Пояснительная записка
Данная программа «Живая экология» (Программа) составлена социальным педагогом ГКУ СО «Клявлинский РЦД и ПОВ ». Материалы Программы разрабатывались с учетом основной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ, парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и имеющейся развивающей предметно-пространственной среды реабилитационного центра для детей с ОВЗ.
В связи с отсутствием планомерной и систематической работы по экологическому образованию детей, возникла необходимость разработать программу «Живая экология». Формирование экологической культуры дошкольника будет строиться с широким использованием практических методов обучения и игровой деятельности, с учетом имеющейся развивающей предметно-пространственной среды ГКУ СО «Клявлинский РЦД и ПОВ » экологической направленности. В программе используется комплексный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено воспитание экологической культуры, не только в группе, но и в условиях РЦ.
1. Общие положения программы
Актуальность программы.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание подрастающих поколений. Первой ступенью в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в условиях реабилитационного центра.
Проблема.
На сегодняшний день разработаны множество отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: «Радуга» Т. Н. Доронова, «Программа воспитания и обучения в ДОУ» Васильева, «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. авторы. Внедряются специализированные программы экологического образования: «Мир природы и ребенок» Л. М. Маневцова, «Мы» Н. Н. Кондратьева, Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякина-Новикова, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжова и др.
Причины введения новой программы заключаются в необходимости РЦ включить в образовательный процесс имеющуюся развивающую предметно-пространственную среду экологической направленности. Воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры осуществляется не в комплексе, используется в полном объеме образовательная среда реабилитационного центра: комнаты экологии, «лаборатория», библиотека, зимний сад, экологическая тропа, картинные и фотогалереи о природе родного края и др. Программа нацелена на активное и систематическое использование образовательной среды РЦ в воспитании экологической культуры детей.
Правовое основание для разработки Программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) .
• Закон «Об экологическом образовании населения ХМАО» от 22.06.2000г. с изменениями №2391 от 27.12.2007г.
Цель: Создать эффективную систему работы педагогического коллектива реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» по воспитанию экологической культуры дошкольников в рамках образовательной деятельности и условиях РЦ.
Основные задачи:
1. Привитие основ экологической культуры ребенка, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
2. Развивать собственный познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Воспитывать у детей элементы экологической культуры, ценные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, следование экологическим правилам в доступных, для детей с ОВЗ, формах.
Для решения этих задач и составления программы были выбраны за основу: образовательная программа ООП ДОУ «Березка, парциальная программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, программа регионального уровня В. Гончаровой «Технология экологического образования», парциальная программа О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! ».
Особенности программного материала.
Данная Программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Особый акцент в программе сделан на распределение программного материала с использованием образовательной среды РЦ и интеграции разных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, игра, экспериментирование, наблюдение, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации образовательного процесса.
Программа реализует системный подход к решению задач экологического воспитания детей с ОВЗ и имеет практическую направленность. Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Одним из важнейших принципов организации работы — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего города. Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и края.
В помощь педагогам представлено перспективное планирование работы с детьми, методики педагогического обследования, раскрывается система взаимодействия деятельности всех субъектов воспитательно – образовательного процесса, инновационный, деятельностный подход к организации обучения экологической культуры.
Принципы разработки Программы
1. Научной обоснованности и практической ориентации содержания.
2. Доступности. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.
3. Наглядности и практического применения.
1. Прогностичности. Формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.
4. Индивидуального подхода, помощи и поддержки: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создание наиболее благоприятных условий для их реализации.
5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
6. Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
7. Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.
8. Системности. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности
Участники реализации Программы.
Педагоги и дети с ОВЗ, в возрасте от 5-10 лет, родители.
Сроки реализации Программы.
Программа является среднесрочной, рассчитана на 2 года: с 01. 09. 2014 по 01. 06. 2016 годы. Работа проводится фронтально и по подгруппам. Реализуется программа через различные виды деятельности: по 1 часу в неделю: НОД – 1 час, художественное чтение-1 час, экспериментирование -1 час, деятельность в комнатах экологии- 1 час, а также реализация программы проходит через совместную образовательную деятельность воспитателя и ребенка в режимных моментах и самостоятельную деятельность детей (центры экологии, книги, экспериментирования, игры) .
Результативность.
На первом этапе для реализации программы проведено педагогическое обследование экологических знаний детей с ОВЗ (21 ребенок) при помощи диагностики, разработанной В. Г. Фокиной, О. М. Газиной (Приложение 6). Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях РЦ, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.
Список литературы:
1. Белевец, О. В. ПРОГРАММА “Мир природы” –М. : 209г., 127 с.
2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов. – М. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2014.-32с.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. -М. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2014.-125с.
4. Иванова, А. И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. -М. : ТЦ Сфера, 2009.-80с.
5. Корнилова, В. М., «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.-128с.
6. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок. Учебное пособие /Под, ред. Маневцевой Л. М:, Саморуковой П. Г. Изд. 2-е — СПб., 1998.
7. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. -Волгоград: Учитель, 2013, -232с.
8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. -М. : АРКТИ, 2004.-320с.
9. Николаева, С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.
10. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения/С. Н. Николаева. -2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.-144с.
11. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М. : Новая школа, 1996.-48с.
12. Рыжова Н. А., Экологическое образование в детском саду-М. : Изд. Дом «Карапуз», 2011.-432с.
13. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольниковЭкопрграмма для детей с ОВЗ ЖИВАЯ ЭКОЛОГИЯ
14. Фокина, В. Г. «Экологическое воспитание» / О. М. Газиной,