Рабочая краткосрочная программа “Живая планета”
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании педагогического совета от __________________ Протокол № ___ М.П. | Утверждаю Директор МБОУ ДО ЦТ __________/Е.С. Миндрина/ Пр. №____ от _____________ |
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Живая планета (экология) » | |
(указывается наименование программы) | |
Уровень программы: ознакомительный | |
(ознакомительный, базовый или углубленный) | |
Срок реализации программы: 28 часов | |
(общее количество часов) | |
Возрастная категория: от 8 до 16 лет | |
Форма обучения: очная, дистанционная | |
Вид программы: модифицированная | |
(типовая, модифицированная, авторская) |
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: 31498
Автор-составитель: |
Зинченко Екатерина Владимировна - |
педагог дополнительного образования |
(указать ФИО и должность разработчика) |
с. Красное, 2021г.
Введение.
Ныне слово «экология» стало весьма популярным, этот термин нередко употребляют в сочетании с такими словами, как общество, культура, семья, здоровье и так далее. Наиболее часто применяют это слово, указывая на неблагополучное состояние окружающей нас природы.
Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно "наука о местообитании". В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания.
Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
- Пояснительная записка.
Направленность программы - естественнонаучная, так как направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, способствует экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность программы.
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к её загрязнению и негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения. Но сохранение и укрепление здоровья детей одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть детей являются полностью здоровыми, поэтому воспитание в данном направлении приобретает социальную значимость.
В современном мире развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, поэтому важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Отличительной особенностью программы является то, что основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение взаимодействия человека и природы, правильная организация свободного времени, работы и досуга, в том числе и при выходе детей на природу. Программа включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение внеклассных мероприятий по экологии. В наши дни дети получают достаточно большой объем теоретических знаний, а на практике в силу объективных и субъективных причин, применять их не могут.
Для решения данной проблемы, объединение имеет практическую направленность, которая составлена с учетом психолого-физиологических особенностей среднего и старшего школьного возраста.
Особенности организации образовательного процесса.
Реализация данной программы возможна с применением дистанционных технологий.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Дистанционное обучение включает в себя комплекс телекоммуникационных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
- Видеоконференция на платформе ZOOM;
- Чат (онлайн-консультация);
- Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
- Мессенджер WhatsApp;
- Электронная почта;
- Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
- Дистанционные математические конкурсы, олимпиады.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Адресат программы. В объединение принимаются дети, проявляющие интерес к истории, экологии, природе своего родного края, своего села. Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 8 - 16 лет.
Объём программы - 28 часов.
Формы обучения – очная, дистанционная.
Срок освоения программы: 6 недель.
Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
В дистанционном режиме: дети от 7 до 11 лет - 40 минут, от 11 до 18 лет - 60 минут.
- Цель и задачи программы.
Цель программы – научить детей любить, беречь и улучшать окружающий мир. Помнить о том, что земля – наш дом.
Задачи программы:
Предметные:
- углубить и расширить знания об экологии, экологических факторах и их влиянии на всё живое;
- научить детей любить природу, правильно её использовать;
− научить анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Метапредметные:
− развитие умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность;
- развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.
- развитие умения работать дистанционно индивидуально;
Личностные:
− привлечь внимание воспитанников к проблемам охраны природы;
− помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
− воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе;
- формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами;
- формирование навыка самостоятельного поиска информации на сайтах, блогах и т.д.
1.3 Содержание программы
- учебный план -
№ | Название темы | Всего часов | теория | практика | Формы аттестации, контроля |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | - |
2 | Мониторинг экологического состояния родного села. | 12 | 4 | 8 | - |
3 | Экология родного края. Памятники живой природы. | 14 | 6 | 8 | фотоотчет |
Итого: | 28 | 12 | 16 |
- содержание учебно-тематического плана-
Тема №1 Вводное занятие – 1 час.
Теория. (1 час). Предусматривает ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Техника безопасности.
Тема № 2 Мониторинг экологического состояния родного села.
Теория. Изучение видов мониторинга, способы применения на практике.
Практика. Мониторинг состояния парковых зон, водоемов, растений, улиц села.
Тема № 3. Экология родного края. Памятники живой природы.
Теория. Взаимовлияние человека и природы, ресурсы Кубани, охранная деятельность. Ознакомление детей с понятием «Памятники живой природы», для чего они нам нужны и почему мы обязаны их сохранить.
Практика. Поиски и походы на «Памятники живой природы».
1.4 Планируемые результаты.
