ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ “СОЛНЫШКО”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЛЫНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Педагогического совета Директор МБОУ Злынковской СОШ№1
Протокол № 2021г. Т.В.Червякова
Приказ № 2021г.
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ
«СОЛНЫШКО».
Автор-составитель:
Малышева Ирина Александровна
педагог-организатор
Злынка
2021 год
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа летнего пришкольного лагеря «Солнышко» |
2 | Цель программы | Создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления обучающихся во время летних каникул. |
3 | Направление деятельности | Комплексная: физкультурно-оздоровительное, экологическое, художественно-эстетическое, духовно – нравственное и трудовое. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: план работы с мероприятиями, реализующими программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Злынковская средняя общеобразовательная школа |
6 | Адрес, телефон | Брянская область, г.Злынка, ул.Коммунальная, 24 т.8(48358)21-063 |
7 | Место реализации | МБОУ Злынковская СОШ №1 |
8 | Количество, возраст учащихся | 97 человек от 6,6 до 14 лет |
9 | Сроки проведения, количество смен | I смена – с 01.06. 2021 г. по 23.06.2021 г. |
1.Пояснительная записка.
Лето - это пора весёлых затей, приключений, интересных и увлекательных встреч. Во время летних каникул ребята восстанавливают израсходованные за учебный год силы, укрепляют здоровье и развивают творческий потенциал. Кроме того, лагеря способствуют формированию коллективизма, коммуникативных навыков
Деятельность детского оздоровительного лагеря только тогда целесообразна, когда для каждого школьника она дает радостное время духовного, творческого и физического роста.
Практика воспитания показывает, что основной деятельностью, в которой ребенок удовлетворяет свои жизненные потребности в движении, в активности, в общении со сверстниками, в освоении социальных ролей, в творчестве и самостоятельности является игра.
Детская игра – средство активного обогащения личности. Ее можно рассматривать как основную форму существования всех сторон жизнедеятельности коллектива и личности, средство развития индивидуальных качеств, метод организации и сплочения коллектива, как фактор способствующий созданию яркого эмоционального состояния и формирующий внутренний мир человека.
Педагог, являясь участником игрового пространства, разделяет с воспитанниками их радости, успехи и оказывает помощь в случае затруднения. Все это сближает воспитателя с детьми, помогает установить с ними доверительные отношения.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно- правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3.
- Положение о пришкольном оздоровительном лагере.
- Правила внутреннего распорядка пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания.
- Инструкции по организации и проведению экскурсий.
- Должностные инструкции работников.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Предполагается, что за одну смену в лагере оздоровить 97 учащихся в возрасте от 6,6 до 14 лет.
1.0 Цель и задачи программы
Цель:
-создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в
разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи :
-создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
-способствовать формированию культурного поведения, санитарно- гигиенической культуры;
-развивать творческие способности детей;
-развивать организаторские способности и формировать ценностные ориентации детей через включение в социально – полезную деятельность;
-формировать самосознание учащихся в отношении необходимости безопасного поведения.
- Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап
Данный этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
подготовка методического материала для работников лагеря; отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
проведение семинара – практикума для работников летнего оздоровительного лагеря;
составление необходимой документации для деятельности летнего оздоровительного лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II. Организационный этап смены (2 – 3 дня)
Основной деятельностью этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
организационные сборы; планирование работы;
старт программы ;
формирование органов самоуправления, инструктаж по ТБ;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III. Основной этап смены
реализация профилирующей идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел;
работа по направлениям (подпрограммам), (конкурсы, эстафеты, походы, акции);
диагностика (результат).
IV. Заключительный этап смены
подведение итогов смены;
анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
сбор отчетного материала;
оформление творческого отчета о работе и отчетной документации; выпуск фотодневника лагеря.
Поощрение отличившихся ребят в делах лагеря; выработка перспектив деятельности лагеря.
1.2. Принципы реализации программ
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации: признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
Принцип индивидуализации воспитания требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип демократизации воспитательного процесса. Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником. Воспитательный процесс не должен ущемлять права взрослого и ребёнка
Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребенка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Принцип креативности. Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке, условиях эмоционального комфорта отношений, при участии педагога творящего.
Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.
Принцип наглядности данной программы: каждое дело экипажа и индивидуально каждого матроса отражается на карте экспедиции.
1.2. Актуальность и новизна:
Актуальность программы в том, что она направлена на развитие личностного
потенциала ребенка, на создание условий для его социализации, на формирование умения строить взаимоотношения с другими детьми, быть мобильным, конкурентно способным. Программа направлена на укрепление и сохранение здоровья, на развитие нравственно-эстетических норм поведения, а также на ценность значения природы в жизни каждого.
