Пояснительная записка
Программа «Путешествуем в мир родной природы» имеет эколого-краеведческую направленность.
Актуальность программы дополнительного образования «Путешествуем в мир родной природы» определяется рядом факторов:
– во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;
– во-вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования в качестве базовой компетенции;
– в-третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской деятельности компонентов окружающей природы обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.
Психолого-педагогическую и методическую основу данной программы составили идеи личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская) и экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, В.В. Николина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, Н.Ю. Киселева), развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарева).
Цель: воспитание экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Задачи:
Воспитательные (личностные):
1. Способствовать формированию бережного отношения к природе
2. Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой
Развивающие (метапредметные):
1. Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края.
2. Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность.
3. Содействовать развитию коммуникативных навыков
Образовательные (предметные):
1. Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края.
2. Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.
Особенности программы:
В основе содержания программы «Путешествуем в мир родной природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная и деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края.
Младший школьный возраст – это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжает формироваться культура отношений в системе человек-окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности экологические игры, использование экологических сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение простейших исследовательских работ.
Формы занятий: для реализации программы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Режим занятий устанавливается в соответствии с расписанием.
Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения результативности:
Личностные результаты воспитанников:
· мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;
· готовность работать в группе и самостоятельно;
· ценностно-смысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;
· освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
· развитие эмоциональной сферы, образного мышления.
Метапредметные результаты:
· умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
· овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· освоение доступных способов изучения природы.
Предметные результаты:
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.
Формы и способы проверки знаний, их периодичность.
При реализации программы дополнительного образования «Путешествуем в мир родной природы» проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала, сформированности практических навыков в ходе каждого занятия. Для этого используется текущее тестирование, проводятся викторины, мини-выставки, конкурсы дневников наблюдений, анкетирование, конкурсы творческих работ учащихся.
Тематический контроль представлен в виде отчетов по результатам экскурсий, коллективных творческих работ, исследовательских работ учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года после прохождения экологической тропы. Это «Фестиваль творческих открытий», на котором представляются лучшие работы учащихся: исследовательские, полевые дневники наблюдений, творческие работы.
Учащимся, успешно освоившим дополнительную программу «Путешествуем в мир родной природы», вручается соответствующий диплом.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме выставок творческих работ учащихся, участия в конкурсах исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.
Содержание изучаемого курса – 33 часа
Введение– 2 часа
Природа родного края: живая и неживая. Как изучают природу. Изменения в природе.
Тема 1. «Цветок и солнце» – 10 часов
Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники, травы, грибы родного края.
Растения лекарственные и ядовитые.
Грибы съедобные и несъедобные (ядовитые)
Охрана растений
Тема 2. «Соседи по планете» – 4 часа
Роль животных в природе и жизни человека.
Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп
Как человек может помочь животным.
Тема 3. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек» – 2 часа.
Взаимосвязи в природе. Кто чем питается. Кто где живет.
Тема 4. «Лес и его обитатели» – 6 часов.
Лес – сообщество разных организмов. Этажи леса. Охрана леса.
Тема 5. «В гостях у Царевны-лягушки» – 3 часа.
Река и пруд – общежитие разнообразных организмов. Водные растения. Околоводные насекомые. Жители толщи воды.
Тема 6. «Мы – исследователи родной природы» – 4 часа.
Правила поведения исследователей в природе. Экологические тропы. Исследования.
Заключение – 2 часа.
Подведение итогов деятельности. Экологический субботник.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата |
1 | 2 | 3 |
| Введение – 2 часа |
|
1 | Особенности природы родного края: живая и неживая природа. Как изучают природу |
|
2 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» |
|
| «Цветок и солнце» – 10 часов |
|
3 | Деревья, кустарники родного края |
|
4 | Полезные лекарственные растения |
|
5 | Ядовитые растения |
|
6 | Съедобные и ядовитые грибы |
|
7 | Грибная игротека |
|
8 | Растения – хищники. Растения – паразиты |
|
9 | Растения, которые нас кормят. Охрана растений. Растения Красной книги Тамбовской области |
|
10 | Экологическая сказка «Там на неведомых дорожках, или полное опасностей и приключений путешествие по почти сказочному лесу» Н. Асташиной |
|
11 | Экологическая сказка «Как Иринка по грибы ходила» Н. Асташиной |
|
12 | Инсценирование сказки Н. Асташиной «На лесной полянке» (О грибах) |
|
| «Соседи по планете» – 4 часа |
|
13 | Мир глазами эколога. Правила поведения на лугу |
|
14 | Природа в опасности. Животные Красной книги |
|
15 | В гостях у птиц |
|
16 | Сказка-исследование Н. Асташиной «Как девочка Катя порядок на лугу наводила» |
|
| «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…» 2 часа |
|
17 | «Сказка об одиноком дубе» Н. Асташиной. С кем дружит дуб |
|
18 | В. Бианки «Лесные домишки». Кто чем питается. Кто где живет |
|
| «Лес и его обитатели» – 6 часов |
|
19 | Необычный календарь. В. Бианки «Лесная газета» |
|
20 | «Лес не школа, а всему учит» |
|
21 | «Грустная история». Экосказка Н. Асташиной |
|
22 | «Как синичка в гости летала» Экосказка Н. Асташиной. «Этажи леса» М. Пришвин |
|
23 | Природа глазами Ю. Дмитриева |
|
24 | Викторина «Лесные тайны». Правила поведения в лесу |
|
| «В гостях у Царевны-лягушки» – 3 часа |
|
25 | Экосказка Н. Асташиной «Всем ужасам ужас, или что на свете всего страшнее» |
|
26 | Правила поведения на водоемах. Купание на водоемах. Загорание. Закаливание водой. |
|
27 | Обитатели водоемов. Охрана водоемов. |
|
| «Мы – исследователи родной природы» – 4 часа |
|
28 | Правила проведения исследований в природе. «Здравствуйте птицы!» |
|
29 | Исследование движения растений |
|
30 | Путешествие по природным зонам нашей Родины. Экологические тропы |
|
31 | Высадка в почву пророщенных черенков деревьев |
|
| Заключение – 2 часа |
|
32 | Влияние окружающей среды на здоровье человека Что такое экологическая катастрофа? |
|
33 | Итоговое занятие. Экологический субботник |
|