Должен знать | Должен уметь |
Технику безопасности при работе с бытовыми орудиями труда, правила поведения в коллективе, в обществе. | Выполнять технику безопасности. |
Фенологические изменения в природе, поведение животных и растений. | Выявлять изменения у животных и растений, изменения климата. Прийти на помощь природе и ближнему. |
Как сохранить природу живой. | Бережно относится к природе. |
Местонахождение «Памятников живой природы» в родном селе. | Определять и благоустраивать памятники природы. |
Как собирать природный материал для поделок. | Научиться использовать различные техники выполнения поделок. |
2.Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Кол-во часов/ Время проведения занятий | Форма занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | 01.06 | Вводное занятие: «Экология родного села». Инструктаж по технике безопасности. | 2 часа – по 45 мин | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | - | |
2 | Мониторинг состояния родного села. | 12 | |||||
2 | 02.06 | Что такое мониторинг? Как составить план действий? Изучение видов мониторинга, применение их на практике. | 2 часа – по 45 мин | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | - | |
3 | 08.06 | Мониторинг парковой зоны села Красного (возле ЖД). Оценка состояния деревьев, трав, кустарников, с применением биологических методов. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 Парк возле ЖД | - | |
4 | 09.06 | Мониторинг парковой зоны села Красного (возле ЖД). Оценка состояния деревьев, трав, кустарников, с применением биологических методов. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 Парк возле ЖД | - | |
5 | 15.06 | Описание видового разнообразия растений, животных. | 2 часа по 45 минут | Групповая | Парк возле ЖД | - | |
6 | 16.06 | Описание видового разнообразия растений, животных. | 2 часа по 45 минут | Групповая | Парк возле ЖД | - | |
7 | 22.06 | Изучение, сравнение результатов, полученных в ходе мониторинга. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | - | |
3 | Экология родного края. Памятники Живой природы. | 14 | |||||
8 | 24.06 | Экология родного края. Памятники Живой природы. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | - | |
9 | 29.06 | Экология родного края. Памятники Живой природы. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | - | |
10 | 30.06 | Экология родного края. Памятники Живой природы. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | ||
11 | 17.08 | Экология родного края. Памятники Живой природы. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | ||
12 | 18.08 | Экскурсия в березовую рощу в х. Средние Чубурки (ДК) | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | - | |
13 | 24.08 | Экскурсия к липовой аллее в х. Красном. | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | Фотоотчет | |
14 | 25.08 | Подведение итогов. Конкурс рисунков: «Моя улица» | 2 часа по 45 минут | Групповая | МБОУ ДО ЦТ кб. №6 | ||
Итого | 28 |
2.2 Условия реализации программы – для реализации программы необходимо:
- Инструменты (рабочие перчатки, мусорные пакеты), лупа.
- Карта с. Красного
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети интернет и соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
2.3 Формы аттестации – Для полноценной реализации данной программы используется итоговая аттестация в форме фотоотчёта.
2.4 Оценочные материалы
- наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая работа.
2.5 Методические материалы. Главный методологический принцип преподавания – освоение закономерностей поведения в обществе и наедине с природой. В проведении занятий используются следующие методы обучения – словесный и наглядный, индивидуальный и групповой
Беседа;
Самостоятельная работа;
Анализ;
Поиски;
Исследования.
Игровое начало – (поиграем во взрослых) основа всех упражнений и заданий, предусмотренных программой. Это увеличивает объём изучаемого материала и снижает утомляемость детей. Даёт выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна для тренировки навыков, необходимых в разных делах. И предоставляет удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке. Через игру реализуется стремление к соперничеству. Компенсируются вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Дети испытывают потребность в игре. В игре же формируются их эстетические запросы.
Программа расширяет познания обучающихся в области экологии, даёт возможность проведения самостоятельной исследовательской работы. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
3. Список литературы.
1. Б.М. Каплан - Научно-методические основы учебного исследования флоры (2016г.)
2. С. Ю. Афонькин - Деревья(2007г.)
3. Научно-популярное издание «Хочу всё знать» - И.В.Черныш - Мир растений(2010г.)
4. А.В.Смирнов - Мир растений(2011г.)
5. С.Ю.Афонькин - Самые удивительные растения(2008)
6. Интернет ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Особо_охраняемые_природные_территории_России
- http://www.protown.ru/information/hide/2630.html
- http://www.protown.ru/information/hide/2637.html
- http://ecology-portal.ru/publ/502507-pamyatniki-prirody-osobo-oxranyaemye-prirodnye-territorii
- https://yandex.ru/images/search?te
- Занятие 1Видео урок «Проблемы экологии»
Видео «Глобальные проблемы мира»
- Занятие 2 Видео «Что такое мониторинг?»
- Занятие 3 «Оценка состояния биологических объектов»
- Занятие 4 Видео « Система комплексного мониторинга»
https://www.youtube.com/watch?v=Cc1bgIexJqA
- Занятие 5 Видео «Экологический мониторинг»
- Занятие 6 Видео «Факторы среды и их влияние на биоценозы»
- Занятие 7 Видео «Памятники природы»
- Занятие 8 Видео «Памятники природы Краснодарского края»
- Занятие 13видео «Памятники природы»
iro23.ru›sites/default/files/pedopit/prezentaciya…
- мессенджер WhatsApp;
- платформа Zoom – для видео-связи;
- сервисы Яндекс.
Нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.