Пришкольный лагерь – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия и оригинальные идеи.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к
разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений
сотрудничества, содружества, сотворчества, самоуправления.
1.3. Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью является то, что центральным местом воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к
реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Соответственно, на основе полученных знаний воспитанники включаются в деятельность и уже имеют возможность самостоятельно в процессе отдыха, реализовать их.
1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в построении взаимосвязи системы обучения, развития и воспитания. Такая взаимосвязь ориентирует воспитанников на развитие творческого начала, обогащение кругозора и воспитывает нравственные чувства. Данная программа позволяет выявить заинтересованных воспитанников, проявивших интерес к разностороннему отдыху, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к этому процессу.
1.5 Направления программы и возможности ее реализации
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е.
включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
1. Физкультурно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни);
2. Художественно- эстетическое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);
3. Экологическое направление (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней);
4. Духовно-нравственное направление (воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям).
5. Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные
педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда. Участники лагеря получают дополнительную
возможность пройти раньше других летнюю практику в школе.
Отличительная особенность программы заключается в практической направленности, индивидуальном и креативно – личностном подходе к каждому ребенку, в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью (игровой и креативно – практической). Педагоги используют элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) при организации и проведении всех мероприятий, а также элементы актерского мастерства и игры на развитие творческих способностей.
Программа способствует приобщению детей к народной культуре и традициям.
1.6 Адресность.
Программа ориентирована на учащихся 6лет 6 мес-14 лет. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов.
Общее количество детей 97 человек. Количество детей в группе от 10 до 15 человек. Программа охватывает детей из малообеспеченных и многодетных семей и находящихся в ТСЖ.
1.7 Условия набора.
Зачисление ребенка в пришкольный лагерь осуществляется по письменному заявлению одного из родителей. Принимаются дети без конкурсного отбора, изъявившие желание и не имеющие медицинских противопоказаний. Прием заявок в детские объединения по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется через информационную систему Навигатор. Связь с родителями поддерживается в течение работы пришкольного лагеря посредством мобильной связи и лично через индивидуальные беседы.
1.8 Сроки реализации программы
Срок реализации программы - июнь 2021г (18 дней.)
1.9 Обеспечение программы
1.9.1 Кадровое обеспечение
Реализация программы будет осуществляться педагогами школы согласно штатному расписанию и должностным инструкциям. Подбор воспитателей проводит директор МБОУ Злынковской СОШ №1.
Количество специалистов:
начальник лагеря – 1 чел.;
воспитатели отрядов – 6 (7) чел.;
инструктор по физической культуре и спорту – 1 чел.;
медицинский работник -1 чел.;
повар-1чел.;
помощник повара и кухонные рабочие- 32 чел.;
1.9.2. Ресурсное обеспечение
Медиа и аудио аппаратура: компьютер, микрофоны, акустические колонки, проектор, экран.
Спортивный инвентарь: мячи, набор шахмат, шашек, обручи, скакалки, кегли, теннисные ракетки, настольные игры, теннисные столы.
1.9.3. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение программы включает в себя: проведение для педагогов установочного семинара для ознакомления с тематикой и спецификой программы лагеря; создание информационного стенда, посвящѐнного тематике смены; формирование библиотеки методической литературы и электронных ресурсов.
1.9.4. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы включает в себя: нормативные документы, регламентирующие летний отдых детей; программу тематической смены; сценарии и методические разработки мероприятий; диагностический инструментарий для отслеживания эффективности организации летнего отдыха детей.
2.0 Режим работы и занятий пришкольного лагеря
Элементы режима дня | Пребывание детей |
Сбор детей, зарядка | 08.30 – 09.00 |
Утренняя линейка | 09.00 – 09.15 |
Завтрак | 09.15 – 10.00 |
Физкультурно-оздоровительный час(игры на свежем воздухе) | 10.00 – 11.00 |
Второй завтрак (сок) | 11.00 – 11.30 |
Мероприятия по плану лагеря | 11.30 – 13.00 |
Обед | 13.00 – 14.00 |
Досуг по интересам | 14.00 – 14.30 |
Уход детей домой | 14.30 |
2.1 Место реализации программы.
МБОУ Злынковская СОШ№1
Адрес: 243600, Брянская область, г.Злынка, ул. Коммунальная д.24
Конт.т. 8(48358)21-062
2.2 Дети « группы риска»
- вовлечение детей « группы риска» в социально-значимую воспитательную деятельность в условиях дополнительного образования;
-создание ситуации успеха для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, повышение их самооценки;
-занятость в организации и проведении воспитательных мероприятий;
2.3 Методы реализации программы.
Для активного включения ребят в деятельность, используется универсальное средство – игра, как один из основных методов организации воспитательного процесса. Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми и, особенно между детьми, именно
в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично.
