Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Нагорнова Светлана Юрьевна
Учебное заведение: МБДОУ №12"Белочка"г.Котовска Тамбовской области
Краткое описание работы: Программа  направлена на развитие гуманного отношения к природе, освоение норм поведения в природном окружении

Дата публикации: 2018-04-18 Программа дополнительного образования “Зелля-наш дом” Нагорнова Светлана Юрьевна МБДОУ №12"Белочка"г.Котовска Тамбовской области Программа  направлена на развитие гуманного отношения к природе, освоение норм поведения в природном окружении
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Программа дополнительного образования “Зелля-наш дом”

 

I  Пояснительная записка

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,  которое проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней.  С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

   Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

   Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,  правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

    В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

 Разработанная программа  «Земля – наш дом» направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

      II   Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

Цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи программы:

1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Занятия  в кружке проводятся один раз в неделю

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты,  видео – и аудиозаписи.

III    Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.

IV  Ожидаемые  результаты.

Показатели в  личностной сфере ребенка:

– интерес к познанию мира природы;

– потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Дети  должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Тамбовской области;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

– неживое и живое в природе;

– влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

– значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

– основные виды диких  животных и птиц;

–  разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

– позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Дети должны уметь:

– узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-ухаживать за культурными растениями  (посильное участие);

заботиться о здоровом образе жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу,    ближайшее природное окружение);

наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний, выводов;             – ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы

                                 V Тематическое планирование

                                  1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» – 33 занятия

№ занятия

 

Тема занятия

Количество занятий

теория

практика

 

  1.    Введение    

1

 

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

 

 

  2.   Дикие животные

9

10

2

Заяц – «Длинное ухо»

0,5

0,5

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

0,5

0,5

4

Серый хищник – волк

0,5

0,5

5

Хозяин леса – медведь

0,5

0,5

6

Любознательный зверёк –белка

0,5

0,5

7

Куница – охотник на белок

0,5

0,5

8

Лесной красавец – лось

0,5

0,5

9

Сердитый недотрога- ёж

0,5

0,5

10

Подземный житель – крот

0,5

0,5

11

Всеядное животное — бар­сук

0,5

0,5

12

Бобр-строитель

0,5

0,5

13

Запасливый бурундук

0,5

0,5

14

Кабан – дикий родственник домашней свиньи

0,5

0,5

15

Мышка-норушка

0,5

0,5

16

Рысь – родственник кошки

0,5

0,5

17

Соболь – «дорогой» зверёк

0,5

0,5

18

Тигр – самая большая кош­ка на Земле

0,5

0,5

19

Косуля – самый маленький европейский олень

0,5

0,5

20

Обобщающие занятие о диких животных

 

1

 

3.   Пернатые  жители  

6

7

21

Воробей – самая распро­странённая птица на Земле

0,5

0,5

22

Ворона – «интеллектуаль­ная» птица

0,5

0,5

23

Ворон – красивая, умная птица

0,5

0,5

24

Сорока-белобока – «лесная сплетница»

Экскурсии в лес

0,5

0,5

25

«Лесной доктор» – дятел

0,5

0,5

26

Соловей – «великий маэст­ро»

1

 

27

Галка – городская птица

0,5

0,5

28

Загадочная птица – кукуш­ка

0,5

0,5

29

«Пернатая кошка» – сова

0,5

0,5

30

Любимая птица – снегирь

0,5

0,5

31

«Сестрицы-синицы» – са­мые полезные птички Рос­сии

0,5

0,5

32

Наш добрый сосед – скво­рец

0,5

0,5

33

«Золотая птица» — иволга

0,5

0,5

34

Обобщающее занятие о птицах

 

1

 

 

16

17

 

                                                 Итого:

33

                   

 

 

                   Содержание курса . 1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»  – 33 занятия

                                     «ВВЕДЕНИЕ».

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

                Раздел 1.      «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ»

Тема 2. Заяц – «Длинное ухо»

 Разгадывание загадок, рассказ воспитателя,  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна»  

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Рисование лисы.

Тема 4.Серый хищник – волк

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах – «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь

Разгадывание загадок, рассказ воспитателя,  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Конкурс «Знатоки сказок».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику» 

Беседа «В природе всё взаимосвязано»

Тема 7. Куница – охотник на белку

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось

Загадки, рассказ воспитателя , чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах – Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога – ёж

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Беседа « Какую пользу природе и человеку приносят ежи»

Тема 10. Подземный житель – крот

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — бар­сук 

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ воспитателя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ воспитателя  о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ воспитателя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан – дикий родственник домашней свиньи

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.»

Тема 15. Мышка-норушка

Знакомство с мышью, сообщения детей, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»,«Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Беседа о вреде и пользе мышей для природы.

Тема 16. Рысь – родственник кошки

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?»  Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь – «дорогой» зверёк

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр – самая большая кош­ка на Земле

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета тигра (высказывания детей)

Тема 19. Косуля – самый маленький европейский олень

Рассказ воспитателя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

                  Раздел 2.  .  «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21.  Воробей – самая распро­странённая птица на Земле

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Беседа о подкормке птиц зимой.

Тема 22. Ворона – «интеллектуаль­ная» птица

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон – красивая, умная птица

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока – белобока – «лесная сплетница»

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого­ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока – белобока». Экскурсия в лес с целью наблюдения за птицами и их кормлением.

Тема 25. «Лесной доктор» – дятел

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей – «великий маэст­ро»

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Прослушивание фонограммы с песней соловья.

Тема 27. Галка – городская птица

Беседа о галке, разгадывание  кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица – кукуш­ка

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» – сова

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Беседа « Чем полезна сова для леса?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» – са­мые полезные птички Рос­сии

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Изготовление кормушек .

Тема 32. Наш  добрый сосед – скво­рец.

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».Беседа о необходимости  изготовления скворечников.

Тема 33. «Золотая  птица» — иволга.

Беседа , сообщение воспитателя, показ открыток со знакомыми птицами. Разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах.   

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы.» Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ?»

 ЛИТЕРАТУРА 

Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа- 1999г.

Николаева С.Н.   «Общение с природой начинается с детства» Пермь- 2001г.

Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение -2000г.

Подъякова Н.Н. « Интеллектуальное воспитание дошкольников.»М.2001ческого воспитания дошкольников М. Новая школа- 1999г.

Николаева С.Н.   «Общение с природой начинается с детства» Пермь- 2001г.

Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение -2000г.

Подъякова Н.Н. « Интеллектуальное воспитание дошкольников.»М.2001


Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое Дополнительное образование, Игры, Программы по экологии, Старший дошкольный возраст.

Post navigation

Статья на тему : “Особенности обучения письму детей с нарушением опорно-двигательного аппарата”
Социально – значимый проект “Серия круглых столов “От юнца до гражданина”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022