“Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию”
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Тема проекта : «9 Мая — День Победы»
Содержание проекта :
"Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле".
Вид проекта : информационно- творческий
Срок реализации: апрель – май 2020 года
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из самых актуальных задач нашего времени. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, поэтому воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Обратив внимание на то, что современные дети страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, не знают, что такое война, важно рассказать им о войне 1941-1945г. г. Создание проекта «» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Победы.
Цель проекта :
Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувтсва гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ; познакомить с жизнью людей на войне и в тылу врага во время ВОВ;
Обогащать и развивать словарный запас детей. Знакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
Познакомить с городами – героями, с памятниками героям войны;
Привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании дидактического материала, в акции по теме Великой Отечественной войне.
Воспитание любви к Родине, уважения к ветеранам.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Предполагаемый результат:
сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
получение понятные им необходимые представления о детях – героях и героях ВОВ, подвигах, которые они совершили.
Продукты проектной деятельности :
Мини-альбомы «Этих дней не смолкнет слава! «Дети – герои ВОВ», «Военная техника времен ВОВ», «Города – герои»;
материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.) ;
демонстрационный материал (аудио, наглядный) по теме;
подборка художественно-публицистической литературы по теме;
подборка песен военных лет;
презентация «Этот славный День Победы»;
конкурс детских рисунков на тему «Победой кончилась война!»;
конкурс чтецов «Поклонимся, Великим тем годам.»;
Презентация проекта :
музыкально-литературный праздник «Этот славный День Победы!» с родителями воспитанников
ПЛАН реализации проекта «9 Мая – этот славный День Победы»
Подготовительный этап
1 Сбор информации, подготовка методического обеспечения, разработка конспектов НОД. (Воспитатели групп).
2 Консультации. (Воспитатели групп).
3 Разработка плана мероприятий по подготовке к Победе в Великой Отечественной войне. (Воспитатели групп)
4 Подготовка материально-технического оснащения: запись диска с музыкальным сопровождением, изготовление атрибутики к празднику. (Воспитатели групп, муз. руководитель)
5 Создание подборок слайдов: «Великая Отечественная война», «Города-герои» и др. (Воспитатели групп).
Работа педагогов с детьми и родителями.
6 Знакомство детей с историей ВОВ, беседы о войне, фронтовиках, детях войны, об орденах и медалях:
«Почему так названа война»
«Заповеди ветеранов»
«Дети в годы войны»
«На привале» (беседы о военных профессий)
«Боевая слава нашего народа» (Педагоги ДОУ).
7 Чтение художественной литературы, посвященной ВОВ:
Ю. Корольков «Леня Голиков»
Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник советскому солдату»
С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»
Е. Благинина «Шинель» и др.
Чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.
Загадывание загадок на военную тематику. (Воспитатели групп)
8 Рассматривание плакатов «Родина-мать зовет» И. М. Тоидзе, «Письмо с фронта» А. Лактионова. (Воспитатели групп)
9 Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне. (Воспитатели, дети групп)
10 Тренировка детей и команд для участия в соревнованиях на празднике;
разучивание военно-патриотических игр. (Воспитатели групп)
11 Создание в группах уголков (оформление стенгазеты) : «9 мая день Победы» (Воспитатели групп)
12 Экскурсия в библиотеку. (Воспитатель, дети старшей группы)
13 Экскурсия в Музей (Воспитатели, дети старшей группы)
Практический этап
14 Слушание музыки, разучивание песен, танцевальных движений;
Музыкальная НОД «Знакомство с песнями военных лет» (Муз. руководитель, воспитатель)
15 Сюжетно-ролевые игры, конструирование на тему «Военная техника» (Воспитатели групп)
16 Рисование, лепка, аппликация на тему «9 мая – День Победы» (Воспитатели групп)
17 Изготовление праздничных открыток.
Оформление в ДОУ
18 Стенд «Часы отсчета времени»
(Воспитатели СтарчиковаЮ. А., Волкова О. А.)
