Рабочая программа дополнительного образования детей «Юный художник-конструктор»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Станция юных техников» Индустриального района
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МУДОД
«Станция юных техников»
Индустриального района
№____от «___»_09___2012г.
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Юный художник-конструктор»
Для детей 12-15лет
на 2 год обучения
на 2012-2013 учебный год
Составитель: Курочкина Лариса Николаевна
педагог дополнительного
образования
Ижевск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Юный художник-конструктор" составлена на основе типовой программы "Декоративно-прикладное искусство и дизайн" (рекомендованная Управлением внешкольного дополнительного образования, МО РФ, М. «Просвещение» 1995). является модифицированной с углубленным уровнем развития детей.
Курс для объединения ИЗО – Дизайн рассчитан для занятий с детьми в возрасте с 12 – 15 лет на 2 года обучения, всего 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
.
Цель: Формирование и развитие творческого потенциала учащегося через образный язык изобразительного искусства и знакомство с основными характеристиками проектной деятельности в современном дизайне, с основами технической эстетики.
Задачи: изучение народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Овладеть художественным строем орнамента, кистевой росписи предметов;
- ознакомление детей с основными характеристиками современного дизайна: эргономичность, системность, структурность;
- познание закономерностей образования геометрической формы предметов в единстве его составных частей;
- изучение способов создания и преобразования формы при изучении функционального назначения и с учетом используемого материала;
- овладение приемами работы различных материалов, навыками планирования и организации исполнительности;
- накопление художественных знаний в проявлениях изобразительного искусства и дизайна, специфики работы художника, скульптора, мастера декоративно-прикладного искусства и дизайнера;
- освоение приемов и принципов проектирования, моделирования, макетирования изделия;
- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работы, модели проекта, открытие новых возможностей материалов при создании образа.
Изучение курса предусматривает рассмотрение вопросов дизайна, его требование к предметной среде, закономерностей образования формы различных изделий быта и труда. Это расширяет представление школьников о возможностях дизайна (знание основ графической грамоты, умение выражать свои творческие замыслы с помощью графических изображений, рассматривать конструкции различных объектов производства в соответствии с требованиями дизайна и эргономики).
Темы и виды работ, которые помогут детям глубокому освоению содержания программы:
Беседа с показом аналогов произведений (книги, репродукции, диапозитивы, модели и т.д.).
Экскурсии в выставочные залы, знакомство с оформлением магазинов, поездка по городу и знакомство с графической дизайнерской рекламной продукцией, знакомство с обучением в УдГУ (отделение дизайна). Знакомство с деревянной скульптурой – посещение народного мастера «резчика».
Занятия, связанные с рисованием с натуры, по памяти, по воображению (изучение формы, конструкции).
Упражнения, на развитие основ композиции (статика, динамика, симметрия, ритм и т. д.).
Формы работы: индивидуальная и коллективная игры, решение головоломок, демонстрирование и защита проекта, выставка, конкурсы.
Выполнение творческих практических работ:
«Буквица» (графический материал);
«Книжка-раскладка» (графические материалы, картон);
«Маска» (конструирование, папье-маше).
«Новогодняя игрушка» (конструкционные и др. материалы).
«Литературный герой» (бумагопластика).
«Веселый городок» (бумагопластика, макет города).
«Мое эго» (конструирование).
Комплект «Светлана», «У лукоморья» (роспись и т. д.).
Имитация фактуры природных поверхностей материалов (мрамор, дерево и т. д.).
Конструирование предметов ДПИ из бумаги (Дымковская, Филимоновская, Богородская игрушки, Городецкая, Гжель и др. промыслы).
Моделирование и конструирование из различных материалов («Деревня», «Город», «Театр», «Карнавальный костюм»).
Условия реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методическая литература
2. Типовые программы по декоративно-прикладному творчеству МО РФ
3. Периодические издания по направлению деятельности
4. Учебная и художественная литература по тематике бесед
5. Методические разработки ПДО планы конспекты
6. Наглядный раздаточный материал таблицы схемы образцы шаблоны трафареты технологические и инструкционные карты
7. Информационные разработки планшеты альбомы рефераты инструкции по технике безопасности
8. Разработки для организации контроля и определения результатов обучения и воспитания тесты анкеты вопросники игры и т.д.
Прогнозируемый результат 1-ого года обучения.