Для достижения поставленных в программе целей и задач, и для ее реализации используются методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- экскурсия;
- словесный;
- частично-поисковый;
- игровой;
- приемы обучения: изложение различных точек зрения на вопрос,
- рассмотрение явления или предмета с различных ракурсов, побуждение детей к самостоятельному творчеству;
- постановка перспектив (близкой и средней);
- стимулирование поведения и деятельности;
- поощрение.
Для активного включения ребят в природоохранную и здоровьесберегающую деятельность используется универсальное средство – игра, как один из основных методов организации воспитательного процесса.
2.4. Формы работы:
- экскурсии, конкурсы, лектории, аукционы,
эти формы работы способствуют знаний, развитию познавательных интересов детей, расширению их кругозора;
- самообслуживание, собрание, праздники, выборы органов самоуправления в отряде и т.д.;
- инсценировки, конкурсы, спектакли, концерты, фестивали, посещение театра, музея, выставки и др., они формируют эстетическую культуру детей;
- игры, праздники, флешмобы, минутки отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, походы, прогулки и т.д.;
- собрания, дискуссии, диспуты, беседы по социальной и нравственной проблематике,они способствуют формированию отношения детей к миру, системы их убеждений, взглядов, установок, ценностных ориентаций.
2.5. Кружковая деятельность:
- «Спортивный час»
- «Этическая грамматика»
- «Бумажные фантазии»
- «Робототехника»
- «Волшебная кисточка»
- «Театральный»
- «Юный эколог»
- «Школа почетного караула»
- «Юнармеец»
2.6 Ожидаемые результаты
Благодаря соблюдению санитарно – гигиенических правил, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок - взрослый», дети смогут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить здоровье и овладеть навыками здорового жизненного стиля.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках будут способствовать развитию творческих способностей детей. Ребята научаться планировать свою деятельность, узнают о коллективно – творческих делах и научатся проводить их. У детей появиться навык работы в группе, в команде, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе.
В ходе реализации программы в игровой форме дети познакомятся со своими правами и обязанностями, приобретут навыки в их использовании. Игра – путешествие поможет ребятам развивать чувство товарищества, взаимопомощи, ощутить радость победы. У группы детей сформируются лидерские качества, они попробуют себя в роли ведущих и экскурсоводов, и уже практически подготовятся к вступлению в детскую организацию. У всех детей значительно расширится кругозор. Ребята узнают много нового об истории открытия космоса.
Сюжетно – ролевые темы будут способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости и ответственности за свою Родину.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе детского оздоровительного лагеря.
2.7. Развитие детского самоуправления
Традиционно из участников программы формируется несколько отрядов. В каждом отряде есть свой отрядный уголок, в котором помещены :
название; девиз;
достижения;
список отряда.
Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, спортивная площадка, кружки.
Каждый ребенок в течение смены работает над своим “Я”: учится жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье.
2.8. Система мотивации и стимулирования
За активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены, ребята получают бонусы. У всех есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В конце смены подводятся итоги. По итогам победители получают награды.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.
Варианты нематериальных стимулов детей и подростков:
• грамота;
• благодарственное письмо родителям;
• устная благодарность;
2.9. Традиции лагеря:
Отрядная линейка – 10 минутный сбор – Начало (старт) дня и окончание (анализ событий за день).
Кроме того, ребята ежедневно отражают цветом своё эмоциональное состояние во время мероприятий. В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего лагерь.
Механизм оценки результатов программы
• Безусловная безопасность всех мероприятий
• Учет особенностей каждой личности
• Возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности всеми участниками лагеря
• Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
• Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
• Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
• Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
• Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
3.0. Диагностика
1. Входная диагностика- начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.
2. Текущая диагностика- цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
- беседы на отрядных сборах.
3. Итоговая диагностика- анкетирование
-Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)
-Беседы в отрядах
-Цветопись
3.1. Список использованной литературы
1. «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград, 2001
2. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград, 2003
3. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград, 2006.
4. Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск – 2006.
5. Игры в летнем оздоровительном лагере./ Тимофеев Ю. // Воспитание школьников.- 2002. - №5. – с.53 – 55.
6. Материалы в помощь вожатому / Постнова С.В. // Педсовет. – 2007. - №3.
7. Школа интересных каникул./ Огнева С.Г. и др.- Волгоград: «Учитель», 2007.
8. Интернет –ресурсы:
- mel.fm›blog/shashnik/14568…ryesursy-dlya…vozhatogo
-https://infourok.ru/poleznih-internet-resursov-dlya-vozhatih-3745419.html
-урок.рф›library/metodicheskaya_kopilka_vozhatogo_…
-nsportal.ru›Начальная школа›Воспитательная работа›…-dlya-raboty