19 Тематические альбомы: «Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Военные профессии»
Заключительный этап
20 Праздничный утренник, посвященный Дню Победы в ВОВ. (Воспитатели старшей группы : Волкова О. А., Старчикова Ю. А.)
21 Оформление клумбы «Разноцветная поляна дружбы»(Воспитатели старшей группы)
22 Проведение мероприятия военно-спортивной и патриотической направленности «Спортивным рекордам ваши славные имена»
23 Встреча с ветеранами войны (ветеранами тыла) (Воспитатели старшей группы)
24 Целевая прогулка к памятнику, возложение цветов. (Воспитатели старшей)
25 Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!» (Воспитатели старшей группы)
26 Акции «Голубь мира», «Алея Славы», «Цветы для ветеранов»
Реализация проекта
Беседы «Лучше нет родного края» «Наше Отечество. Начало войны» Беседа о воине-солдате «О городах героях» .
Чтение стих. «Рисую Родину», «Где всего прекрасней на Земле» .Чтение стихотворения Твардовского «О мальчике – герое» Театрализация «Шёл по улице солдат» «Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев – солдат. Словесная игра «Доскажи словечко» ( например: меч - кладенец, палица - булатная, богатырь - русский) Заучивание на занятии отрывка С. Михалков «Воин – победитель» Конкурс чтецов «Победой кончилась война!»
Рисование по замыслу: «Священная война» «Родной край» (выставка рисунков – фойе ДОУ) Аппликация: «Шел по улице солдат». Изготовление праздничных открыток. Лепка: «Военная техника» Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей».
Альбом «Край родной навек любимый», Альбом «Дети – герои», «Наша армия родная (рода войск, виды техники)» Альбомы: «Город – герой Москва», Презентация «Блокада Ленинграда» Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Альбом «Праздник со слезами на глаза»
Дидактическая игра «Подбери картинку» цель: закрепить знания о военных и военной техники. Викторина «Боец – всегда молодец», Дидактическая игра «Колесо истории»
Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники». Спортивная игра «А ну-ка, мальчики!»Праздничный вечер, посвящённый Дню Защитнику Отечества.» Сюжетно- ролевая игра «Мы – военные».
Работа с родителями оформление стенда «Слава тебе победитель солдат» (плакаты, рисунки детские, фотоколлаж)» Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России» Для родителей папка – передвижка «Наши – земляки в годы войны» Проведение совместно с педагогами семинара практикума «Память о той войне»
Рассматривание иллюстраций на тему «Москва – столица России» НОД «Москва – город герой» НОД: «Вставай страна огромная». НОД «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.» НОД «Всё для фронта, всё для победы.
Спортивный досуг «Богатырские игры», игра «Метание снежков»
Строительная игра «Военная база» (из солдатиков и мелкого строительного материала) Строительство из снега крепость.
Фотовыставка «Дети – герои войны», «У войны не женское лицо» .Папка-передвижка «Георгиевская ленточка – символ Победы» Выставка детской литературы о Великой Отечественной войне Размещение информации на сайте ДОУ. Презентация по репродукциям художников о войне. Презентация «Дети войны», «Герои ВОВ» .Выставка «Награды Родины» Выставка плакатов «Пусть всегда будет солнце» (фойе ДОУ). Стенд – газета для родителей «Благодарим, Вас, солдаты»,
Музыкальная гостиная: аудиозаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «Синий платочек» .
Пособие для воспитателей «Как знакомить детей с праздником 9 Мая». (Занятия, беседы, дидактические игры, пословицы и поговорки). «Дерево мира» (посадка саженца). Оформление клумбы «Разноцветная поляна дружбы». Размещение информации на сайте ДОУ. Презентация «Я помню, я горжусь» (фотоотчет)
Название проекта «Народ наш подвиг совершил!
