I Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Программа выдвигает две важные задачи:
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Разработанная программа «Земля – наш дом» направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
II Цель и задачи курса «Земля – наш дом»
Цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы:
1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.
Занятия в кружке проводятся один раз в неделю
Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео – и аудиозаписи.
III Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
IV Ожидаемые результаты.
Показатели в личностной сфере ребенка:
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Дети должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Тамбовской области;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
– неживое и живое в природе;
– влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
– значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
– основные виды диких животных и птиц;
– разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
– позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Дети должны уметь:
– узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-ухаживать за культурными растениями (посильное участие);
заботиться о здоровом образе жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний, выводов; – ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
V Тематическое планирование
1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» – 33 занятия
№ занятия |
Тема занятия | Количество занятий | |
теория | практика | ||
| 1. Введение | 1 |
|
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | |
| 2. Дикие животные | 9 | 10 |
2 | Заяц – «Длинное ухо» | 0,5 | 0,5 |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 0,5 | 0,5 |
4 | Серый хищник – волк | 0,5 | 0,5 |
5 | Хозяин леса – медведь | 0,5 | 0,5 |
6 | Любознательный зверёк –белка | 0,5 | 0,5 |
7 | Куница – охотник на белок | 0,5 | 0,5 |
8 | Лесной красавец – лось | 0,5 | 0,5 |
9 | Сердитый недотрога- ёж | 0,5 | 0,5 |
10 | Подземный житель – крот | 0,5 | 0,5 |
11 | Всеядное животное — барсук | 0,5 | 0,5 |
12 | Бобр-строитель | 0,5 | 0,5 |
13 | Запасливый бурундук | 0,5 | 0,5 |
14 | Кабан – дикий родственник домашней свиньи | 0,5 | 0,5 |
15 | Мышка-норушка | 0,5 | 0,5 |
16 | Рысь – родственник кошки | 0,5 | 0,5 |
17 | Соболь – «дорогой» зверёк | 0,5 | 0,5 |
18 | Тигр – самая большая кошка на Земле | 0,5 | 0,5 |
19 | Косуля – самый маленький европейский олень | 0,5 | 0,5 |
20 | Обобщающие занятие о диких животных | 1 | |
| 3. Пернатые жители | 6 | 7 |
21 | Воробей – самая распространённая птица на Земле | 0,5 | 0,5 |
22 | Ворона – «интеллектуальная» птица | 0,5 | 0,5 |
23 | Ворон – красивая, умная птица | 0,5 | 0,5 |
24 | Сорока-белобока – «лесная сплетница» Экскурсии в лес | 0,5 | 0,5 |
25 | «Лесной доктор» – дятел | 0,5 | 0,5 |
26 | Соловей – «великий маэстро» | 1 | |
27 | Галка – городская птица | 0,5 | 0,5 |
28 | Загадочная птица – кукушка | 0,5 | 0,5 |
29 | «Пернатая кошка» – сова | 0,5 | 0,5 |
30 | Любимая птица – снегирь | 0,5 | 0,5 |
31 | «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России | 0,5 | 0,5 |
32 | Наш добрый сосед – скворец | 0,5 | 0,5 |
33 | «Золотая птица» — иволга | 0,5 | 0,5 |
34 | Обобщающее занятие о птицах | 1 | |
|
| 16 | 17 |
| Итого: | 33 |
Содержание курса . 1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» – 33 занятия
«ВВЕДЕНИЕ».
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Тема 2. Заяц – «Длинное ухо»
Разгадывание загадок, рассказ воспитателя, чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна»
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Рисование лисы.
Тема 4.Серый хищник – волк
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах – «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь
Разгадывание загадок, рассказ воспитателя, чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Конкурс «Знатоки сказок».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Беседа «В природе всё взаимосвязано»
Тема 7. Куница – охотник на белку
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось
Загадки, рассказ воспитателя , чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах – Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога – ёж
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Беседа « Какую пользу природе и человеку приносят ежи»
Тема 10. Подземный житель – крот
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ воспитателя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ воспитателя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ воспитателя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан – дикий родственник домашней свиньи
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.»
Тема 15. Мышка-норушка
Знакомство с мышью, сообщения детей, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»,«Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Беседа о вреде и пользе мышей для природы.
Тема 16. Рысь – родственник кошки
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь – «дорогой» зверёк
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр – самая большая кошка на Земле
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета тигра (высказывания детей)
Тема 19. Косуля – самый маленький европейский олень
Рассказ воспитателя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей – самая распространённая птица на Земле
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Беседа о подкормке птиц зимой.
Тема 22. Ворона – «интеллектуальная» птица
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон – красивая, умная птица
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока – белобока – «лесная сплетница»
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока – белобока». Экскурсия в лес с целью наблюдения за птицами и их кормлением.
Тема 25. «Лесной доктор» – дятел
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей – «великий маэстро»
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Прослушивание фонограммы с песней соловья.
Тема 27. Галка – городская птица
Беседа о галке, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица – кукушка
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» – сова
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Беседа « Чем полезна сова для леса?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Изготовление кормушек .
Тема 32. Наш добрый сосед – скворец.
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».Беседа о необходимости изготовления скворечников.
Тема 33. «Золотая птица» — иволга.
Беседа , сообщение воспитателя, показ открыток со знакомыми птицами. Разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема 34. Обобщающее занятие о птицах.
Рассказ – беседа «О чём поют птицы.» Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ?»
ЛИТЕРАТУРА
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа- 1999г.
Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства» Пермь- 2001г.
Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение -2000г.
Подъякова Н.Н. « Интеллектуальное воспитание дошкольников.»М.2001ческого воспитания дошкольников М. Новая школа- 1999г.
Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства» Пермь- 2001г.
Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение -2000г.
Подъякова Н.Н. « Интеллектуальное воспитание дошкольников.»М.2001