Автор: Червякова Кристина Сергеевна
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университит
Краткое описание работы: Четкое понимание механизмов формирования и развития виртуальной интернет-зависимости предполагает изучение широкого круга социально-психологических, характерологических и личностных особенностей подростков, которые обнаруживают склонность к этому виду времяпрепровождения.  Причины формирования интернет-зависимости зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический блок причин, определяющих увлеченность интернет сайтами и формирование игровой зависимости, связан с характерологическими особенностями. 

Дата публикации: Психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости Четкое понимание механизмов формирования и развития виртуальной интернет-зависимости предполагает изучение широкого круга социально-психологических, характерологических и личностных особенностей подростков, которые обнаруживают склонность к этому виду времяпрепровождения.  Причины формирования интернет-зависимости зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический блок причин, определяющих увлеченность интернет сайтами и формирование игровой зависимости, связан с характерологическими особенностями.  
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости

Согласно подходу Э. Эриксона, подростковый возраст соответствует периоду 12-17 лет и характеризуется формированием эгоидентичности [7]. Сходные возрастные границы отмечает и Д.Б. Эльконин, согласно подходу которого этот этап отражает операциональное и личностное развитие, призванное решить две основные проблемы: налаживание межличностного взаимодействия и профессиональный выбор [8].

Четкое понимание механизмов формирования и развития виртуальной интернет-зависимости предполагает изучение широкого круга социально-психологических, характерологических и личностных особенностей подростков, которые обнаруживают склонность к этому виду времяпрепровождения.

Причины формирования интернет-зависимости зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический блок причин, определяющих увлеченность интернет сайтами и формирование игровой зависимости, связан с характерологическими особенностями.

В свою очередь, блок причин социального характера определяется характером воздействия социальной среды, в том числе, условиями, препятствующими реализации определенных форм поведения. Исследования социально-психологических особенностей показали, что подростки, склонные к интернет-зависимости, относятся к группе риска социальной дезадаптации. С.Н. Ениколопов указывает на то, что у таких подростков значительно снижена учебная мотивация, высокий уровень изоляции от группы [2]. Кроме того, их отличает неадекватная самоидентификация. Также подростки с высоким уровнем зависимости характеризуются низким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений  [5]. А.Ю. Егоров отмечает такие качества, как робость и замкнутость в общение, преобладание конформного типа взаимодействия с окружающими [2].

В совокупности личностных особенностей подростков с интернет-зависимостью выделяют, во-первых, специфику системы ценностей которые заложены у подростка. Зависимые подростки отличаются преобладанием шизоидного, истероидного и лабильного типов акцентуаций, причем именно шизоидный и истероидный типы обнаруживают наибольшую склонность к интернет-зависимости [3].

А.А. Максимов выделяет у подростков с выраженной интернет-зависимостью склонность к депрессивным расстройствам с повышенным риском суицида. Также среди подростков с зависимостью от виртуального мира преобладают интроверты, частым является высокий уровень одиночества, а также скоромность и самолюбие как характерологические особенности  [3]. Следует заметить, что совокупность выделенных качеств не сформирована в целостный психологический портрет Интернет-аддикта или подростка, зависимого интернета. Н.В. Чудова, обобщив результаты исследований различных авторов, выделила ряд признаков подростка с интернет-зависимостью:

1. Расхождения образа идеального и физического «Я», трудности в принятии «Я реального», заниженная самооценка.

2. Трудности в межличностном общении, проявляющиеся также в интровертированности, замкнутости, необщительности, недостатке взаимопонимания с окружающими, одиночество.

3. Склонность к интеллектуализации происходящего, как во внешней среде, так и во внутриличностном плане.

4. Эмоциональная напряженность и склонность к негативизму при сравнительно низком уровне агрессии.

5. Наличие одной или нескольких фрустрированных потребностей.

6. Независимость, выступающая как особая жизненная ценность в сочетании со склонностью к избеганию проблем ответственности [6].

Автор указывает на сочетание завышенных ожиданий по отношению к себе при невыстроенности взаимоотношений с окружающими. Также достаточно часто выделяют акцентуации характера как фактор формирования виртуальной зависимости. Следует заметить, что данные об агрессивности подростков со склонностью к виртуальной зависимости различаются. В частности, Н.В. Чудова указывает на низкий уровень агрессии, а М.В. Бредихина, напротив, отмечает высокие показатели тревожности и мотивационной агрессии у таких подростков [1]. Также таким подросткам характерны ведущие качества личностных особенностей- высокий уровень реактивной и личностной тревожности, на что указывали и другие авторы при анализе интернет-зависимости. Кроме того, согласно результатам анализу психолого-педагогчисекой литературы, такие подростки характеризуются склонностью к резкой смене настроения, совершению немотивированных поступков, непредсказуемостью в поведении. В соответствующих обстоятельствах обладают повышенной психической активностью, оптимизмом, могут быть деятельные, инициативные и предприимчивые, предпочитают быть неформальными лидерами, но не способны доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными. Они отличаются прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Часто переоценивают свои возможности, имеют склонность к случайному выбору интересов и склонностей, ориентируясь на внешние атрибуты. При пониженном настроении у них снижается уровень работоспособности, неудачи тяжело переживаются. Любая критика в такой стадии вызывает мысли о собственной неполноценности. Им свойственна повышенная чувствительность и впечатлительность, в ситуации крайне неблагоприятных условий жизни впадают в депрессию.

При увеличении интернет-зависимости у подростков растет уровень личностной и реактивной тревожности, обостряются черты характера по шкалам дистимности, педантичности и тревожности. В меньшей мере проявляются обострение таких черт характера, как возбудимость, эмотивность, циклотимность и экзальтированность. Повышенный уровень акцентуации по шкале эмотивности влечет за собой повышенный уровень по шкале застревания. Черты характера по шкалам гипертимности и демонстративности стираются, исчезают. Другими словами, стремящийся к лидерству, жизнерадостный, деятельный, инициативный и предприимчивый молодой человек, погружаясь в интернет сеть, становится боязливым и тревожным, снижается уровень работоспособности. У него начинаются циклотимические смены настроений, появляется вспыльчивость, возбудимость, раздражительность, боязливость, пассивность, склонность к депрессии [4].

 

Таким образом, анализируя психологические особенности подростков, интернет-зависимых и Интернет-пространства, указывают на совокупность негативных характеристик, таких, как выраженные акцентуации характера, тревожность, эмоциональная напряженность, заниженная или нестабильная самооценка и «образ Я», трудности в коммуникативной сфере. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.