Программа по внеурочной деятельности “Уроки нравственности и добра”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 90»
Рабочая программа
кружка «Уроки нравственности и добра»
по внеурочной учебной деятельности
для 2 класса
Составил:
Николаева Вера Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Содержание
Пояснительная записка -------------------------------------------------------------------------------------------3
1.Планируемые результаты освоения программы, курса –------------------------------------------------3
2.Содержание тем учебного курса ---------------------------------------------------------------------------- 4
3. Тематическое планирование с указанием кол-ва часов по темам ------------------------------------4
4. Приложение (календарно-тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ----------------------------------------------------------------------5
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Закона Российской Федерации «Об образовании».
-Примерной программы по внеурочной учебной деятельности.
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях".
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Методическое пособие для учителя: «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе». 2 класс / Л. В. Управителева.– Я.: «Академия развития», 2008г.
2. Методическое пособие для учителя: «Классные часы в 1-4 классах». / И. В. Персидская. – В. «Учитель» 2006г.
Цель курса: создать условия для формирования поведенческой культуры и общепринятых моральных норм.
Задачи курса:
-содействовать в формировании личностных качеств человека: доброта, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
-дать представление о правах и обязанностях ученика;
-учить осознавать себя как личность;
Место кружка во внеурочной деятельности: Данная программа рассчитана на детей 8-9 лет. Курс рассчитан: во втором классе (1 час в неделю) – 34 часа (34 учебные недели). Численный состав – один класс (2 подгруппы).
Планируемые результаты освоения программы, курса
Личностные результаты:
- работа в паре и в группе;
- умение анализировать, сравнивать, выбирать оптимальное решение;
- участие в этических беседах, игровых ситуациях, тренингах и практикумах, в чтении и обсуждении литературных произведений, в анализах примеров поведения окружающих;
Метапредметные результаты:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметные результататы:
- планировать учебную деятельность: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
- оценивать результаты своих действий;
Учащийся научиться:
- работать в паре и в группе, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё;
- организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- обмениваться собственным наблюдением, умозаключением.
- оценивать и осмысливать результаты своих действий: организовывать само-и-взаимоконтроль, - выполнять рефлексивный анализ.
Учащийся получит возможность научиться:
- повысить уровень воспитанности;
- признать себя как личность;
- развить устойчивость к стрессовым ситуациям;
- овладеть основами культуры и здоровьесбережения.
Содержание тем учебного курса
Раздел: «Воспитание личностной культуры». Я познаю себя. Что в имени моем…. О честности. Скромность украшает человека. О хитрости и неблагодарности. К чему ведут капризы и упрямство. Поговорим об аккуратности. О доброте и бессердечии. Учусь управлять своим телом. Учусь управлять своими эмоциями.
Раздел: «Формирование культуры взаимоотношений». Волшебное слово «Здравствуйте».
Вежливый разговор. Без друзей так трудно жить на свете... О дружбе девочек и мальчиков. От чистого сердца, простыми словами, давайте, друзья, потолкуем о маме... Я и мои родители. Забота о младших. О любви ко всему живому.
Раздел: «Правила хорошего тона». Правила хорошего тона. Правила поведения в школе Правила поведения в театре. Правила поведения в общественном транспорте Декада вежливости. Законы жизни семьи, законы жизни класса. Праздник дружбы. Земля без улыбки (проект). Праздник вежливости.
Раздел: «Проектная работа (профориентационная работа)». Знакомство с профессиями родителей.
