РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Веселая палитра»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
казенное образовательное учреждение Республики Калмыкия
«Лаганская коррекционная школа-интернат»
«Согласовано» Зам.директора по УВР _______Л.С.Арнюдаева | «Утверждено» Приказом от «__»_____2021 года Директор КОУРК «ЛКШИ» ________А.А.Харкебенов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Веселая палитра»
1-6 классы
2021-2022учебный год
«Рассмотрено»
на методическом объединении
Протокол №___от «__»_____2021 года
_________Мотнянова Д.С.
Составитель:
Аязбаева М.Ф., учитель,
соответствие занимаемой должности
г. Лагань, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая палитра» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовое обеспечение разработки рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью составляют:
1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ № 1599 от 14 декабря 2014 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.Адаптированная основная образовательная программа казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Лаганской коррекционной школы – интерната»;
4.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов для учителей казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Лаганской коррекционной школы – интерната»;
- Устав КОУРК «ЛКШИ».
Программа ориентирована на развитие у детей творческих способностей и эстетического восприятия мира, формирование эстетического вкуса. Рабочая программа подразумевает знакомство и практические занятия с некоторыми техниками в декоративно- прикладном творчестве и изобразительной деятельности. Программа является интегрированной – в ней соединены самые различные виды изодеятельности: рисунок (гуашь, акварель, пастель), оригами, квиллинг (бумагокручение), скрабукинг (оформление открыток и альбомов и т.д), аппликация, изобразительное искусство и работа с природным материалом – всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ребенку всесторонне развиваться в художественно-эстетическом направлении, освоить различные техники и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала. В связи с этим программа «Веселая палитра» имеет выраженный развивающий характер.
Цель программы состоит в развитии у ребёнка творческого потенциала, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического восприятия окружающего мира на основе освоения различных технологий изготовления декоративно-прикладных поделок и создания собственных авторских творческих работ.
В процессе реализации программы решаются следующие основные задачи:
Обучающие задачи:
- Обучение разнообразным художественным техникам.
- Знакомство с основами художественного искусства.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Обучение работе с различными материалами и инструментами.
Развивающие задачи:
- Развитие фантазии и творческого мышления.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие памяти, мышления.
-Развитие самостоятельности в работе, рациональной организации труда (последовательность выполнения работы) и самообразования.
- Развитие чувства ответственности.
- Развитие волевых качеств личности (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца).
Воспитательные задачи:
- Воспитание патриотических чувств.
- Воспитание любви к природе и окружающему миру.
- Воспитание эстетических чувств.
- Экологическое воспитание.
-Воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности и ответственности.
- Воспитание культуру поведения и бесконфликтного общения в коллективе.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 учебный год (в году 34 учебных недель). Возраст обучающихся от 7 до 15 лет.
Рабочая программа подразумевает знакомство и практические занятия с некоторыми техниками в декоративно-прикладном творчестве и изобразительной деятельности.
Занятия в 1-6 классах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Дни недели | Часы работы |
Понедельник | 1класс |
Вторник | 3-4 классы |
Среда | 5-6 классы |
Количественный и возрастной состав обучающихся обусловлен следующими факторами:
– требуется индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных особенностей;
– каждая творческая работа воспитанника индивидуальна и требует особой проработки со стороны педагога (помощь в подборе материалов и в других, чисто технических моментах);
– работа с режущими инструментами должна проводиться с учётом возраста обучающихся детей.
Формы реализации программы.
Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями школьников. Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Форма обучения очная. Возможно проведение занятий с элементы проектной деятельности или видео - уроков.
Особое внимание уделяется здоровье-сберегающему компоненту. На протяжении занятий чередуются различные формы деятельности обучающегося: – теоретический материал может восприниматься сидя, а практическое часть занятия – может выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по кабинету, подходить к другим детям и педагогу, поскольку на остальных уроках дети преимущественно сидят). Только чередование положения тела способствует формированию правильной осанки у обучающегося. Также на занятиях проводятся физкультминутки.
Механизм оценки образовательных результатов.
Для удобства работы созданы несколько форм отчетности, которые позволяют оценивать сравнительную динамику изменений в эмоционально-коммуникативной и интеллектуальной сферах развития ребенка:
- Входной контроль: при поступлении в творческий коллектив «Палитра» проводится устное собеседование с ребёнком.
