Рабочая программа Элективный курс: Информационные технологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В Г. МИРНОМ»
УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГАПОУ РС (Я) «МРТК» от «___» ________ 2021 г. № ______________ |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС: ПОО.02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ
Мирный – 2021 г.Лист согласования
Программа учебной дисциплины Элективный курс: ПОО.02 Информационные технологии в экономике разработана Касаткиной Т.Е. преподавателем ГАПОУ РС (Я) «Региональный технический колледж в г. Мирном»
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры ЕНД ГАПОУ РС (Я) МРТК «___»________________20___г. протокол №___
Заведующая кафедрой Касаткина Т.Е./_______________________/
Программа рабочей дисциплины рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании Учебно-методического совета ГАПОУ РС (Я) МРТК
«____» ____________ 20___ г. протокол № ___
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС: ПОО.02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях ППССЗ, а именно № 69 от 05.02.2018 г. 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная учебная дисциплина относится предполагаемым ОО.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Элективный курс: Информационные технологии» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часов;
самостоятельная работа – 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Максимальное количество часов | 106 |
Обязательная учебная нагрузка | 94 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 26 |
практические занятия | 68 |
Самостоятельная работа | 12 |
Промежуточная аттестация дифф.зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Элективный курс: ПОО.02 Информационные технологии в экономике
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов Ауд/срс | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание | ||||
1 | Информационный процесс человека, в биологических, технических и социальных системах. | 1 | лекция | ||
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности | 2 | Технические средства телекоммуникационных технологий | 1 | лекция | |
Программные средства телекоммуникационных технологий | |||||
3 | Способы подключения к сети Интернет | 1 | |||
Специализированные интернет-приложения | Семинар | ||||
Интернет-приложения в сфере профессиональной деятельности | |||||
Практическая работа | |||||
4-9 | Приемы работы с браузером. Работа с образовательными порталами. | 6 | |||
Поиск информации в сети Интернет. | |||||
Работа с электронными каталогами библиотек. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Поисковая работа (подготовка сообщений по индивидуальным темам) | 6 | ||||
Раздел 1. Информационная деятельность человека | |||||
Тема 1.1. Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 1,2 | |||
10-11 | Информатика в современной картине мира. | 2 | лекция | ||
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | |||||
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей | |||||
Информационная этика. | |||||
Раздел 2. Информация и информационные процессы | |||||
Тема 2.1. Представление и обработка информация | Содержание учебного материала | 1,2,3 | |||
12 | Информация: виды, свойства. | 1 | комбинированный урок | ||
Измерение информации | |||||
Системы счисления | |||||
Алгебра логики. Логические операции | |||||
Практические занятия | |||||
13-21 | Решение задач на измерение информации | 8 | практическая работа | ||
Перевод чисел по видам системам счисления (расчетная работа) | |||||
Построение таблиц истинности (расчетная работа) | |||||
Проверочная работа в форме расчетных работ | 2 | ||||
Тема 2.2. Алгоритмизация и программирование | Содержание учебного материала | 1,2,3 | |||
22 | Алгоритмизация. | 1 | лекция | ||
Программирование | |||||
Практические занятия | |||||
23-32 | Программирование линейных алгоритмов. | 10 | практическая работа | ||
Программирование условных алгоритмов. | |||||
Программирование циклических алгоритмов. | |||||
Программирование массивов | |||||
Программирование процедур, функций | |||||
Тема 2.3. Компьютерные модели | Содержание учебного материала | 1 | |||
33 | Автоматические и автоматизированные системы управления. | 1 | семинар | ||
Тема 2.4.Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров | Содержание учебного материала | ||||
34-35 | Информационные процессы | 2 | семинар | ||
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | |||||
Тема 3.1.Архитектура компьютеров | Содержание учебного материала | 1 | |||
36-38 | Классификация компьютеров | 3 | лекция | ||
Внутренне аппаратное обеспечение ПК | |||||
Программное обеспечение: прикладное, системное, системы программирования | |||||
Тема 3.2. Компьютерные сети | Содержание учебного материала | 1,2,3 | |||
39-40 | Типология компьютерных сетей. | 2 | лекция | ||
Разграничение прав доступа к сети | |||||
Практические занятия | |||||
41-48 | Топологии локальных сетей | 8 | практическая работа | ||
Построение логической модели сети | |||||
Построение физической модели сети | |||||
Определение программного обеспечения сети | |||||
Тема 3.3. ТБ, защита информации | Содержание учебного материала | 1 | |||
49-50 | Требования ОТиТБ. | 2 | лекция | ||
Компьютерная безопасность. Антивирусы. | |||||
Практические занятия | |||||
51-52 | Установка, проверка, обновление антивирусных программ | 2 | практическая работа | ||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | |||||
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов | Содержание учебного материала | 1,2,3 | |||
53-54 | Автоматизация информационных процессов. MS Office | 2 | лекция | ||
Практические занятия | практическая работа | ||||
55-62 | Ввод текста и форматирование шрифтов. | 8 | |||
Абзацы. Колонтитулы | |||||
Создание и форматирование таблиц | |||||
Создание списков, колонок, буквиц | |||||
Вставка и редактирование объектов | |||||
