Пояснительная записка
Общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать» для учащихся 5 класса Марёвской средней школы имеет социально-педагогическую направленность.
Занятия по данной программе создают условия для развития у детей познавательных интересов, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка; формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Актуальность данной программы заключается в том, в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; необходимо научить анализировать, сортировать информацию, делать выводы, аргументировать их. Развитие и совершенствование данных навыков и умений будет более эффективным при целенаправленной организованной работе.
Педагогическая целесообразность данной программы обеспечивается непрерывностью дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом. Занятия по данной программе способствуют развитию индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности, обеспечивают раскрытие способностей и поддержку одаренности детей.
Новизна данной программы заключается в использовании нестандартных форм проведения занятий: ресурсов учреждений культуры – МУК «Музей краеведения», МУК «Централизованная библиотечная система», МУК «Дом народного творчества».
Тематика занятий разнообразна и имеет различные направленности: историко-краеведческую, патриотическую, экологическую, общекультурную, социально-педагогическую.
При выборе тем учитываются возрастные особенности и интересы обучающихся, важным является значимость, открытость, актуальность и доступность материала.
Принципы построения программы.
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: тематика занятий повторяется;
3) принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала.
Цели программы:
– Создание условий для развития познавательных способностей обучающихся на основе системы интеллектуальных игр-викторин.
– Создание условий для привлечения обучающихся к формам организованного интеллектуального досуга.
Задачи программы:
1)Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;
2)Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся.
Отличительные особенности данной программы: занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер, таким образом, серьезная работа принимает форму игры, имеет состязательный характер, что очень привлекает и позволяет заинтересовать обучающихся.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год, включает 34 учебных часа.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40 минут.
Основные формы занятий:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
– по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
-по особенностям коммуникативного взаимодействия: интеллектуальная игра-викторина.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Ожидаемые результаты:
– умение логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации;
– умение четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
– умение обоснованно делать выводы, доказывать;
– умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся;
– увеличение числа детей, охваченных организованным интеллектуальным досугом.
Формы контроля результатов:
– участие в интеллектуальных играх-викторинах;
– участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
– контроль: итоговая аттестация (в конце обучения) проводится в форме интеллектуальной игры.
Критерии оценки результативности образовательного процесса.
– высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний (более 70%), предусмотренных программой за конкретный период;
– средний уровень – объём усвоенных знаний составляет 70-50%;
– низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2 | Праздники народного календаря | 9 |
3 | Тематические занятия: «История одного экспоната» «Русская изба» «О чём рассказал лён» | 8 |
4 | Библиотечные уроки | 9 |
5 | Тематические викторины (литературные, спортивная, математическая, экологическая) | 6 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание программы.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
| |||
1. | 1. Вводное занятие. | 1 | Ознакомление обучающихся с особенностями проведения занятий объединения «Хочу все знать», организационными моментами проведения занятий. Инструктаж по технике безопасности. |
2. | 2.Основная часть | 32 |
|
| Праздники народного календаря (МУК «Дом народного творчества») | 9 | Историко-краеведческая тематика, социальная тематика: – «Семён летопроводец» – 1ч. – «Покров день» ( традиции, приметы) – 1ч. – «Кузьминки об осени поминки» – 1ч. – «День Наума Грамотника»- «Батюшка Наум наведи на ум» – 1ч. – «Рождественское гуляние для детей» – 1ч. – «Ефрем Сирин»- 1ч. – «Сороки» – 1ч. – «Вербное воскресенье»- 1ч. – « Святая Пасха» – 1ч. |
| Тематические занятия (МУК «Музей краеведения») | 8 | Историко-краеведческая тематика: Блок «История одного экспоната» – «Из истории самовара» -1ч. – «История утюга» – 1ч. – «О чем рассказала ложка» – 1ч. Блок «Русская изба» – «Как дом строился» – 1ч. – «Красный угол» – 1ч. – «Русская печь» – 1ч. Блок «О чем рассказал лен» – «Прялка, прялочка», «Ткацкий стан» – 1ч. – «История русского костюма» – 1ч. |
| Библиотечные уроки | 9 | Социально-педагогическая, общекультурная тематика: – Урок доброты «Добротой полна душа» -1ч. – Библиотечный урок – игра-путешествие «Владей информацией и будь первым»- 1ч. – Литературно-музыкальный вечер «Этот мир она наполнила теплом и счастьем» (ко Дню матери)- 1ч. – Праздник «Царицы муз и красоты» – 1ч. – Игра-путешествие «В поисках страны здоровья» – 1ч. – Конкурсно-игровая программа «Путешествие на Остров семейных ценностей»- 1ч. Патриотическая тематика: – Час истории «Мне солдат дороже себя…» (Взятие Измаила: А. Суворов) – 1ч. Экологическая тематика: – Заочная экскурсия «Мир заповедной природы» (2017 год – год экологии) – 1ч. – Конкурсно-игровая программа «Каждый парень – воин бравый» (ко Дню защитника Отечества)-1ч. |
| Тематические викторины | 6 | Социально-педагогическая тематика: – Литературная викторина «Путешествие по сказкам» – 1ч. – Литературная викторина «По страницам любимых книг» -1ч. – Спортивная викторина «Вместе весело шагать» – 1ч. – Экологическая викторина «Знатоки природы» – 1ч. – Математическая викторина «Великолепная семёрка» – 1ч. – Музейная почемучка – игровая программа «Всё, что знаем – угадаем!» – 1ч. |
3. | 3. Итоговое занятие. | 1 | Итоговое занятие-викторина «Всё ли мы узнали?» -1ч. |
Итого | 34 |
Методическое обеспечение программы.