- Текущий контроль: осуществляется по окончанию изучения каждого раздела: предполагается выполнение самостоятельной работы по заданному образцу. А также посредством организации экспресс-выставок выявляется уровень освоения материала.
3. Контроль освоения материала проводится в конце каждого года обучения в форме специально организованного зачетного занятия.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание.
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитательные результаты программы учащихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов дополнительного образования увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По каждому из направлений дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Чем и как рисует художник? | 4 |
3 | Веселые узоры | 7 |
4 | Природа и фантазия. | 14 |
5 | Волшебная Мозаика | 8 |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Вводное занятие Знакомство с преподавателем. Общие сведения о творческом коллективе «Веселая палитра». Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Чем и как рисует художник? | ||
2.1 2.2 2.3 2.4 | Развитие моторики. | 1 |
Основы цветоведения. | 1 | |
«Черное» и «Белое» | 1 | |
Теплые и холодные цвета. | 1 | |
Веселые узоры. | ||
3.1 3.2 3.3 3.4 | Узоры из геометрических фигур | 1 |
Узоры в полосе. | 1 | |
Узоры с растительным орнаментом. | 1 | |
Осенние мотивы. | 1 | |
Картины русских художников. | 1 | |
4.1 | Подготовка к конкурсам по плану учреждения и выставкам изготовлении коллективных работ. | 2 |
Природа и фантазия. | ||
5.1 | Матушка природа! | 1 |
5.2 | Предметная аппликация из сушеных листьев. | 2 |
5.3 | Аппликация: создание узора методом отпечатка листьев на бумаге. | 1 |
5.4 | Сюжетная аппликация. | 2 |
5.5 | Композиция из зерна и крупы. | 2 |
5.6 | Флористическая картина. | 2 |
5.7 | Сувенир из природного материала. | 2 |
5.8 | Изготовление игрушки из природного материала и пластилина. | 1 |
5.9 | Презентация творческих авторских работ. | 1 |
Волшебная Мозаика. | ||
6.1 | Аппликация в технике мозаик. | 1 |
6.2 | Лоскутная аппликация. | 2 |
6.3 | Обратная аппликация. | 1 |
6.4 | Итоговый контроль: Годовая зачетная работа. | 1 |
6.5 | Презентация авторских творческих работ. | 1 |
Творческий или тематический вечер (экскурсия) | 1 | |
7.1 | Открытый урок для родителей | 1 |
Общее кол-во часов | 34 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Бабурова Г. «Искусство детям». Цветочные узоры Полхлв-Майдана- педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Г.А. Величкина Г.А., Т.Я. Шпиколова «Искусство детям». Дымковская игрушка- педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Дорожин Ю.Г. «Искусство детям». Городецкая роспись- педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Евсеева Т. «Искусство детям». Филимоновские свистульки - педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 2008год. WWW.school-collection.edu.ru Поурочное планирование к учебнику «Изобразительное искусство», 2 класс, Кузин В.С., издательство «Дрофа»
- Колокольникова В.В «Рисование» второй класс.
- Колокольникова В.В «Рисование» первый класс.
- Конышева Н.М. «лепка в начальных классах».
- Крюкова С.В автор- педагог-психолог и программа С.В. Крюкова и Н.П. Слободяник.
- Межуева Ю.А. «Искусство детям». Сказочная гжель - педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Носова Т. «Искусство детям». Ситцевый лоскуток - педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Орлова Л.В. «Искусство детям». Хохломская роспись учебное издание- педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Проснякова Т. Н. . «Художественный труду для начальной школы» - ИД «Федоров»
- Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская» технология 4 кл. Учебник. - ИД «Федоров»
- Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства» технология 3 кл. Учебник. - ИД «Федоров»
- Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества - педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. «Умные руки» 1 кл. Методика. - ИД «Федоров»
- Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. «Уроки творчества» 2 кл. Методика.- ИД «Федоров»
- Ушинский К.Д Родное слово.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» технология 1 кл. Учебник. - ИД «Федоров»
- Цирулик Н.А., Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» технология 2 кл. Учебник. - ИД «Федоров»
- Шпиколова Т.Я. Изобразительное искусство 1класс.- ИД «Федоров»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Проснякова Т.Н. «Кошки». Энциклопедия технологий прикладного творчества.
- Проснякова Т.Н. «Собачки». Энциклопедия технологий прикладного творчества.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1.Инфоурок – сайт для учителей.https://infourok.ru/
2.Социальная сеть педагогических работников: http://nsportal.ru/