Знания и умения, полученные на занятиях кружка:
- знать и уметь особенности видов изобразительного искусства, основные характеристики современного дизайна;
- уметь анализировать конструктивную форму (синтезировать);
- знать и свободно использовать свойство материалов;
- уметь заключать художественный строй орнамента в любую композицию;
- владеть навыками кистевой росписи, выразительными средсвами рисунка, живописи, пластики скульптуры;
- строить развертки геометрических форм;
- достаточно самостоятельно работать над проектом, выполняя все предшествующие этапы.
Прогнозируемый результат 2-ого года обучения.
Знания и умения, полученные на занятиях кружка:
- понимать образный язык конструктивных видов искусства; уметь видеть в них единство социальной роли функционального и художественно-образного начал;
- уметь конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
- реализовывать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- знать основы композиционного макетирования объектов на предметной плоскости в пространстве;
- знать основы создания с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами.
Учебно-тематическое план (1-й год)
Наименование тем | Всего по плану | Теория | практические | Виды контроля | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 6 | 2 | 4 | викторина |
2 | Сущность творческой деятельности художника и дизайнера. | 42 | 4 | 38 | |
3 | Шрифт и орнамент. | 21 | 2 | 19 | выставка |
4 | Рисунок - основа творческой деятельности художника, художника - конструктора. | 33 | 3 | 30 | выставка |
5 | Объемная композиция. | 48 | 6 | 42 | защита |
6 | Макетирование. | 60 | 12 | 48 | Защита пректов |
7 | Заключительное занятие. | 6 | - | 6 | |
ИТОГО: | 216 | 29 | 187 |
Учебно-тематический план (2-й год)
Наименование тем | Всего по плану | Теория | практические | Виды контроля | |
1 | Вводное занятие. | 6 | 2 | 4 | викторина |
2 | Художественно-конструкторское проектирование. | 18 | 3 | 15 | выставка |
3 | Изобразительные средства передачи фактур различных материалов. | 12 | 2 | 10 | |
4 | Конструирование рождественской игрушки (открытки) | 15 | 2 | 13 | конкурс |
5 | Дизайн костюма | 27 | 3 | 24 | конкурс |
6 | Живопись и дизайн. | 51 | 5 | 46 | выставка |
7 | Скульптура и дизайн. | 30 | 3 | 27 | |
8 | Архитектура и дизайн. | 30 | 6 | 24 | выставка |
9 | Моделирование и конструирование. | 21 | 2 | 19 | выставка |
10 | Заключительное занятие. | 6 | - | 6 | |
ИТОГО: | 216 | 28 | 188 |
Учебно-тематический план (2-й год обучения)
Наименование тем | Теория | практические | Всего по плану | Виды контроля | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 4 | 6 | ||
1.1 | Цели и задачи кружка. Знакомство с программой обучения. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Практическая часть. Демонстрация свойств различных материалов и техник | 3 | ||||
1.2 | Теоретическая часть Знакомство с инструментами необходимыми для занятий. Практическая часть. Защита свойств различных материалов и техник. Выступление обучающихся | 6 | ||||
2 | Художественно-конструкторское проектирование. | 3 | 15 | 18 | ||
2.1 | Теоретическая часть. Основные этапы работы дизайнера над проектом изделия. Работа с аналогами Практическая часть. Просмотр журналов, книг, аналогов проектов дизайнеров. | 9 | ||||
2.2 | Теоретическая часть. Знакомство с вариантами выполнения технического рисунка. Практическая часть. Выполнение эскиза, технического рисунка | 12 | ||||
2.3 | Теоретическая часть.
Практическая часть.
