Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Здоровейка»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивно-оздоровительное направление «Здоровейка»
для обучающихся 5а класса
на 2021-2022 учебный год
Цели и задачи образования
Программа предназначена для образования обучающихся 5а класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая реализуется через внеурочную деятельность и направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа объединяет все виды деятельности, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учётом, этнических, социально-экономических особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, запросов родителей на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подхода.
Программа внеурочной деятельности по спортивно -оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Данное направление позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать обучающихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
Цель программы – формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепление здоровья обучающихся;
- способствовать гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности;
- совершенствование двигательных и волевых умений и навыков, формирование у них чувства ритма, темпа, координации движений;
- совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- приобретение определенной системы знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
- способствовать осознанию своих двигательных действий;
- получение необходимых знаний о выполнении движений, спортивных упражнений, игр;
- закрепление знаний об окружающем;
- развитие пространственной ориентировки, памяти, внимания, мышления, воображения.
Воспитательные:
- формирование творческой, разноплановой и гармонично развитой личности;
- создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;
- воспитание положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
- воспитание нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
- воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость, самообладание);
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
Коррекционно-развивающие:
- преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития обучающихся;
- улучшение анатомо-физиологического статуса обучающихся, коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника);
- нормализация мышечного тонуса;
- преодоление слабости отдельных мышц;
- улучшение подвижности в суставах;
- сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- формирование вестибулярных реакций;
- преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма обучающегося;
- преодоление недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.
Все вышеперечисленные задачи способствуют всестороннему воспитанию обучающихся, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.
Принципиальной позицией развития системы внеурочной деятельности и воспитательного процесса является сочетание системного и деятельностного подходов.
Системный подход предполагает понимание организации внеурочной деятельности как системы, элементами которой выступают:
- личностная проблематика и образовательные потребности обучающихся;
- педагогические цели внеурочной деятельности и воспитательного процесса;
- педагогические технологии;
- способы диагностики и оценки качества результатов воспитательного процесса;
- организационно-педагогические условия и источники ресурсного обеспечения деятельности всех субъектов внеурочной деятельности и воспитательного процесса.
Деятельностный подход определяет рассмотрение сферы внеурочной деятельности как пространства для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации, самовыражении, самореализации и самоопределении.
Общая характеристика программы
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры и другое.
Тематические занятия сочетают в себе теоретическую и оздоровительную направленность, построены в игровой, увлекательной форме, доступны, интересны по содержанию.
Для реализации программного материала используются разнообразные формы работы: индивидуальные, коллективные и массовые.
Формы организации: физкультурно-оздоровительные мероприятия; физкультминутки на уроках; организация прогулок на свежем воздухе; занятия по охране здоровья и профилактике заболеваний; беседы; интерактивные игры, конкурсы рисунков; акции по ЗОЖ; подвижные игры корригирующего и общеукрепляющего характера.
Обучающиеся получают представления о потребности в хорошем здоровье, учатся практическим навыкам физической культуры. В оздоровительных целях с обучающимися проводятся различные виды гимнастик (двигательная, дыхательная, зрительная, пальчиковая.) Для повышения двигательной активности проводятся спортивные часы, дни здоровья, подвижные игры, динамические паузы с использованием развивающих упражнений направленных на развитие всех групп мышц организма.
Одним из важных условий реализации данного направления является создание во внеурочное время атмосферы радости, удовольствия, соучастия, что могло бы способствовать активизации интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Виды организации внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- досугово-развлекательная;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Планируемые результаты освоения программы
Вся система общеобразовательной, коррекционной, воспитательной работы школы и внеурочной деятельности направлена на формирование «модели выпускника» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности классифицируют по трем уровням:
Результаты первого уровня: приобретение обучающимися знаний об основах здорового образа жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений обучающихся к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня: обучающийся может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Обучающийся научится:
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- использовать свое физическое развитие и физическую подготовленность в повседневной жизни;
- владеть навыками жизненно необходимых двигательных умений;
- вести правильный здоровый образ жизни, владеть способами организации и проведения физических упражнений, регулировать величину физической нагрузки, организовывать физкультурно - оздоровительную деятельность.
Обучающийся получит возможность:
- понимать и осознавать взаимную обусловленность физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
- понимать негативные факторы, пагубно влияющих на здоровье;
- уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители (законные представители) и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе
Планируемые личностные результаты:
- понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
- осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
- сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Этапы реализации программы
Внеурочная деятельность включена в учебный план КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализуемый в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) IV-XI классы (1 вариант) (недельный) на 2021-2022 учебный год. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности «Здоровейка» реализуется для обучающихся 5а класса, количество 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности «Здоровейка»
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с ОВЗ на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Данное направление позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать обучающихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
Тематические занятия сочетают в себе теоретическую и оздоровительную направленность, построены в игровой, увлекательной форме, доступны, интересны по содержанию.
