Психологическая подготовка и формирование командного духа юных волейболистов.
Хитряков Михал Анатольевич/Khitriakov Mikhail Anatolevich – тренер-преподаватель, МБУ ДО «ДЮСШ «БАРС»
Аннотация: данная работа написана с целью помочь молодым тренерам более качественно проводить тренировки юных волейболистов.
Abstract: this work is written to help young coaches to better conduct training of young volleyball players.
Ключевые слова: волейбол, подготовка, команда, психология, юный волейболист.
Keywords: volleyball, training, team, psychology, young volleyball player.
Психологическая, или морально-волевая, подготовка является важным компонентом многолетней тренировки волейболистов. По существу, речь идет не только о тренировке в ребенке морально-волевых качеств, но и о воспитании его как личности, части коллектива, общества.
Основная особенность волейбола это, быстрая и неожиданная смена игровой ситуации, что приводит к необходимости быстрого мышления и мгновенной реакции. Каждый игрок должен обладать достаточно серьёзной психологической подготовкой и бес особых проблем переносить даже самые критические изменения обстановки.
Психологическая подготовка спортсменов соединена с управлением тренировочным и соревновательным процессами. Проблема надежности психологической подготовки волейболистов является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения во время игры. Таким образом, разработка системы надежной психологической подготовки волейболистов необходима сегодня, для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности. Анализ литературы показал, в спортивной психологии различные аспекты надежности психологической подготовки в основном изучалась, применительно к квалифицированным спортсменам и недостаточное внимание уделялось исследованиям процесса подготовке юных спортсменов, что вынуждает каждого детского тренера искать свои пути и решения в психологической подготовке детей.
Развитие волевых качеств. Большое напряжение внимания, сложность двигательных навыков, острая соревновательная борьба, лимит времени и вообще вся волейбольная деятельность требуют от спортсмена большого напряжения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях, направленных на преодоление трудностей определяемых спецификой данного вида спорта.
Чтобы развивать те или иные волевые качества, необходимо учитывать конкретные ситуации, с которыми сталкивается спортсмен в процессе подготовки. Существует два вида трудностей – объективные и субъективные. Объективные трудности обусловлены особенностями игры в волейбол, а субъективные – связаны с особенностями личности спортсмена.
Волевая подготовка – это сложный и длительный процесс. Основным и необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов является систематическое выполнение в процессе учебно-тренировочных занятий упражнении, требующих приложения волевых усилий.
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:
целеустремленность и настойчивость;
выдержка и самообладание;
решительность и смелость;
инициативность и дисциплинированность.
Целеустремленность и настойчивость. Эти качества выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, в активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии
Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т.п.) для предупреждения утомления.
Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры и без колебания приводить их в исполнение. Смело, не боясь принять на себя ответственность, вступить в единоборство. Активно действовать во имя достижения цели в опасных и ответственных ситуациях.
Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в игру творчество, инициативу. Игрок, обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой команду. Дисциплинированность выражается в умении подчинять свои действия задачам коллектива. Обязательная дисциплина предполагает не слепое подчинение по принуждению, а добровольное подчинение на основе осознания необходимости выполнения своего долга.
Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обусловлены. Не у всех волейболистов волевые качества развиты равномерно. Процесс формирования этих качеств не должен происходить стихийно, им надо управлять. Поэтому чем правильней будет организован тренировочный процесс и чем лучше будет поставлена воспитательная работа, тем успешнее будут результаты.
Следует отметить, что все морально-волевые качества отдельно взятого спортсмена, бес «командного духа», в игре будут малоэффективны.
Поэтому с самого начала тренировочного процесса следует обращать особое внимание на обучение взаимодействию юных спортсменов в группе, из 2, 3, 4 и т.д. человек, как тактико-техническому, так и психологическому.
Психологическое взаимодействие; игрок-команда, команда- игрок, имеют огромное значение для каждого игрока в отдельности, и влияют на качество игры в целом. Ребенок, выходя на площадку во время соревнований, испытывает серьезный стресс, вследствие чего у него может возникнуть состояние от небольшой заторможенности до полного оцепенения, что полностью сведет к нулю его тактическую и техническую подготовку. Данного состояния можно избежать лишь в том случае, если ребенок будет ощущать себя частью команды и будет уверен, что команда его поддержит, даже в том случае если он ошибется. Но и сам ребенок должен поддерживать своих товарищей в любой ситуации и полностью выкладываться на благо команды.
Известно много случаев, особенно в детском волейболе, когда команда хуже подготовленная в тактико-техническом плане благодаря сплоченности команды, выигрывала более сильного соперника.
Каждый тренер применяет свои методы достижения того, чтобы команда действовала как один целый и здоровый организм. Но следует выделить некоторые основные способы сплочения команды, такие как; туристические походы, различные игры и конкурсы в составе команд, посещение соревнований и организованная поддержка соревнующихся и наконец, изучение песен (например, гимна ДЮСШ, секции и т.д.) разного рода речевок.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, следует сделать вывод о том, что психологическая подготовка юного спортсмена в волейболе, одним из основных приоритетов должна иметь формирование командного духа.
Литература
1. Методика обучения игре в волейбол; Человек – Москва, 2009. – 271 c.
2. Клещев Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям; ТВТ Дивизион – Москва, 2009. – 208 c.
3. Беляев А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки; ТВТ Дивизион – Москва, 2011. – 176 c.z