| 15 | ||||
2.4 | Теоретическая часть. Практическая часть. "Мое эго"(конструкция) | 18 | ||||
2.5 | Теоретическая часть. Практическая часть. "Мое эго"(ритм, цвет). Цветная бумага, пластилин | 21 | ||||
2.6 | Теоретическая часть. Практическая часть. "Мое эго". Объемная композиция. Защита проектов | 24 | ||||
3 | Изобразительные средства передачи фактур различных материалов. | 2 | 10 | 12 | ||
3.1 | Теоретическая часть. Особенности отделки, строения поверхности материала для художественной выразительности изделия. Практическая часть. Работа над фактурой. Передача фактуры природных поверхностей: черепаха, змея. Техника и материал. Бумага, цветная бумага, пластилин, картон (коробка), акварель, гуашь, пенеплен, коллаж. | 27 | ||||
3.2. | Теоретическая часть. Приемы имитации материалов: дерево Практическая часть. Работа над фактурой | 30 | ||||
3.3 | Теоретическая часть. Приемы имитации материалов: ткань Практическая часть. Работа над фактурой | 33 | ||||
3.4 | Теоретическая часть. Приемы имитации материалов: мрамор, природный камень и т. д. Практическая часть. Работа над фактурой | 36 | ||||
4 | Конструирование рождественской игрушки (открытки) | 2 | 13 | 15 | ||
4.1 | Теоретическая часть. История развития оформления открытки (игрушки) Практическая часть. Эскиз игрушки (открытки) | 39 | ||||
4.2 | Теоретическая часть. Особенности конструирования (замки) Практическая часть. Выбор материала для конструирования | 42 | ||||
4.3 | Практическая часть. Работа над выкройками. Выполнение чертежей. | 45 | ||||
4.4 | Практическая часть. Конструирование игрушки (открытки). Сборка объемной композиции. | 48 | ||||
4.5 | Практическая часть. Украшение, декор. Работа над мелкими элементами. Акцент в объемной композиции. Практическая часть. Защита игрушки. Образность, простота изготовления, технологичность. | 51 | ||||
5 | Дизайн костюма | 3 | 24 | 27 | ||
5.1 | Теоретическая часть. Образ и конструкция костюма Просмотр и знакомство с аналогами Практическая часть. Создание эскизов костюма. Выбор эскизов. | 54 | ||||
5.2 | Теоретическая часть. Этапы работы дизайнера над костюмом Практическая часть Подборка материалов: полиэтилен, картон, пенеплен и т.д. | 57 | ||||
5.3 | Теоретическая часть. Приемы работы над элементами костюма. Практическая часть Работа над конструкцией костюма.( пенеплен) | 60 | ||||
5.4 | Теоретическая часть Практическая часть Работа над конструкцией костюма. Раскрой материала. | 63 | ||||
5.5 | Теоретическая часть. Практическая часть Работа над конструкцией костюма. Головной убор, аксессуары. Маска | 66 | ||||
5.6 | Теоретическая часть. Декор костюма. Практическая часть Декор костюма. (работа над модулями) | 69 | ||||
5.7 | Теоретическая часть. Практическая часть Декор костюма. (изготовление модулей) | 72 | ||||
5.8 | Теоретическая часть. Практическая часть Репетиция защиты костюма (хореография, песня и т.д.) | 75 | ||||
5.9 | Теоретическая часть. Практическая часть Конкурс и защита костюма. | 78 | ||||
Живопись и дизайн | 5 | 46 | 51 | |||
6.1 | Теоретическая часть. Основные течения и направления в живописи.. Практическая часть. Выполнение оригинальных цветовых композиций Техника и материал. Бумага, гуашь, акварель, аппликация, фломастеры, цветные карандаши. | 81 | ||||
6.2 | Теоретическая часть. Цвет в природе, возможности передачи цветом объема, фактуры и т. д. Практическая часть. Выполнение оригинальных цветовых композиций. Работа над фактурой. | 83 | ||||
6.3 | Теоретическая часть. Цвет в природе, возможности передачи цветом объема, фактуры и т. д. Практическая часть. Штрих, пятно и т.д. Фактура | 87 | ||||
6.4 | Теоретическая часть. Практическая часть.. Монотипия. Работа над фактурой. | 90 | ||||
6.5 | Теоретическая часть. Практическая часть. Завершение работы. Оформление. Анализ | 93 | ||||
6.6 | Теоретическая часть. Знакомство с лоскутной мозаикой Практическая часть. Аппликация из кусочков ткани Эскиз. | 96 | ||||
6.7 | Теоретическая часть Практическая часть. Работа с выкройками. Акценты в композиции. Аппликация из кусочков ткани | 99 | ||||
6.8 | Теоретическая часть. Практическая часть. Склеивание. Аппликация из кусочков ткани | 102 | ||||
6.9 | Теоретическая часть. Цвет в народной живописи, ДПИ и росписи по дереву (декор). Практическая часть Подмалевок кистевой росписи Элементы кистевой росписи. | 105 | ||||
6.10 | Теоретическая часть. Практическая часть Элементы кистевой росписи. | 108 | ||||
6.11 | Теоретическая часть. Практическая часть Элементы кистевой росписи. Оживка | 111 | ||||
6.12 | Теоретическая часть. Практическая часть Украшение разделочных досок. Композиция, эскиз | 114 | ||||
6.13 | Теоретическая часть. Практическая часть Украшение разделочных досок. Эскиз | 117 | ||||
6.14 | Теоретическая часть. Практическая часть Украшение разделочных досок. Подмалевок | 120 | ||||
6.15 | Теоретическая часть. Практическая часть Украшение разделочных досок. Роспись | 123 | ||||
