Цели и задачи занятия:
создание атмосферы тепла и доверия
принятие правил поведения;
развитие потребности в самопознании стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;
привлечение внимания подростков к изучению профессии.
Ход занятия:
1.КАКОЙ Я
Упражнение «Какой я?»
Оцените свои качества по десятибалльной шкале:
УМ |
|
ДОБРОТА |
|
СПРАВЕДЛИВОСТЬ |
|
Примечание. Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего называют как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики.
Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учеников с неадекватной завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.
Упражнение «Самый-самый»
Запишите фамилии трех девочек и троих мальчиков, которых считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми.
Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые затем собирает учитель, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Можно поинтересоваться, совпадает ли самооценка с высокой оценкой -класса, что чувствовали ребята, когда слышали свои фамилии.
Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно если их самооценка завышена. Учителю не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.
Сопоставление самооценки и оценки одноклассников дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.
2. Интеллектуальный марафон.
Специалист по отделке зданий (помещений) – Маляр.
2. Специалист по изготовлению изделий из металла – Токарь
3. Специалист по воспитанию и обучению детей.– Педагог
4. Специалист по сборке и наладке механического оборудования – Слесарь.
5. Специалист по обработке металлов давлением. – Чеканщик.
6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. – Радиомастер
7. Мастер по ручной ковке металла. – Кузнец.
8. Специалист с высшим техническим образованием – Инженер.
9. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. – Фермер.
10. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. – Садовод.
11. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления – Сварщик
12. Специалист по духовым и клавишным инструментам. – Музыкант.
13. Специалист, владеющий ножницами и расческой. – Парикмахер.
14. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. Метеоролог.
15. Специалист по обработке дерева. – Столяр.
16. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. – Электромонтер.
17. Работник торговли – Продавец.
18. Рабочий на стройке – Каменщик
Тест « Ты и твоя профессия»
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 секунд.
(Учащиеся рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Учащиеся выполняют задание)
ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
ПЯТЫЙ ТИП 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
3. Творческая работа
Упражнение «Сверхъестественные способности»
Инструкция к упражнению. Представьте, что у вас есть возможность получить одну из пяти сверхъестественных способностей:
1. летать,
2. путешествовать во времени,
3. быть невидимым,
4. принимать обличье других людей, животных, вещей,
5. читать чужие мысли.
Если вы выбрали…
…СПОСОБНОСТЬ ЛЕТАТЬ – то, вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без излишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно, вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе над глобальными проектами, способными изменить мир.
…СПОСОБНОСТЬ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЕНИ – то, возможно, вас интересуют причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам, должно быть, очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.
…СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ НЕВИДИМЫМ – то, наверное, вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете смотреть в корень проблемы и видеть суть дела. Может быть, вы способны видеть решение таких задач, о которых другие и не подозревают. Физика, политика, математика, медицина – вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.
…СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ОБЛИК ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И ВЕЩЕЙ – то, возможно, вы человек, который легко вписывается в любую ситуация, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Способность к перевоплощению – качество, необходимое людям искусства: писателям, актерам.
…СПОСОБНОСТЬ ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ МЫСЛИ – то, наверное, вы угадываете, что думают другие. Может быть, вы способны увидеть, что на самом деле стоит за словами. Обратите внимание на профессии юриста, психолога, разведчика, которым важно понимать, что думают и чувствуют другие люди.
Представьте, что вы обладаете одной из этих необычных способностей. Напишите рассказ о том, как вы распорядитесь этими способностями.
Тест «Определение технических способностей»
Данный тест – фрагмент «Теста механической понятливости» Беннета.
В тесте предлагается ряд задач, в которых поставлены технические проблемы. Нужно внимательно рассмотреть рисунок, прочитать вопрос к нему и отметить один из трех вариантов решений. (Табл.1)
Если тот или иной ученик легко справился с этими задачами, значит, у него есть способности к практической работе с техникой.
Таблица 1
4.Круг чтения.