Формы занятий
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу:
– по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
-по особенностям коммуникативного взаимодействия: интеллектуальная игра.
В процессе обучения чаще всего используется комбинированная форма занятий, состоящая из теоретической и практической частей.
Большое значение имеет самостоятельная работа обучающихся при подготовке к изучению определенной темы. Для сбора и обработки информации рекомендуется использовать различные источники — энциклопедии и другие книги, интернет-ресурсы, телепередачи, рассказы взрослых.
Методы организации
учебно-воспитательного процесса
Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:
объяснительно – иллюстративный:
– объяснение,
– рассказ,
– беседа,
– инструктаж
На занятиях широко применяется репродуктивный метод обучения – выполнение заданий по образцу или по схеме, повтор, самостоятельная работа.
Активно используется частично-поисковый метод обучения
– выполнение творческих заданий,
– варьирование и импровизацию.
1. Техническое оснащение
Оборудование:
Столы, стулья, аппаратура для вывода информации на экран (проектор, ноутбук, телевизор, колонки)
Инструменты и материалы:
Ручки, бумага для записи, карточки.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА
1. Энциклопедии, справочники и другая литература.
2. Интернет – ресурсы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование мероприятия | Кол-во часов | Место проведения |
1. | Организационное занятие. Что же мы узнаем? | 1 | Марёвская средняя школа |
2. | Праздник народного календаря «Семён летопроводец» | 1 | ДНТ |
3. | Блок «История одного экспоната» «Из истории самовара» | 1 | Музей краеведения |
4. | Урок доброты «Добротой полна душа» | 1 | Районная библиотека |
5. | Литературная викторина «Путешествие по сказкам» | 1 | Марёвская средняя школа |
6. | Праздник народного календаря «Покров день» ( традиции, приметы) | 1 | ДНТ |
7 | Блок «История одного экспоната» «История утюга» | 1 | Музей краеведения |
8. | Библиотечный урок – игра-путешествие «Владей информацией и будь первым» | 1 | Районная библиотека |
9. | Литературная викторина «По страницам любимых книг» | 1 | Марёвская средняя школа |
10. | Праздник народного календаря «Кузьминки об осени поминки» | 1 | ДНТ |
11. | Блок «История одного экспоната» «О чем рассказала ложка»
| 1 | Музей краеведения |
12. | Литературно-музыкальный вечер «Этот мир она наполнила теплом и счастьем» (ко Дню матери) | 1 | Районная библиотека |
13. | Спортивная викторина «Вместе весело шагать» | 1 | Марёвская средняя школа |
14. | Праздник народного календаря «День Наума Грамотника»- «Батюшка Наум наведи на ум | 1 | ДНТ |
15. | Блок «Русская изба» «Как дом строился”
| 1 | Музей краеведения |
16. | Час истории «Мне солдат дороже себя…» (Взятие Измаила: А. Суворов) | 1 | Районная библиотека |
17. | Экологическая викторина «Знатоки природы» | 1 | Марёвская средняя школа |
18. | Праздник народного календаря «Рождественское гуляние для детей» | 1 | ДНТ |
19. | Блок «Русская изба» «Красный угол»
| 1 | Музей краеведения |
20. | Заочная экскурсия «Мир заповедной природы» (2017 год – год экологии) | 1 | Районная библиотека |
21. | Математическая викторина «Великолепная семёрка» | 1 | Марёвская средняя школа |
22. | Именины домового Праздник народного календаря «Ефрем Сирин» | 1 | ДНТ |
23. | Блок «Русская изба» «Русская печь» | 1 | Музей краеведения |
24. | Конкурсно-игровая программа «Каждый парень – воин бравый» (ко Дню защитника Отечества) | 1 | Районная библиотека |
25. | Праздник народного календаря «Сороки» | 1 | ДНТ |
26. | Блок «О чем рассказал лен» «Прялка, прялочка», «Ткацкий стан»
| 1 | Музей краеведения |
27. | Праздник «Царицы муз и красоты» | 1 | Районная библиотека |
28 | Праздник народного календаря «Вербное воскресенье»
| 1 | ДНТ |
29. | Блок «О чем рассказал лен» «История русского костюма» | 1 | Музей краеведения |
30. | Игра-путешествие «В поисках страны здоровья» | 1 | Районная библиотека |
31. | Праздник народного календаря « Святая Пасха» | 1 | ДНТ |
32. | Конкурсно-игровая программа «Путешествие на Остров семейных ценностей» | 1 | Районная библиотека |
33. | Музейная почемучка – итоговая игра «Все, что знаем – угадаем!» | 1 | Музей краеведения |
34. | Итоговое занятие-викторина «Всё ли мы узнали?» | 1 | Марёвская средняя школа |