6.16 | Теоретическая часть. Практическая часть Украшение разделочных досок. Оживка. | 126 | ||||
6.17 | Теоретическая часть. Практическая часть Украшение разделочных досок. Оформление. Выставка. | 129 | ||||
7 | Скульптура и дизайн. | 3 | 27 | 30 | ||
7.1 | Теоретическая часть. История развития скульптуры. Народная скульптура. Основы формообразования в скульптуре и дизайне. Практическая часть. Лепка формы на основе декоративного творчества. Техника и материал. Бумага, цветная бумага, пластилин, глина, картон (коробка), акварель, гуашь, парафин. | 132 | ||||
7.2 | Практическая часть. Лепка формы на основе декоративного творчества. Техника и материал. Бумага, цветная бумага, пластилин, глина, картон (коробка), акварель, гуашь, парафин. | 135 | ||||
7.3 | Теоретическая часть. Профессиональная скульптура. Особенности работы скульптора. Практическая часть. Конструирование игрушек и др. предметов на основе современных народных промыслов. | 138 | ||||
7.4 | Практическая часть. Создание объемной формы. Сочетание мелкой пластики с крупной. (пластилин) | 141 | ||||
7.5 | Практическая часть. Папье-маше Создание объемной формы. Сочетание мелкой пластики с крупной. (пластилин) | 144 | ||||
7.6 | Практическая часть. Папье-маше Нанесение слоев бумаги ( лепка бумагой) | 147 | ||||
7.7 | Практическая часть. Папье-маше Нанесение слоев бумаги ( лепка бумагой) | 150 | ||||
7.8 | Практическая часть. Папье-маше Нанесение слоев бумаги ( лепка бумагой) | 153 | ||||
7.9 | Практическая часть. Папье-маше Оформление поверхности пластики | 156 | ||||
7.10 | Практическая часть. Папье-маше Оформление поверхности пластики (гуашь, акрил) Анализ работ. | 159 | ||||
8 | Архитектура и дизайн. | 6 | 24 | 30 | ||
8.1 | Теоретическая часть. Архитектура дизайн и современность. "Архитектура - застывшая музыка". Практическая часть. Моделирование и конструирование простейших архитектурных форм. Развертки. Сборка. Монтаж. Техника и материал. Бумага, цветная бумага, пластилин, глина, картон (коробка), акварель, гуашь, пенеплен, коллаж. | 162 | ||||
8.2 | Теоретическая часть. Модульная система Практическая часть. Анализ архитектурный элементарных модульных форм. Зарисовки и эскизирование объекта моделирования. | 165 | ||||
8.3 | Теоретическая часть. Система графических изображений Практическая часть. Составление технических рисунков в масштабе макета | 168 | ||||
8.4 | Теоретическая часть. Архитектурное развертывание Практическая часть. Выполнение разверток макета Техника и материал Картон, бумага. | 171 | ||||
8.5 | Теоретическая часть. Архитектурное первичное моделирование Практическая часть. Выполнение модулей по разверткам макета Техника и материал Картон, бумага. | 174 | ||||
8.6 | Теоретическая часть. Архитектурное декорирование Практическая часть. Выполнение архитектурных декоративных элементов Техника и материал Картон, бумага. | 177 | ||||
8.7 | Теоретическая часть. Архитектурное основное моделирование Практическая часть. Монтаж модулей макета Техника и материал Картон, бумага. | 180 | ||||
8.8 | Теоретическая часть. "Чистовое" архитектурное декорирование Практическая часть. Монтаж архитектурных декоративных элементов Техника и материал Картон, бумага. | 183 | ||||
8.9 | Теоретическая часть. Архитектурное завершающее моделирование Практическая часть. Монтаж малых архитектурных форм Техника и материал Картон, бумага. | 186 | ||||
8.10 | Практическая часть. Изготовление подмакетника и установка макета. Техника и материал Картон, бумага. | 189 | ||||
9 | Моделирование и конструирование. | 2 | 19 | 21 | ||
9.1 | Теоретическая часть. Виды моделирования и области их применения. Техническое и художественно-конструкторское творчество. Практическая часть. Разработка и выполнение намеченного проекта. (светильник).Эскиз | 192 | ||||
9.2 | Практическая часть. Разработка и выполнение чертежей модулей (светильник). | 195 | ||||
9.3 | Практическая часть. Разработка и выполнение намеченного проекта. (светильник) Техника и материал. Бумага, цветная бумага, картон (коробка), акварель, гуашь, пенеплен, коллаж. | 198 | ||||
9.4 | Практическая часть. Разработка и выполнение чертежей модулей (светильник). Моделирование формы (склеивание) | 201 | ||||
9.5 | Практическая часть. Разработка и выполнение намеченного проекта. (светильник) Техника и материал. Бумага, цветная бумага, картон (коробка), акварель, гуашь, пенеплен, коллаж. | 204 | ||||
9.6 | Теоретическая часть Взаимодействие искусственного освещения с моделью. Правила безопасности эксплуатации. Практическая часть. Завершение работы над проектом. | 207 | ||||
9.7 | Практическая часть. Демонстрация и защита проекта | 210 | ||||
10 | Заключительное занятие. | - | 6 | 6 | ||
Экскурсии. Выставочные залы, музеи и т. д. Оформление работ. Выставка. Оформление выставки. Подведение итогов. | ||||||
ИТОГО: | 216 |
Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть.
