Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Краеведение » Рабочие программы

Автор: Гуренко Оксана Владимировна
Учебное заведение: ГКОУ " Волгоградская школа- интернат №3"
Краткое описание работы:  Актуальность курса краеведения «Мой  край». Изучаемые на уроках исторические события  часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.

Дата публикации: 2017-08-31 Программа по краеведению ” Мой край” Гуренко Оксана Владимировна ГКОУ " Волгоградская школа- интернат №3"  Актуальность курса краеведения «Мой  край». Изучаемые на уроках исторические события  часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 3, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Программа по краеведению ” Мой край”

 

Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.

В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко – краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому назрела необходимость составить курс краеведения «Мой край».

Актуальность курса краеведения «Мой  край». Изучаемые на уроках исторические события  часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.

Сегодня Волгоград – огромный город, самый протяженный в Европе. Его более чем четырехсотлетняя история богата великими событиями.  Внимание к примечательным фактам истории Царицына – Сталинграда – Волгограда будет способствовать росту интереса к истории Волгоградской области и России в целом, благотворно скажется на  воспитании патриотизма школьников.

 Цели курса:

  • формирование    представлений об  истории края как части общемировых процессов;
  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  • развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;

         Задачи курса:

  • пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  • дать представление об историческом, социокультурном, природном, хозяйственном своеобразии родного края;
  • обеспечить понимание идеи  толерантности как важнейших  традиций духовной жизни региона;
  • развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  • расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  • способствовать формированию умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
  • развивать и корректировать умение анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о деятельности прошлых поколений, оперировать полученными знаниями.

Особенность данного курса состоит в том, что он изначально ориентирован на изучение историко-культурного наследия своего края – Волго-Донского междуречья, как части России. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является одним из основных факторов нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Факультативная программа по краеведению «Мой край»  рассчитана на три года для учащихся 7-8-9 классов. Разработана в 2011 году. Последовательность тем построена на основе разделов  курса «История Отечества», но включает в себя информацию о древнейшей истории региона и до XXI века, с учётом психолого – педагогических особенностей учащихся коррекционной школы VIII вида. Данный курс даёт учащимся конкретно–исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития Волго-Донского региона, города Волгограда.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные, психофизические  особенности каждого ребенка;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, фотографий, иллюстраций и презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, коллажей. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
  • Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Мой  край” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии.

Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

 Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, всего 34 часа.

Требования к результатам освоения программы факультативного курса:

Личностные результаты:

  • Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину через знакомство с историей и культурой своего края;
  • Формирование ответственного отношения к учению и профессиональных предпочтений на основе краеведческих региональных знаний;
  • Освоение социо-культурных норм поведения;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и общественно полезной деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • Формирование основ экологической культуры

Предметные результаты:

  • Овладение базовыми краеведческими знаниями и представлениями об истории и культуре родного города Волгограда и территории Волго-Донского междуречья с древности до наших дней;
  • Формирование умений применять краеведческие знания для осмысления современных общественных явлений.

Просмотреть свитедельство о публикации


Краеведение, Рабочие программы 7 класс, 8 класс, 9 класс, Здоровьесберегающие технологии, Патриотическое воспитание.

Post navigation

Итоговая работа “Повышение коммуникативной компетентности”
Конспект открытого занятия на тему “Кладовая Земли”

Краеведение

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022