Герои книг Е. Пермяка – мастера своего дела, которым посчастливилось найти «тайны цены» человеческого труда.
Сказка «Самоходные лапти» (дана в сокращении)
Были у отца три сына. Пришло время им делом заняться.
– Я по городам пойду ремесло искать, – говорит старший, – за которое больше платят, то мое и будет.
– А я, – говорит средний, – стану по базарам ходкий товар высматривать. Что лучше идет, то и делать буду.
До младшего очередь дошла.
– Хотелось бы мне, тятенька, научиться лапти плести. Всегда в спросе.
Засмеялись братья:
– В спросе, да цена-то за тот спрос с воробьиный нос.
Разошлись братья. Идет старший по городам, слушает, о чем мастера беседуют.
– Я сто одну деньгу зарабатываю, – хвалится каменщик.
Старший сын услышал и говорит:
– Возьми меня в ученики.
– Возьму, – говорит каменщик, – если ты ремесло ниже денег ставить не станешь.
Второй сын идет по базару, видит – дуги хорошо разбирают. А старичок-дуговичок хвалится:
– Мошна у меня, как дуга, туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой.
Услышал это средний сын и решил дуги гнуть.
А младший лыка надрал и плетет себе лапоть за лаптем. Один с косиной, другой со слабиной, третий – в руки взять совестно.
Неделя проходит, другая начинается. Полная баня лаптей, а обуться не во что. На пятую неделю от лаптей тесно стало. Привез мастер свои лапти на базар и свалил их в кучу.
– Почем, парень, лапти? – спрашивает народ.
– По совести.
– По какой такой совести?
– Совесть скажет, сколько заплатить надо. А если промолчит – даром носи.
Много народа налетело на даровые лапти. Живо разобрали. Кто грош, кто полушку кинет, а другой еще приплату просит. Делать нечего, приплачивает мастер, а сам смотрит, какие лапти складнее на ногах сидят, за какие приплаты не просят, а деньги дают. Вернулся домой – ни лаптей, ни денег.
– Ты что, мил сын, больно весел? Аль выручку большую привез?
– Не выручку, тятя, а выучку. Выучка дороже всего.
И пошел лыко драть.
А старший брат камни кладет, торопится, средний дуги гнет, поспешает. Прошло время.
– Ну, милые мои сыны, – говорит отец, – сказывайте, как ремеслами промышляете.
– Я каменным ремеслом занялся. Сто одну деньгу заработаю.
– У меня, тятенька, мошна будет как дуга туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой.
Дошла очередь до младшего:
– Моя работа вся на виду. Базар цену скажет.
Погостили сыны у отца и торговать собрались. А младший и говорит им:
– Братцы, не захватите ли вы и мою работу? Вдруг грош с полушкой выручите, и то нам с тятенькой деньги.
– Если по паре лаптей дашь – свезем.
Приехал старший брат в город деньги получать, а его стены на все лады ругают.
Кинулся он к каменщику, а тот посмеивается:
– Разве я тебя, торопыгу, учил ремесло ниже денег ставить?
Продал он лапти да домой поворотил.
Средний на базаре лапти продал, а дуги на базаре оставил – их даром не берут.
По дороге нагнал средний брат старичка-дуговичка и спрашивает:
– Почему у тебя дуги идут, а у меня лежат?
– Потому, – говорит старик, – что у тебя дуги простые, а у меня самоходные.
– Какие такие самоходные? – стал добиваться средний брат. А старик только посмеивается.
Опять отец спрашивает братьев, как они ремеслами промышляли. Старший сказывает:
– Обмануло меня каменное ремесло. Займусь деревянным.
– И я другое ремесло нашел, – сказал средний. – Много ли на дуге выгнешь? Горшки лепить буду.
– Ну, а ты, меньшой, что скажешь? – спросил отец.
– За меня братья скажут. Они лапти продавали.
– За твои лапти по загривку надавали. Еле ноги унесли. Ты ремесло ниже денег ставишь. И к тому же лапти твои простые, а не самоходные.