Цели и задачи кружка. Знакомство с программой обучения. Организационные вопросы. Знакомство с инструментами необходимыми для занятий. Правила техники безопасности.
Практическая часть.
Решение задач с головоломками.
Рисунок любимой игрушки (ее анализ формы, материала).
Тема 2. Сущность творческой деятельности художника и дизайнера.
Теоретическая часть.
История возникновения и утверждения дизайна: наука, техника, искусство. Дизайнер - художник технической эстетики. Эволюция предметов, вещей и материального мира.
Практическая часть.
Приемы работы с бумагой, картоном, пластилином, изготовление простых моделей.
Техника и материал.
Бумага, гуашь, картон, пластилин, коллаж.
Тема 3. Шрифт и орнамент.
Теоретическая часть.
Шрифт, возможности его применения. Природа и орнамент. Цвет и ритм в декоративной орнаментальной композиции.
Практическая часть.
Выполнение шрифтов разными инструментами, материалами.
Орнаментальная композиция из простейших геометрических элементов. Выполнение эскизов пригласительных билетов, поздравительных открыток (монохромная техника, полихромная техника).
Книжка - раскладка.
Техника и материал.
Бумага, гуашь, коллаж, картон, тушь.
Тема 4. Рисунок - основа творческой деятельности художника, художника - конструктора.
Теоретическая часть.
Форма. Изображение трехмерной формы на листе бумаги, состоящей из простейших геометрических тел. Основы перспективы.
Практическая часть.
Рисунок с натуры, по памяти, по воображению (техника, город, природные формы). Рисунок деревьев, цветов. Композиция из объемных форм (геометрические тела).
Техника и материал.
Бумага, гуашь, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, воскография.
Тема 5. Объемная композиция.
Понятие о форме. Создание формы дизайнером. Изменение формы в процессе эволюции предметного мира и техники.
Практическая часть.
Создание композиций, моделей и конструкций из объемных геометрических форм.
Работа с пластилином, папье-маше - "Маска" (конструирование).
Создание новогодних игрушек, фонариков и т. д. Эскизы сувенирной посуды (сервизы). Конструирование объемных сказочных героев.
Техника и материал.
Бумага, цветная бумага, пластилин, картон (коробка), гуашь, пенеплен, коллаж.
Тема 6. Макетирование.
Теоретическая часть.
Этапы работы дизайнера по созданию макета. Проект - основа изделия. Работа над макетом.
Практическая часть.
Эскиз проекта. Создание чертежа. Масштабность. Выполнение макета из разных материалов. Использование фактуры материала, цветовое решение. "Веселый городок" - проекты отдельных построек (здания, мосты, транспорт).
Техника и материал.
Бумага, цветная бумага, пластилин, картон (коробка), гуашь, пенеплен, коллаж.
Тема 7. Заключительное занятие.
Экскурсии. Выставочные залы, музеи и т. д.
Оформление работ.
Оформление выставки.
Содержание программы
2 год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть.
Цели и задачи кружка. Знакомство с программой обучения. Организационные вопросы. Знакомство с инструментами необходимыми для занятий. Правила техники безопасности.
Практическая часть.
Демонстрация и защита свойств различных материалов и техник. Выступление обучающихся.
Тема 2. Художественно-конструкторское проектирование.
Теоретическая часть.
Основные этапы работы дизайнера над проектом изделия.
- работа с аналогами.
- Эскизы, технические рисунки. Варианты с учетом возможности выполнения.
- Моделирование, макетирование.
- Защита проекта
Практическая часть.
"Мое эго" (форма, цвет, ритм, конструкция).
Техника и материал.
Бумага, цветная бумага, пластилин, картон (коробка), гуашь, пенеплен, коллаж.
Тема 3. Живопись и дизайн.