Тип проекта Информационно – практико-ориентированный
Вид проекта Долгосрочный
Авторы проекта Любич Ольга Викторовна , воспитатель высшей квалификационной категории
Организация на базе которой реализуется проект муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №488 комбинированного вида»
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, прародители воспитанников
Постановка проблемы Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания чрезвычайно важна для нашего Отечества. Сегодня нам нужно возродить великую Россию, воспитывать молодое поколение патриотов на примерах святых защитников Родины, на примерах мужества и доблести российского солдата. Дети должны знать, какою ценой завоёвана Великая Победа, их счастливая мирная жизнь на Земле
Цель проекта Создать условия для воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне
Задачи проекта – Давать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; знакомить с историческими фактами военных лет;
– Расширять знания о детях – героях, маршалах ВОВ, городах – героях;
– Воспитывать бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, чтить память о своих прапрадедах;
– Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создавать условия для совместной с родителями исследовательско – поисковой деятельности.
Срок реализации проекта 1 год (май 2019 – май 2020 год).
Гипотеза:
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Актуальность проекта:
День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня. а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы, в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.
Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно- исследовательский
Срок реализации: апрель-май 2018г
Участники проектной деятельности: педагоги, дети и родители старшей группы
МКДОУ Детский сад №2 «Ласточка» г. Кизилюрт РД.
Проблемная ситуация:
Недостаточные знания детей о ВОВ,о ветеранах и героях войны.
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
В преддверии 73-летия празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
Цель проекта
1.Определить педагогические основы проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной Войне: городах-героях, боевых наградах, о детях-героях, и т. д.
2. Формирование у дошкольников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины.
3. Наладить взаимоотношения с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
4. Обогащение духовного мира детей через ознакомление с художественной литературой, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
5. Воспитывать потребность защищать и совершать подвиги во имя Родины.
6.Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
7. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества
Планируемый результат.
Для детей:
Приобретение знаний об истории родины.
Понимание детьми подвига совершённого жителями города.
Познакомить с символами государства времен ВОВ, орденами, медалями героев ВОВ.
Вызвать желанием подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми, отважными, храбрыми.
.Выразить чувства и закрепить знания в творческом плане, выполнив плакат – коллективную работу к празднику, нарисовать праздничный салют, необычной техникой рисования.
Для родителей:
• Подготовка рекомендаций для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
• Выпуск папки передвижки «Великая Отечественная Война», сбор фотоматериала родственников – участников ВОВ.
Обеспечение проектной деятельности
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы: воспитатели, помощник воспитателя, психолог, музыкальный руководитель.
Материальные условия: помещения группы, памятники героям ВОВ.
Учебно-методические приемы: пособия, дидактический материал, картотека игр.
Технические условия: телевизор в группе.
Информационные ресурсы: компьютер, ноутбук, выход в интернет.
Мероприятия по реализации проекта:
1 этап- подготовительный
- Постановка и определение целей и задач проекта.
- Подбор литературы по теме, буклетов и открыток.
- Подбор пословиц и поговорок о мужестве и стойкости воинов.
- Подбор иллюстраций, фотографий на военную тематику, текстов художественных произведений и стихотворений.
- Привлечение родителей к оформлению стенда посвященный ко Дню Победы « Мы гордимся нашими ветеранами»
- Подбор информации для родительского уголка ко Дню Победы.
- Консультация для родителей.
- Подбор слайдов, презентаций.
2 этап-основной (реализация в образовательной деятельности)
-Занятие по познавательному развитию:
Беседы:
• Великая Отечественная Война
• Почему война называется Великой Отечественной?
• Пионеры-герои
• Праздник «День Победы»
• Победа
.Просмотр видеороликов, презентаций о детях – героях войны с последующим обсуждением.
Речевая деятельность:
Заучивание и чтение стихов о войне, солдатах ,ветеранах.
