Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Тематическое планирование | 8 |
3. | Краткое содержание программы | 9 |
4. | Материально-техническое, методическое обеспечение программы | 10 |
5. | Список литературы | 11 |
Приложение № 1. Анкета обратной связи |
| |
Приложение № 2. Учебно-методический комплекс |
|
Пояснительная записка
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью. Значительное количество детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвержены влиянию деструктивных тенденций и склонны к появлению социально-психологической дезадаптации. Семейное жизнеустройство положительно влияет на развитие детей-сирот, но не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, мозаичности развития.
Общее физическое и психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, не развитая эмоциональная сфера, воображение и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной не готовности к их решению.
Особенности переходного возраста и сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.
Подростковый возраст – не только ответственный период в становлении подрастающего человека, но и серьезное испытание для педагогических и личностных компетенций родителей. Дополнительной трудностью в воспитании подростка в замещающей семье является то, что родителям сложно предвидеть реакции ребенка, который появился в семье не с момента рождения.
Проблемы в воспитании приемных детей подросткового возраста способствуют повышению эмоционального напряжения внутри семьи, провоцируют конфликты, непонимание между членами семьи. Всё это неблагоприятно сказывается на психофизиологическом, эмоциональном состоянии всех членов семьи. Важно учитывать этот фактор и своевременно оказывать психолого-педагогическую помощь и проводить реабилитационные мероприятия для замещающих родителей. Обучение новым способам взаимодействия с ребенком, возможность получить поддержку – одно из составляющих профилактики эмоционального выгорания замещающих родителей.
Программа «Родитель – подросток: общение в радость!» опирается на теорию депривации развития (И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает замещающая семья, воспитывающая подростка. Также возникает необходимость применения новых, инновационных технологий в работе с родителями, направленных на повышение их общей культуры, воспитательного потенциала и, следовательно, на повышение родительской компетентности замещающих семей.
При отборе программного материала специалисты опирались на следующие принципы:
– личностно-ориентированный – функция создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
– содержательный – направленный на решение проблем, связанных с воспитанием детей подросткового возраста;
– инструментально-коммуникативный – позволяющий выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления.
Цель программы: повышение уровня родительских компетенций, гармонизация детско-родительских отношений в замещающих семьях воспитывающих детей подросткового возраста, профилактика психоэмоционального выгорания приемных родителей.
Задачи:
1. Расширить уровень знаний родителей о возрастных особенностях детей подросткового возраста;
2. Повысить уровень осознания родителями своего стиля воспитания, установок и видения (проекций) приемного ребенка;
3. Расширить спектр эффективных форм взаимодействия родителя с подростком;
4. Развитие толерантности у родителей;
5. Формирование у родителей умения замечать и использовать свои внутренние личностные ресурсы.
Целевая аудитория: замещающие родители, воспитывающие детей подросткового возраста (7-15 человек).
Срок обучения: 1,5 месяца.
Количество занятий: 5 занятий.
Периодичность проведения: 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 3 часа.
Общее количество часов: 15 часов.
Основные блоки программы:
Теоретический блок включает в себя информацию о возрастных особенностях детей подросткового возраста, подростковом кризисе, основных потребностях данной категории детей и способах эффективного взаимодействия с ними.
Практический блок направлен на осознание родителями своих установок и проекций относительно приемных детей-подростков. Формирование и закрепление эффективных навыков и форм взаимодействия с ними. На осознание семейных ценностей и традиций, на которые опирается именно их семья, а так же на активизацию внутренних личностных ресурсов самих родителей.
Методы и приемы работы:
– мини–лекции, теоретический материал;
– дискуссии и «мозговые штурмы»;
– разминочные упражнения;
– элементы арт-терапии.
Ожидаемые результаты:
– информированность приемных родителей в сфере возрастной психологии подростков;
– участники тренинга получат возможность осознать и оценить собственные внутренние ресурсы, а так же видеть внешние ресурсы среды;
– повышение уровня родительской компетенции, гармонизация детско-родительских отношений в замещающих семьях воспитывающих детей подросткового возраста;
– научатся понимать своего ребенка, уважать свои и чужие личностные границы, предупреждать возникновение проблемных ситуаций;
– приобретут навыки использования техники «Я-высказывание», расширят спектр эффективных форм взаимодействия с подростком.
Требования к уровню освоения программы:
Участники, успешно освоившие тренинговую программу должны знать:
– Возрастные особенности детей подросткового возраста. Что такое кризис подросткового возраста. Основные потребности подростков.
– Особенности приемных детей. Что такое депривация. Горе утраты. Способы взаимодействия с такими детьми.
– Важность для ребенка знаний о кровных родителях, истории его жизни.
– Что такое семейные ценности, их значимость для каждой семьи.
– Внешние и внутренние ресурсы приемных родителей.