Теоретическая часть.
Основные течения и направления в живописи. Цвет в природе, возможности передачи цветом объема, фактуры и т. д.
Цвет в народной живописи, ДПИ и росписи по дереву (декор).
Практическая часть.
Выполнение оригинальных цветовых композиций. Элементы кистевой росписи. Украшение разделочных досок, шкатулок и т. д.
Техника и материал.
Бумага, гуашь, акварель, аппликация, фломастеры, цветные карандаши.
Тема 4. Изобразительные средства передачи фактур различных материалов.
Теоретическая часть.
Особенности отделки, строения поверхности материала для художественной выразительности изделия.
Приемы имитации основных материалов: дерево, ткань, мрамор, природный камень и т. д.
Практическая часть.
Работа над фактурой. Передача фактуры природных поверхностей: черепаха, змея, поры дерева, песок, ткань, мрамор, природный камень и т. д.
Техника и материал.
Бумага, цветная бумага, пластилин, картон (коробка), акварель, гуашь, пенеплен, коллаж.
Тема 5. Скульптура и дизайн.
Теоретическая часть.
История развития скульптуры. Народная скульптура. Профессиональная скульптура. Особенности работы скульптора.
Основы формообразования в скульптуре и дизайне.
Практическая часть.
Лепка формы на основе декоративного творчества. Конструирование игрушек и др. предметов на основе современных народны промыслов. Роспись, декор.
Техника и материал.
Бумага, цветная бумага, пластилин, глина, картон (коробка), акварель, гуашь, парафин.
Тема 6. Архитектура и дизайн.
Теоретическая часть.
Архитектура дизайн и современность.
"Архитектура - застывшая музыка".
Практическая часть.
Моделирование и конструирование простейших архитектурных форм. Развертки. Сборка. Монтаж.
Техника и материал.
Бумага, цветная бумага, пластилин, глина, картон (коробка), акварель, гуашь, пенеплен, коллаж.
Тема 7. Моделирование и конструирование.
Теоретическая часть.
Виды моделирования и области их применения.
Техническое и художественно-конструкторское творчество.
Практическая часть.
Разработка и выполнение намеченного проекта.
Техника и материал.
Бумага, цветная бумага, пластилин, глина, картон (коробка), акварель, гуашь, пенеплен, коллаж.
Тема 8. Заключительное занятие.
Экскурсии. Выставочные залы, музеи и т. д.
Оформление работ. Выставка.
Оформление выставки. Подведение итогов.
Специальная ЛИТЕРАТУРА для педагога
1. Алексахин Н. Н., Голубая сказка. М., 1996.
- Андреева Р. П., Расписные самоделки. С-Пб., 2000.
- Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира. С-Пб., 1998.
- Калмыкова Н. В., Максимова И. А., Макетирование из бумаги и картона. / Учебное пособие. М., 2000.
- Кокшайская О. Н. Все цвета радуги. Ижевск, 1996.
- Кокшайская О. Н. Коллективное творчество детей. М., 1998.
7. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.
8. Малков Я. В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1998.
9. Поломис К. Дети на отдыхе. М., 1997.
- Полунина В. Н., Искусство и дети. М., 1982.
- Самые говоломные говоломки в картинках М., 1998.
- Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2000.
- Циц А. А., Воробьева Е. В. Пластический язык архитектуры. М., 1986.
- Шершевская А. И. Проектирование в школе. Ижевск. 2000.
периодическая ЛИТЕРАТУРА для педагога и для учащихся
- Искусство в школе. Журнал. 1995 - 2002 гг.
- Карапуз. Журнал. 1995 - 2002 гг.
- Мастерилка. Журнал. 1995 - 2002 гг.
- Поиграем в сказку. Журнал. 1995 - 2002 гг.
- Сделай сам. Журнал. 1995 - 2002 гг.
- Школа и производство. Журнал. 1995 - 2002 гг.
Специальная ЛИТЕРАТУРА для учащихся
- Дубас Л., Потапов Е. Книга-игра. Коттедж. М., 2000.
- Дубас Л., Потапов Е. Книга-игра. Православная церковь М., 2000.
- Коноплянский В. С. Построй свой город. Дорога. М., 2000.
- Коноплянский В. С. Построй свой город. Город. М., 2000.
- Коноплянский В. С. Построй свой город. Порт. М., 2000.
- Коноплянский В. С. Построй свой город. Улица. М., 2000.
- Серия. Умная бумага. С-Пб., 1999.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности 1 года обучения составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей "Юный художник-конструктор", утвержденной приказом директора МУДОД "Станция юных техников".