Отгадывание загадок на военную тематику
Чтение пословиц и поговорок о мужестве.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
« Что нужно артиллеристу»
« Кем я буду в Армии служить»
« Кто защищает наши границы»
«Отгадай военную профессию»
«Соберем картину»
« Найди флаг»
« Узнай герб нашей страны»
Подвижные игры:
«Бомбардировщики»
« Трап»
« Разведчики»
« Собери патроны»
Сюжетно-ролевые игры:
« Наша Армия»
« Военные игры»
« Моряки»
« Разведчики»
« Пехотинцы»
Театрализованная игра:
« На привале»
Художественно- творческая деятельность
Рисование:
« Праздничный салют»
« Война»
Лепка
«Пограничник с собакой»
«Танки»
Аппликация
Открытка к 9 мая
Ручной труд:
• Поделка из бумаги «Голубь мира"
Ознакомление с произведениями художественной литературы:
* Е. Благинина «Шинель» - А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
* С. М. Георгиевская «Галина мама»;
* Ю. П. Герман «Вот как это было» ;
* В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы");
* А. М. Жариков «Смелые ребята»;
* В. А. Осеева «Андрейка»;
* К. Г. Паустовский «Стальное колечко»;
* И. Токмакова «Сосны шумят»;
* Шишов А. «Лесная девочка»;
* Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»;
* Л. Кассиль "Твои защитники";
* С. Михалков "День Победы".
Прослушивание музыкальных произведений:
• Священная война»,
• «День Победы»,
• «Журавли»
• «Темная ночь»
• «Катюша»
• «Смуглянка»
РАБОТА С СОЦИУМОМ
Подготовить статью о встрече детей с ветераном ВОВ Муцалхановым М. А. в городскую газету «Кизилюртовские вести».
Распространение статьи с фотоматериалом в социальных сетях:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Создание условий для детской деятельности в рамках проекта
2. Готовность педагога реализации мероприятий проекта
3. Оформление в группе уголка «ВОВ»
4. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе осуществления проекта
5. Активное участие родителей в проектной деятельности.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Предварительный этап:
1. Составление плана деятельности
2. Сотрудничество с родителями
3. Подбор литературных произведений военных лет
4. Подготовка цикла бесед и занятий о ВОВ
Основной, организационно-практический:
* Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной Войне;
* Проведение занятий по теме;
* Просмотр презентаций;
* Проведение бесед;
* Выставка детских работ;
* Экскурсия к памятнику «Боевой славы»
* Оформление книжных уголков, чтение художественной и методической литературы;
* Подготовка рекомендаций для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»;
* Оформление папки – передвижки «Великая Отечественная Война».
Занятия:
* «Они сражались за Родину»
* «Города-герои»
* «Дети-герои»
* «Какие они, ордена?»
* «Этот День Победы»
* Встреча с ветераном ВОВ
• «Смуглянка»
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП:
• Экскурсия к памятнику неизвестного солдата, возложение цветов;
• «Спасибо Вам за подвиг, ВЕТЕРАНЫ!» встреча с ветераном ВОВ;
• Оформление стенгазеты «Мы помним!»;
3 этап- Заключение
Утренник « День Победы»
Презентация проекта « 9 мая»
В результате работы над проектом
Дети:
Научились ориентироваться в истории нашей страны;
Сформировались понятия о ветеранах, обороне, захватчиках, фашистах, фашистской Германии;
Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Родители
Ознакомились с рекомендациями «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Изготовили поделку « Вечный огонь»
Развивающая среда группы пополнилась
Макетом « Вечный огонь»
Дидактическими играми
Список используемой литературы:
1.Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. (МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.).
2. Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе. // Дошкольное воспитание N 10, 2011.
3.Николаева С.Н. «Юный эколог» М.: Мозаика-Синтез, 2004 год.
4. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр «Сфера» 2006 год М..
5 Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ \ Кондрыкинская Л. А-М: ТЦ Сфера,2006-192 с.
6. А. П Казакова , Т. А Шорыгина « Детям о Великой Победе « Москва 2010 г. Т.А Шорыгина « День Победы « Москва 2010.