Участники, успешно освоившие тренинговую программу должны уметь:
– выстраивать взаимоотношения с детьми с учетом их возрастных и личностных особенностей, определять тактику поведения при негативном поведении подростка;
– видеть в ребенке отдельную личность, принимать и уважать его чувства, напрямую выражать любовь, похвалу и внимание ребенку;
– распознавать необходимость своей помощи детям, правильно использовать речевые конструкты в общении с подростками;
– применять полученные на тренинге знания в общении с подростками, соизмерять возрастные новообразования и индивидуальные особенности ребенка во время воспитания и общения с ним;
– осознавать возможности позитивных изменений в семье;
– опираться на себя и свои личностные ресурсы, как способ самоподдержки.
Формы подведения итогов реализации программы:
– результаты наблюдения педагогом-психологом за динамикой каждого участника (степени активности, участия в обсуждении тематики занятия, принятия программного материала, готовности обсуждать лично-значимую информацию);
– групповое обсуждение итогов работы на последнем занятии;
– анкета обратной связи.
Тематическое планирование
№ | Наименование блоков и тем | Всего часов | в том числе | Форма контроля | |
теоретических | практических | ||||
1. | «Знакомство». | 3 | 30 мин | 2 часа 30 мин | Рефлексия, наблюдение. |
2. | «Особенности возрастного развития. Факторы, оказывающие на него влияние». | 3 | 40 мин | 2 часа 20 мин | Рефлексия, наблюдение. |
3. | «Идентичность приемного ребенка». | 3 | 30 мин | 2 часа 30мин | Рефлексия, наблюдение. |
4. | «Общение с подростком. Семья, семейные ценности, традиции». | 3 | 30 мин | 2 часа 30 мин | Рефлексия, наблюдение. |
5. | «Внешние и внутренние ресурсы» | 3 | 30 мин | 2 часа 30 мин | Анкета обратной связи |
Всего часов 15 |
Содержание программы
Занятие №1 «Знакомство».
Знакомство участников, выявление ожиданий от тренинга, принятие правил группы, сплочение группы. Актуализация собственной родительской позиции, особенности восприятия ребенка. Осознание сложившихся детско-родительских отношений. Ознакомление с пирамидой потребностей человека (А.Маслоу), возрастной периодизацией (Э.Эриксон). Осознание собственных потребностей и потребностей ребенка. Обратная связь.
Занятие №2. «Особенности возрастного развития. Факторы, оказывающие на него влияние».
Возрастные особенности младших и старших подростков. Кризис подросткового возраста. Материнская и социальная депривация. Горе утраты. Особенности восприятия мира детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей.
Занятие №3. «Идентичность приемного ребенка».
Формирование идентичности личности. История жизни и необходимость знаний о кровных родителях детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Раскрытие тайны усыновления.
Занятие №4. «Общение с подростком. Семья, семейные ценности и традиции».
Семейные ценности, правила, традиции. Технология Я-высказывания. Эффективные способы общения с подростком.
Занятие №5. «Внешние и внутренние ресурсы».
«Внутренние» и «внешние» ресурсы приемных родителей. Поиск «внешних» и «внутренних» ресурсов. Профилактика эмоционального выгорания.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение:
· флипчарт 1 шт., бумага, маркеры;
· канцелярские принадлежности: бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, ручки;
· зал для проведения групповых занятий;
· стулья.
Методическое обеспечение программы:
· анкета (приложение 1);
· учебно-методический комплекс (приложение 2).
Список использованной литературы
1. Байярд Роберт Т., Байярд Джин Ваш беспокойный подросток. Онлайн Библиотека http:// www.koob.ru.
2. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей и их родителей по коррекции нарушений привязанности «Заботливая Альфа» Составители: Гайнутдинова Наталья Геннадьевна, педагог – психолог
ППМС – Центра, Филатова Оксана Васильевна, начальник отдела ППМС – Центра
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
- Захарова Ж. А. Методика формирования педагогической компетентности у замещающих родителей. Ярославский педагогический вестник №2-2009,с.59.
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.:Речь,2005.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд.-СПб.: Питер,2007
- Ресслер М.С., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. Опыт реализации модульной программы повышения уровня развития родительской компетентности замещающих семей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4
- Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru
- Бетси Кифер, Джейн И. Скулер. Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку.- Киев 2009.
- М. Капилина. Понятие «мозаики» развития// URL: http://pro-mama.ru/article/ponyatie-mozaiki-razvitiya/
- Середа Е. И. Тренинги решения семейных проблем: Практическое руководство. – СПб.: Речь,2008.
- Райгородский Д.Я. «Родители и дети: Хрестоматия»: – 2003.
- Калинина Р.Р. «Введение в психологию семейных отношений»: – Речь, 2008.