Тематическое планирование с указанием количества часов по темам
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Воспитание личностной культуры. | 12 |
2 | Формирование культуры взаимоотношений. | 10 |
3 | Правила хорошего тона. | 10 |
4 | Проектная работа (профориентационная работа) | 2 |
Итого | 34 |
Приложение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроки нравственности и добра
1 час в неделю, 34 учебные недели (34 часа)
№ п/п | дата | Раздел учебной программы по предмету тема урока темы контрольных, практических, лабораторных работ | Кол-во часов |
Раздел: Воспитание личностной культуры. | 12 | ||
1. | 04.09.2020 | Чтение, обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища», «Плохо», «На катке». Тренинг «Психологический портрет». | 1 |
2. | 11.09.2020 | Составление своей родословной. | 1 |
3. | 18.09.2020 | Тренинг «Рисуем свое имя». | 1 |
4. | 25.09.2020 | Чтение, обсуждение рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост». | 1 |
5. | 02.10.2020 | Чтение, обсуждение рассказа С. Баруздина «За столом», Л. Пантелеева «Честное слово». Игровая ситуация «Настольные игры». | 1 |
6. | 09.10.2020 | М. Зощенко «Бабушкин подарок», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил». | 1 |
7. | 16.10.2020 | Чтение, обсуждение сказки В. Даля «Лиса и медведь». Творческая работа «Инсценируем сказку». | 1 |
8. | 23.10.2020 | Чтение, обсуждение сказки В. Даля «Привередница». | 1 |
9. | 13.11.2020 | Чтение по ролям стих. С. Михалкова «Про Фому». | 1 |
10. | 20.11.2020 | Чтение стих. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Тест «Аккуратность». Составление правил ухода за руками. | 1 |
11. | 11.12.2020 | Чтение, обсуждение сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Тренинг «Листопад доброты». В. Осеева «Три товарища». | 1 |
Раздел: Формирование культуры взаимоотношений. | 10 | ||
12. | 18.12.2020 | Тренинг мышечного расслабления, упражнения «Загораем», «Шарик», «Любопытный гусенок», «Лягушки», «Сердитый язык». Психологические этюды на выражение эмоций. Беседа о способах здороваться. Тренинг «Приветствия». | 1 |
13. | 25.12.2020 | Чтение, обсуждение стих. И. Пивоваровой «Вежливый ослик». | 1 |
14. | 15.01.2021 | Чтение, обсуждение стих. А. Барто «Едет Любочка в трамвае». Обсуждение правил вежливости. | 1 |
15. | 22.01.2021 | Анализ пословиц о дружбе. Беседа о законах дружбы. Разучивание танца дружбы. Викторина о дружбе. | |
16. | 29.01.2021 | Чтение, обсуждение рассказа Е.Пермяка «Надежный человек». Конкурс «Дружба начинается с улыбки». | 1 |
17. | 05.02.2021 | Беседа об отношении к маме. Конкурс стихов о маме. | 1 |
18 | 12.02.2021 | Беседа о понятии «Семья». Конкурс «Наш семейный альбом». Тренинг «Рисунок семьи». Обсуждение правил «крепкой семьи». | 1 |
19. | 19.02.2021 | Чтение, обсуждение рассказа Л. Толстого «Котенок». | 1 |
20. | 26.02.2021 | Индивидуальные сообщения «Кошка в нашем доме». | 1 |
Раздел: Правила хорошего тона. | 10 | ||
21. | 05.03.2021 | Творческое задание «Мой любимец». Составление правил ухода за кошками. Викторина о кошках. | 1 |
22. | 12.03.2021 | Праздник – игра «Правила хорошего тона». | 1 |
23. | 19.03.2021 | Обсуждение проблемы: правила поведения в школе. Презентация правил поведения в школе. | 1 |
24. | 02.04.2021 | Конкурс «Презентация школьной деловой одежды». Тест на аккуратность. | 1 |
25. | 09.04.2021 | Чтение, обсуждение стих. С. Михалкова «Прогулка». Правила поведения на природе. Игра – тренинг. | 1 |
26. | 16.04.2021 | Инсценировка стих. С. Михалкова «Шел трамвай 10 номер», рассказа «Девочка с куклой», А. Барто «Любочка». | 1 |
27. | 23.04.2021 | Копилка вежливости. Анкета «Правила вежливости». | 1 |
28. | 30.04.2021 | Практическая игра «Вежливо – невежливо». | 1 |
29. | 07.05.2021 | Составить рассказ «Самый вежливый человек в моем окружении». Викторина о вежливости. | 1 |
30. | 14.05.2021 | Просмотр, обсуждение мультипликационного фильма «Котенок «Мяу». Конкурс рисунков «Поступок!!!» | 1 |
Раздел: Проектная работа (профориентационная работа) | 2 | ||
31. | 21.05.2021 | Профессия моих родителей. | 1 |
32. | 21.05.2021 | Проект «Все работы хороши, выбирай на вкус». | 1 |
Формы работы:
-Игровые ситуации.
-Этические беседы.
-Чтение и обсуждение литературных произведений.
-Тренинги и практикумы.
-Анализ примеров поведения своего и окружающих.
-Инсценирование.
-Конкурсы.
-Праздники.
-Ролевые игры.
Учебно – методическое обеспечение и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
-Л. В. Управителева Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе 2 класс. «Академия развития» Ярославль, 2008г.
-Н. И. Дереклеева Справочник классного руководителя 1-4 классы. "Вако» Москва, 2003г.
-Раздаточный материал: произведения В. Осеевой, Е. Пермяка, Л. Пантелеева, Л. Толстого.
-Музыкальный сборник детских песен.
-Сборник пословиц и поговорок.
-Настольные игры.
-Альбом, цветные карандаши, краски.
Информационно – техническое и методическое обеспечение:
-DVD– диски.
-Проектор
-Компьютер.
-Магнитная доска.