Комплексное использование возможностей текстовых редакторов | |||||
Тема 4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования) | Содержание учебного материала | 1,2.3 | |||
Практические занятия | |||||
63-70 | Организация расчетов в табличном процессоре | 8 | практическая работа | ||
Построение и форматирование диаграмм | |||||
Использование функций | |||||
Относительная и абсолютная адресация | |||||
Фильтрация. Условное форматирование | |||||
Комплексное использование возможностей табличных процессоров | |||||
Тема 4.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных | Содержание учебного материала | 1,2,3 | |||
Практические занятия | |||||
71-76 | Проектирование БД | 6 | практическая работа | ||
Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных | |||||
Модификация таблиц. Запросы. Отчеты в СУБД | |||||
Комплексное использование возможностей СУБД | |||||
Тема 4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах | Содержание учебного материала | 1,2,3 | |||
77-78 | Виды компьютерной графики | 2 | лекция | ||
Средства мультимедиа | |||||
Практические занятия | |||||
79-84 | Создание изображений в графических редакторах | 6 | практическая работа | ||
Разработка презентаций | |||||
Задание эффектов и демонстрация презентации | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:
Домашние практические работы | 6 | ||||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | |||||
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий | Содержание учебного материала | 1,2.3 | |||
Практические занятия | практическая работа | ||||
85-90 | Средства создания и сопровождения сайта. Создание web-сайта на языке HTML. | 6 | |||
Создание web-сайта с помощью Word | |||||
Создание web-сайта с помощью конструктора сайтов | |||||
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 1 | |||
91-92 | Сетевое программное обеспечение в компьютерных сетях | 2 | лекция | ||
Разграничение прав доступа в компьютерных сетях | |||||
93-94 | Промежуточная аттестация/дифф.зачет | 2 ч. ВПР | |||
Всего: | 106 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информационных технологий».
Оборудование рабочих мест учебного кабинета:
– компьютерный стол, проектор для преподавателя;
– компьютерные столы для обучающихся;
– комплект деталей, инструментов, приспособлений;
– комплект бланков технологической документации;
– комплект учебно-методической документации.
Оборудование рабочих мест лаборатории:
– программа Microsoft Windows 8, Microsoft Office 2016;
- программа Adobe Photoshop;
- программа Corel Draw;
- Компас - 3D;
– носители информации;
– комплект плакатов;
– комплект учебно-методической документации.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов:
– электронные учебники;
– электронные плакаты;
– электронные модели;
– электронные видеоматериалы.
Технические средства обучения:
– оборудование электропитания;
– серверное оборудование;
– коммутируемое оборудование;
– мультимедийное оборудование;
– источники бесперебойного питания;
– интерактивная доска;
– принтер лазерный;
– сканер;
– аудиосистема;
– внешние накопители информации;
– мобильные устройства для хранения информации;
– локальная сеть;
– подключение к глобальной сети Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Основная литература:
- Голицына О.Л., Попов И. И., Партыка Т.Л., Максимов Н.В. Информационные технологии. - М: ИД «ФОРУМ» - ИНФА-М, 2016.
- Горев А.Э. Информационные технологии в профессиональной деятельности (автомобильный транспорт). –М.: Юрайт, 2016. – 271 с.
- Фуфаев Э.В. Пакеты прикладных программ: учебное пособие для студентов средне профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия» 2013.
Дополнительные источники:
- Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие/ Е.В. Михеева – М.: Издательский центр «Академия», 2014
- Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Гриф МО РФ/Е.Л. Федотова - Издательство: Инфра-М, Форум, 2014г.
- Информационные системы и технологии. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"/Ю.Ф. Тельнов Издательство: Юнити-Дана, 2013г.
- Компьютерные информационные технологии/А.П. Елепин Издательство: Академкнига, 2014г.
Дополнительные интернет – источники:
- Электронно-библиотечная система https://znanium.com/
- Электронный курс дисциплины https://c1623.c.3072.ru/course/index.php?categoryid=6
- Сайт Университетская библиотека онлайн [форма доступа]:
- Федеральный сайт образования РФ [форма доступа]:
Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Информатика и информационные технологии: конспект лекций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru
2.Современные тенденции развития компьютерных и информационных технологий: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.do.sibsutis.ru
3.Электронный учебник «Информатика» [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://vovtrof.narod.ru
Дополнительные источники (при необходимости)
1.Системы автоматизированного проектирования.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания:
| Демонстрировать знания номенклатуры и порядка использования программных продуктов, положения и принципы построения системы обработки и передачи информации; устройства компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации; методы и приемы обеспечения информационной безопасности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; общий состав и структуру персональных электронно- вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий для автотранспортного предприятия, их эффективность. Выполнять практические работы связанные с расчетами в компьютерных программах, использованием сети Интернет; созданием хранением и размещением баз данных; обработкой и анализом информации; применением графических редакторов; поиском информациию | устное и письменное выполнение индивидуальных практических работ; решение тестовых заданий. |
Умения:
| Оценка результатов выполнения практических работ Экспертное наблюдение за выполнением работ; ВПР |