Задумался младший брат и еще злее за работу принялся. И братья своим делом занялись. Один доски пилит, другой горшки лепит.
Пришло время на базар ехать. Опять младший просит его товар испытать. Братья товар расставили, народ зазывают:
– А вот, горшки, плошки! Кому тес, бруски, доски!
А про лапти ни слова. Потому как их они до базара не довезли, по дороге продали. Чуть не все в новых лаптях ходят да похваливают, до чего хороши! А от горшков с тесом нос воротят. Из милости доски на дрова взяли, а горшками с плошками дорогу вымостили.
Приехали братья с обновками да с гостинцами, на лапотные деньги купленными:
– Ах, как доски да горшки ходко шли! Ну и лапти кое-какие продали. Вот тебе, братец, полтинник с денежкой.
– Ну, теперь я, братцы, самоходные лапти плести начну, которые вперед денег ходят.
Опять пришло время на базар ехать. Горшки и доски на воз погрузили, а под лапти три подводы наняли.
– Давай, братец, услужим тебе. Может, два полтинника да две денежки привезем.
– Нет. Не хочу я больше срамить вас своей лапотной работой. Зарок я дал самоходные лапти сплести. Такие, которые вперед денег сами идут.
Делать нечего, поехали братья на базар с одними кривыми горшками да с косыми досками. По дешевке продали.
Тут подошел к ним старичок-дуговичок и говорит:
– Вы бы, братцы, лучше лапотки привезли.
Тут народ ну расспрашивать, почему лаптей нет. Братья отнекиваются, околесицу плетут…
Народ видит, что братья темнят, давай допрос чинить. Братья еле ноги унесли. Приехали домой, а следом весь базар к бане подъехал. Старые люди шапки ломают, мужики спины гнут, младшего брата уговаривают лаптями оделить.
А младший хоть и оробел, а свое гнет:
– Я зарок дал самоходные лапти сплести, а до той поры из бани не выходить.
Тут старичок – дуговичок выходит вперед и говорит:
– Твои лапти давно самоходными стали. Сами идут. И на базар их возить не надо.
– Тогда другое дело, – сказал мастер и стал из бани лапти выкидывать.
Народ полную котомку денег навалил, не подымешь. Братья стоят ни живы ни мертвы, отцу глянуть в глаза боятся. Тогда старичок -дуговичок и говорит среднему брату:
– Не одни дуги самоходными гнутся. И лапти такими плетутся, и доски такими пилятся, и горшки лепятся.
Задумались братья. Много ли, мало ли дней прошло, только стал пилить старший брат самоходные доски, а средний самоходные горшки обжигать.
«Десять лет спустя» (по Московитцу)
Инструкция. Мы бываем так заняты событиями сегодняшнего дня, что мало думаем о будущем или планируем его. Иногда нам кажется, что будущее так далеко, что мы не можем даже представить себе, как оно выглядит. У вас сейчас будет возможность поразмышлять над ближайшими пятью годами своей жизни и расписать то, как бы вы хотели жить.
В течение 15 минут каждый работает с листком «Десять лет спустя».
· Представьте себе, что вы стали старше на 10 лет. Как должна выглядеть ваша жизнь?
· Где вы хотите жить?
· Как вы хотите проводить большую часть своего времени?
· Сколько денег вы хотите зарабатывать?
· Кого вы хотите видеть рядом с собой?
· Чем вы будете заниматься в обычные дни?
· Чем вы будете заниматься для собственного удовольствия?
· От чего вы будете зависеть в вашей жизни?
· Что будет наиболее важным в вашей жизни?
· В чем будет заключаться главное отличие от вашей сегодняшней жизни?
· В чем будет заключаться главная цель?
Рефлексия
· Часто ли вы думаете над своим будущим?
· Знаете ли вы людей, которые сейчас живут так, как вам хотелось бы жить через пять лет?
· Знаете ли вы, как им это удалось?
· Насколько высоко вы оцениваете вероятность достижения своих целей?