Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Краеведение

Автор: Зверкова Валентина Ивановна
Учебное заведение: филиал МБОУ "Цнинская СОШ №1" в поселке Калинин
Краткое описание работы: В основе содержания программы «Путешествуем в мир родной природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная и деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края.экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.      

Дата публикации: 2017-04-24 Программа дополнительного образования “Путешествуем в мир родной природы” Зверкова Валентина Ивановна филиал МБОУ "Цнинская СОШ №1" в поселке Калинин В основе содержания программы «Путешествуем в мир родной природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная и деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края. экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.       
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Программа дополнительного образования “Путешествуем в мир родной природы”

Пояснительная записка

Программа «Путешествуем в мир родной природы» имеет эколого-краеведческую направленность.

Актуальность программы дополнительного образования «Путешествуем в мир родной природы» определяется рядом факторов:

– во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;

– во-вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования в качестве базовой компетенции;

– в-третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской деятельности компонентов окружающей природы обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.

Психолого-педагогическую и методическую основу данной программы составили идеи личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская) и экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, В.В. Николина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, Н.Ю. Киселева), развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарева).

Цель: воспитание экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Задачи:

Воспитательные (личностные):

1.    Способствовать формированию бережного отношения к природе

2.    Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой

Развивающие (метапредметные):

1.    Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края.

2.    Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность.

3.    Содействовать развитию коммуникативных навыков

Образовательные (предметные):

1.    Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края.

2.    Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.

Особенности программы:

В основе содержания программы «Путешествуем в мир родной природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная и деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края.

Младший школьный возраст – это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжает формироваться культура отношений в системе человек-окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности экологические игры, использование экологических сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение простейших исследовательских работ.

Формы занятий: для реализации программы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Режим занятий устанавливается в соответствии с расписанием.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения результативности:

Личностные результаты воспитанников:

·         мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;

·         готовность работать в группе и самостоятельно;

·         ценностно-смысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;

·         освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;

·         развитие эмоциональной сферы, образного мышления.

Метапредметные результаты:

·         умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

·         овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·         освоение доступных способов изучения природы.

Предметные результаты:

·         овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.

Формы и способы проверки знаний, их периодичность.

При реализации программы дополнительного образования «Путешествуем в мир родной природы» проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала, сформированности практических навыков в ходе каждого занятия. Для этого используется текущее тестирование, проводятся викторины, мини-выставки, конкурсы дневников наблюдений, анкетирование, конкурсы творческих работ учащихся.

Тематический контроль представлен в виде отчетов по результатам экскурсий, коллективных творческих работ, исследовательских работ учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года после прохождения экологической тропы. Это «Фестиваль творческих открытий», на котором представляются лучшие работы учащихся: исследовательские, полевые дневники наблюдений, творческие работы.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную программу «Путешествуем в мир родной природы», вручается соответствующий диплом.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме выставок творческих работ учащихся, участия в конкурсах исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и федерального уровней. 

Содержание изучаемого курса – 33 часа

Введение– 2 часа

Природа родного края: живая и неживая. Как изучают природу. Изменения в природе.

Тема 1. «Цветок и солнце» – 10 часов

Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники, травы, грибы родного края.

Растения лекарственные и ядовитые.

Грибы съедобные и несъедобные (ядовитые)

Охрана растений

Тема 2. «Соседи по планете» – 4 часа

Роль животных в природе и жизни человека.

Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп

Как человек может помочь животным.

Тема 3. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек» – 2 часа.

Взаимосвязи в природе. Кто чем питается. Кто где живет.

Тема 4. «Лес и его обитатели» – 6 часов.

Лес – сообщество разных организмов. Этажи леса. Охрана леса.

Тема 5. «В гостях у Царевны-лягушки» – 3 часа.

Река и пруд – общежитие разнообразных организмов. Водные растения. Околоводные насекомые. Жители толщи воды.

Тема 6. «Мы – исследователи родной природы» – 4 часа.

Правила поведения исследователей в природе. Экологические тропы. Исследования.

Заключение – 2 часа.

Подведение итогов деятельности. Экологический субботник.


 

Календарно-тематическое планирование

№

Название темы

Дата

1

2

3

 

Введение – 2 часа

 

1

Особенности природы родного края: живая и неживая природа. Как изучают природу

 

2

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

 

 

«Цветок и солнце» – 10 часов

 

3

Деревья, кустарники родного края

 

4

Полезные лекарственные растения

 

5

Ядовитые растения

 

6

Съедобные и ядовитые грибы

 

7

Грибная игротека

 

8

Растения – хищники. Растения – паразиты

 

9

Растения, которые нас кормят. Охрана растений. Растения Красной книги Тамбовской области

 

10

Экологическая сказка «Там на неведомых дорожках, или полное опасностей и приключений путешествие по почти сказочному лесу» Н. Асташиной

 

11

Экологическая сказка «Как Иринка по грибы ходила» Н. Асташиной

 

12

Инсценирование сказки Н. Асташиной «На лесной полянке» (О грибах)

 

 

«Соседи по планете» – 4 часа

 

13

Мир глазами эколога. Правила поведения на лугу

 

14

Природа в опасности. Животные Красной книги

 

15

В гостях у птиц

 

16

Сказка-исследование Н. Асташиной «Как девочка Катя порядок на лугу наводила»

 

 

«Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…»

2 часа

 

17

«Сказка об одиноком дубе» Н. Асташиной. С кем дружит дуб

 

18

В. Бианки «Лесные домишки». Кто чем питается. Кто где живет

 

 

«Лес и его обитатели» – 6 часов

 

19

Необычный календарь. В. Бианки «Лесная газета»

 

20

«Лес не школа, а всему учит»

 

21

«Грустная история». Экосказка Н. Асташиной

 

22

«Как синичка в гости летала» Экосказка Н. Асташиной. «Этажи леса» М. Пришвин

 

23

Природа глазами Ю. Дмитриева

 

24

Викторина «Лесные тайны». Правила поведения в лесу

 

 

«В гостях у Царевны-лягушки» – 3 часа

 

25

Экосказка Н. Асташиной «Всем ужасам ужас, или что на свете всего страшнее»

 

26

Правила поведения на водоемах. Купание на водоемах. Загорание. Закаливание водой.

 

27

Обитатели водоемов. Охрана водоемов.

 

 

«Мы – исследователи родной природы» – 4 часа

 

28

Правила проведения исследований в природе. «Здравствуйте птицы!»

 

29

Исследование движения растений

 

30

Путешествие по природным зонам нашей Родины. Экологические тропы

 

31

Высадка в почву пророщенных черенков деревьев

 

 

Заключение – 2 часа

 

32

Влияние окружающей среды на здоровье человека

Что такое экологическая катастрофа?

 

33

Итоговое занятие. Экологический субботник

 

 


 


Просмотреть свитедельство о публикации


Краеведение, Поурочное планирование, Рабочие программы Календарно-тематическое планирование, Познавательное развитие, Сказки, Эмоциональное развитие.

Post navigation

“Моя профессия – воспитатель”
Состав малого симфонического оркестра

Краеведение

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022