Шахматный турнир.

1

ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

5 КЛАСС

Тема 1. Шахматная доска и фигуры.

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Тема 2. Ходы и взятия фигур.

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Тема 3. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Тема 4. Запись шахматных ходов.

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Тема 5. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Тема 6. Общие принципы разыгрывания дебюта.

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки. Соревнования.

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

6 КЛАСС

Тема 1. Введение. Организационное занятие.

Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Тема 2. Шахматы – спорт, наука и искусство. 

История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

Тема 3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. 

Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных

фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы.

Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение

пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

Тема 4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

Тема 5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

Тема 6. Эндшпиль.

Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

Тема 6. Дебют.

Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

Тема 7. Конкурсы по решению задач и этюдов.

Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей. Сеансы одновременной игры. Соревнования, турниры (по отдельному графику). Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных .

Тема 8. Шахматы – спорт, наука, искусство. 

Краткая история шахмат, сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы проведения .

Тема 9. Шахматная литература.

Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.

Тема 10. Тактика. 

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

Тема11. Стратегия. 

Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

Тема 12. Эндшпиль. 

Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

Тема 13. Дебют. План в дебюте.

Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

Тема 14. Шахматные компьютеры. 

Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.

Тема 15. Конкурсы по решению задач и этюдов. 

Решение конкурсных задач и этюдов. Сеансы одновременной игры. Индивидуальные занятия.  Работа с карточками и компьютером, разбор  и анализ партий. Итоговое занятие.  Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

7 КЛАСС

Тема№1.

1. Повторение пройденного материала изученного за год.

2. Игровая практика (начало игры).

3. Сравнительная ценность шахматных фигур.

4. Основные цели дебюта.

5. Классификация дебютов. Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.

6. Развитие фигур и борьба за центр.

7. Активность важнейший принцип игры шахмат.

8. Как разыгрывать дебют. Основные цели.

Тема№2..

1. Расположение пешек.

2. Пешечные слабости.

3. Классификация дебютов.

4. Развитие фигур. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение.

5. Борьба за центр в дебютах.

6. Защита двух коней.

7. Шотланская партия.

8. Ирланская партия.

Тема№3.

1. Французкая защита.

2. Защита Каро-Канн.

3. Сицилианская защита.

4. Ферзевый гамбит.

5. Защита Немцовича.

6. Дебют четырех коней. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

7. Защита двух коней.

8. Разбор учебных партий.

9. Материальное преимущество. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

10. Позиционное преимущество.

Тема№4.

1. Преимущество в пространстве.

2. Владение открытыми линиями.

3. Слабые и сильные поля.

4. Ослабление позиции короля.

5. Как малыми силами удержать превосходство силы противника.

6. Чья пешка первая проходит в ферзи.

7. Пешечный прорыв.

8. Переход в выигрышные пешечные окончания. Найденный путь.

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ»

8 КЛАСС

Тема№1. Повторение. (2 ч.)

1. Повторение пройденного материала изученного за год.

Тема№2. Краткая история шахмат. (2 ч.)

  1. Происхождение шахмат.
  2. Легенды о шахматах.

Тема№3. Шахматная нотация. (6 ч.)

  1. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
  2. Обозначение шахматных фигур и терминов.
  3. Запись начального положения.
  4. Запись партии.

Тема№4. Ценность шахматных фигур. (4 ч.)

1.Ценность фигур.

2. Сравнительная сила фигур.

3. Достижение материального перевеса.

4.Способы защиты.

Тема№5. Техника матования одинокого короля. (4 ч.)

  1. Техника матования одинокого короля.
  2. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

Тема№6. Достижение мата без жертвы материала. (4 ч.)

  1. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.
  2. Цугцванг.
  3. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
  4. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Тема№7. Шахматная комбинация (13 ч.)

  1. Шахматные комбинации.
  2. Разнообразие шахматной игры.
  3. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия.
  4. Шахматный турнир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1.       В.И. Мульдияров. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на Дону.:»Феникс», 2009.

2.       Гил В.Я.  Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2012.

3.       Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г

4.       Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

5.       Костьев А.Н.  Учителю о шахматах. -  М,: Физкультура и спорт, 1986.

6.       Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.

7.        Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. -  Донецк:  2011.

8.       Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.

9.       Славин И.И.  Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 

10.   Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

11.   Юдович М.М.  Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966 .

Для учащихся:

1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994. 

2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

3.       Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

4.   Горенштейн Р.Я.  Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

5.  Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .

6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986

7.  Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель,  2007.

8.   Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

9. Шишигин Б.В. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г

 

 Приложение

Дидактические игры и игровые задания.

“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.

“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.

“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Приложение 2.

Дидактические задания.

“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.

“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.

“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.

“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.


Просмотреть свитедельство о публикации


Внеурочная деятельность педагога, Другое 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, Игры, Программы кружка, Рабочие программы.

Post navigation

Доклад на тему «Разработка памяток по организации детского экспериментирования в домашних условиях»
ЭССЕ «Моя педагогическая философия»

Внеурочная деятельность

  • Работа с родителями
    • Собрания
  • Классные часы
  • Отчеты о внеурочной деятельности
  • Другое

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022