. Курс для объединения ИЗО – Дизайн рассчитан для занятий с детьми в возрасте с 12 – 15 лет на 2 года обучения , всего 216 часов в год . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Цель: Формирование и развитие творческого потенциала учащегося через образный язык изобразительного искусства и знакомство с основными характеристиками проектной деятельности в современном дизайне, с основами технической эстетики.
Задачи: изучение народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Овладеть художественным строем орнамента, кистевой росписи предметов;
- ознакомление детей с основными характеристиками современного дизайна: эргономичность, системность, структурность;
- познание закономерностей образования геометрической формы предметов в единстве его составных частей;
- изучение способов создания и преобразования формы при изучении функционального назначения и с учетом используемого материала;
- овладение приемами работы различных материалов, навыками планирования и организации исполнительности;
- накопление художественных знаний в проявлениях изобразительного искусства и дизайна, специфики работы художника, скульптора, мастера декоративно-прикладного искусства и дизайнера;
- освоение приемов и принципов проектирования, моделирования, макетирования изделия;
- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работы, модели проекта, открытие новых возможностей материалов при создании образа.
Изучение курса предусматривает рассмотрение вопросов дизайна, его требование к предметной среде, закономерностей образования формы различных изделий быта и труда. Это расширяет представление школьников о возможностях дизайна (знание основ графической грамоты, умение выражать свои творческие замыслы с помощью графических изображений, рассматривать конструкции различных объектов производства в соответствии с требованиями дизайна и эргономики).
Темы и виды работ, которые помогут детям глубокому освоению содержания программы:
Беседа с показом аналогов произведений (книги, репродукции, диапозитивы, модели и т.д.).
Экскурсии в выставочные залы, знакомство с оформлением магазинов, поездка по городу и знакомство с графической дизайнерской рекламной продукцией, знакомство с обучением в УдГУ (отделение дизайна). Знакомство с деревянной скульптурой – посещение народного мастера «резчика».
Занятия, связанные с рисованием с натуры, по памяти, по воображению (изучение формы, конструкции).
Упражнения, на развитие основ композиции (статика, динамика, симметрия, ритм и т. д.).
Формы работы: индивидуальная и коллективная игры, решение головоломок, демонстрирование и защита проекта, выставка, конкурсы.
Выполнение творческих практических работ:
«Буквица» (графический материал);
«Книжка-раскладка» (графические материалы, картон);
«Маска» (конструирование, папье-маше).
«Новогодняя игрушка» (конструкционные и др. материалы).
«Литературный герой» (бумагопластика).
«Веселый городок» (бумагопластика, макет города).
Конструирование предметов ДПИ из бумаги (Дымковская, Филимоновская, Богородская игрушки, Городецкая, Гжель и др. промыслы).
Моделирование и конструирование из различных материалов («Деревня», «Город», «Театр», «Карнавальный костюм»).
Прогнозируемый результат 1-ого года обучения.
Знания и умения, полученные на занятиях кружка:
- знать и уметь особенности видов изобразительного искусства, основные характеристики современного дизайна;
- уметь анализировать конструктивную форму (синтезировать);
- знать и свободно использовать свойство материалов;
- уметь заключать художественный строй орнамента в любую композицию;
- владеть навыками кистевой росписи, выразительными средсвами рисунка, живописи, пластики скульптуры;
- строить развертки геометрических форм;
- достаточно самостоятельно работать над проектом, выполняя все предшествующие этапы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности 2 года обучения составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей "Юный художник-конструктор", утвержденной приказом директора МУДОД "Станция юных техников".
. Курс для объединения ИЗО – Дизайн рассчитан для занятий с детьми в возрасте с 12 – 15 ле, Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, всего 216 часов в год.
Цель: Формирование и развитие творческого потенциала учащегося через образный язык изобразительного искусства и знакомство с основными характеристиками проектной деятельности в современном дизайне, с основами технической эстетики.
Задачи: изучение народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Овладеть художественным строем орнамента, кистевой росписи предметов;
- ознакомление детей с основными характеристиками современного дизайна: эргономичность, системность, структурность;
- познание закономерностей образования геометрической формы предметов в единстве его составных частей;
- изучение способов создания и преобразования формы при изучении функционального назначения и с учетом используемого материала;
- овладение приемами работы различных материалов, навыками планирования и организации исполнительности;
- накопление художественных знаний в проявлениях изобразительного искусства и дизайна, специфики работы художника, скульптора, мастера декоративно-прикладного искусства и дизайнера;
- освоение приемов и принципов проектирования, моделирования, макетирования изделия;
- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работы, модели проекта, открытие новых возможностей материалов при создании образа.