Обучающиеся получают представления о потребности в хорошем здоровье, учатся практическим навыкам физической культуры. В оздоровительных целях с обучающимися проводятся различные виды гимнастик (двигательная, дыхательная, зрительная, пальчиковая.) Для повышения двигательной активности проводятся спортивные часы, дни здоровья, подвижные игры, динамические паузы с использованием развивающих упражнений направленных на развитие всех групп мышц организма.
Одним из важных условий реализации данного направления является создание во внеурочное время атмосферы радости, удовольствия, соучастия, что могло бы способствовать активизации интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Основные направления работы:
- дни Здоровья;
- система профилактических мер по ПДД и ОЖД;
- профилактическая программа «За здоровый образ жизни», «Профилактика наркомании и табакокурения»;
- беседы врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;
- участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»;
- акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам здоровьесберегающего направления.
Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение программы
Методическое и дидактическое оснащение:
- Методические виды продукции: разработки игр, бесед, эстафет, конкурсов, прогулок.
- Учебные пособия: спортивный инвентарь, муляжи или рисунки овощей, фруктов, видов грибов и др.;
- Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы), репродукции картин русских художников.
- Дидактические игры на развитие психических процессов (пазлы, конструкторы разных видов, лото и домино различной тематики и т. п.).
- Дидактический материал на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, мозаики разного размера).
- Дидактический материал и оборудование для свободной игровой деятельности.
- Настольные игры (шашки, шахматы и др.).
- Плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры».
Материально-техническое обеспечение:
- Мультимедийные программы «МЕРСИБО +».
- Доска интерактивная.
- Проектор короткофокусный.
- Документ камера.
- Автоматизированное рабочее место.
- Программно-дидактический комплекс.
Диагностические материалы
Мониторинг исследований результативности участия в мероприятиях обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), охваченных внеурочной деятельностью в условиях реализации ФГОС образования по критериям:
№ п/п | Класс | Фамилия, имя обучающегося | Направление мероприятия | Название мероприятия | Дата мероприятия | Результат участия |
Календарно-тематическое планирование
спортивно-оздоровительного направления
«Здоровейка»
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Тема занятия | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие. Значение здоровья для человека. | ||||
1 | Эстафета «В здоровом теле здоровый дух» | ||||
1 | Беседа: «Рациональный режим дня школьника» | ||||
1 | День здоровья. Эстафеты на свежем воздухе | ||||
1 | Беседа «Как избежать дорожно-транспортных происшествий» | ||||
1 | Безопасный путь от школы до дома | ||||
1 | Викторина о предметах личной гигиены «Что? Где? Когда?» | ||||
1 | Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» | ||||
1 | Уроки безопасности. Правила безопасного поведения в доме. | ||||
1 | Веселая эстафета «Мы веселые ребята» | ||||
1 | Уроки безопасности. Правила безопасного поведения возле дороги | ||||
1 | ПДД у нас в гостях. Весёлые старты с элементами ПДД | ||||
1 | Беседа «Здоровые зубы – здоровью любы» | ||||
1 | Витамины и их значение в жизни человека | ||||
1 | Игра «Весёлые поварята» | ||||
1 | Игровая программа «Забытые старые игры» | ||||
1 | Компьютер – враг или друг | ||||
1 | Спортивный праздник «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!» | ||||
1 | Уроки безопасности. Если ты ушибся или порезался. | ||||
1 | Зимние игры «Снеговик, снеговик, ты такой хороший» | ||||
1 | Беседа «Спички-детям не игрушки» | ||||
1 | Тренировочная эвакуация при пожаре «Знай, что спичка- невеличка может дом спалить дотла» | ||||
1 | Беседа: «Последствия и побочные явления курения» | ||||
1 | Весёлая эстафета «Русские забавы» | ||||
1 | «Сон в нашей жизни» | ||||
1 | Беседа «Мы пешеходы» | ||||
1 | Кинолекторий «Улица полна неожиданностей» | ||||
1 | Весенний кросс «Стартуют все!» | ||||
1 | Уроки безопасности. Чтобы огонь не причинил вреда | ||||
1 | День здоровья. Эстафеты на свежем воздухе | ||||
1 | «Один дома – поведение в экстремальных ситуациях» | ||||
1 | Игровая программа «Забытые старые игры» | ||||
1 | Уроки безопасности. Если солнечно и жарко. | ||||
1 | Президентские состязания | ||||
Всего: 34 часа |
Список используемой литературы
- Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф», 2009.- 205 с.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152 с
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Кулдашова Н. В. Навигатор по организации внеурочной деятельности. ФГОС / Н.В. Кулдашова, - М.: Учитель, 2020, - 141 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007. – / Мастерская учителя.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.
- Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Патрикеев А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной школе [Текст] / А. Ю. Патрикеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 95 с.
- Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения
- Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2004. – 150 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе // Начальная школа, №1 – 2003.- С.57.