Изучение курса предусматривает рассмотрение вопросов дизайна, его требование к предметной среде, закономерностей образования формы различных изделий быта и труда. Это расширяет представление школьников о возможностях дизайна (знание основ графической грамоты, умение выражать свои творческие замыслы с помощью графических изображений, рассматривать конструкции различных объектов производства в соответствии с требованиями дизайна и эргономики).
Темы и виды работ, которые помогут детям глубокому освоению содержания программы:
Беседа с показом аналогов произведений (книги, репродукции, диапозитивы, модели и т.д.).
Экскурсии в выставочные залы, знакомство с оформлением магазинов, поездка по городу и знакомство с графической дизайнерской рекламной продукцией, знакомство с обучением в УдГУ (отделение дизайна). Знакомство с деревянной скульптурой – посещение народного мастера «резчика».
Занятия, связанные с рисованием с натуры, по памяти, по воображению (изучение формы, конструкции).
Упражнения, на развитие основ композиции (статика, динамика, симметрия, ритм и т. д.).
Формы работы: индивидуальная и коллективная игры, решение головоломок, демонстрирование и защита проекта, выставка, конкурсы.
Выполнение творческих практических работ:
«Книжка-раскладка» (графические материалы, картон);
«Маска» (конструирование, папье-маше).
«Новогодняя игрушка» (конструкционные и др. материалы).
«Литературный герой» (бумагопластика).
«Мое эго» (конструирование).
Комплект «Светлана», «У лукоморья» (роспись и т. д.).
Имитация фактуры природных поверхностей материалов (мрамор, дерево и т. д.).
Конструирование предметов ДПИ из бумаги (Дымковская, Филимоновская, Богородская игрушки, Городецкая, Гжель и др. промыслы).
Моделирование и конструирование из различных материалов («Деревня», «Город», «Театр», «Карнавальный костюм»).
Прогнозируемый результат 2-ого года обучения.
Знания и умения, полученные на занятиях кружка:
- понимать образный язык конструктивных видов искусства; уметь видеть в них единство социальной роли функционального и художественно-образного начал;
- уметь конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
- реализовывать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- знать основы композиционного макетирования объектов на предметной плоскости в пространстве;
- знать основы создания с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами.
Методическое обеспечение программы. 1 год обучения
Наименование тем | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, наглядные пособия, ТСО | Виды контроля | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | Беседа, рассказ | викторина | ||
2 | Сущность творческой деятельности художника и дизайнера. | комбинированный | Рассказ, практические работы | Средства ТСО | |
3 | Шрифт и орнамент. | комбинированный | Рассказ, практические работы | Образцы шрифтов и орнаментов (журналы) | выставка |
4 | Рисунок - основа творческой деятельности художника, художника - конструктора. | комбинированный | Рассказ, практические работы | Образцы рисунков, технических рисунков | выставка |
5 | Объемная композиция. | комбинированный | Рассказ, практические работы | макеты журналы, чертежи проектов | защита |
6 | Макетирование. | комбинированный | Рассказ, практические работы | макеты журналы, чертежи проектов | Защита пректов |
7 | Заключительное занятие. | - | Беседа, рассказ |
Методическое обеспечение программы. 2 год обучения
Наименование тем | Форма занят выставка ий | Методы и приемы | Дидактический материал, наглядные пособия, ТСО | Виды контроля | |
1 | Вводное занятие. | Беседа, рассказ | викторина | ||
2 | Художественно-конструкторское проектирование. | Комбинированный | Рассказ, практические работы | Средства ТСО | выставка |
3 | Изобразительные средства передачи фактур различных материалов. | Комбинированный | Рассказ, практические работы | образцы | |
4 | Конструирование рождественской игрушки (открытки) | Комбинированный | Рассказ, практические работы | образцы | конкурс |
5 | Дизайн костюма | Комбинированный | Рассказ, практические работы | Образцы костюмов, журналы | конкурс |
6 | Живопись и дизайн. | Комбинированный | Рассказ, практические работы | Образцы станковой живописи | выставка |
7 | Скульптура и дизайн. | Комбинированный | Рассказ. практические работы | образцы | |
8 | Архитектура и дизайн. | Комбинированный | Рассказ, практические работы | макеты журналы, чертежи проектов | выставка |
9 | Моделирование и конструирование. | Комбинированный | Рассказ, практические работы | макеты журналы, чертежи проектов | выставка |
10 | Заключительное занятие. | Беседа, рассказ | выставка |