Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Математика

Автор: Федорченко Зинаида Александровна, воспитатель 1 кв. категории 
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Мальвина" г. Ноябрьск, ЯНАО
Краткое описание работы: в статье рассматривается один из вариантов проективной беседы с дошкольником, помогающий выявить эмоциональное самочувствие ребенка и его отношение к математике.

Дата публикации: 2016-06-14 Проективная математическая беседа с дошкольником Федорченко Зинаида Александровна, воспитатель 1 кв. категории   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Мальвина" г. Ноябрьск, ЯНАО в статье рассматривается один из вариантов проективной беседы с дошкольником, помогающий выявить эмоциональное самочувствие ребенка и его отношение к математике.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Проективная математическая беседа с дошкольником

     Изучить эмоциональное самочувствие ребенка и его отношение к математике возможно с помощью проективной беседы. Рассмотрим один из ее вариантов.

     Общение во время беседы должно проходить индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

     Первая часть  беседы предполагает определение предпочтения ребенка в выборе содержания деятельности.

     Например, на листе бумаги нарисовано 5 домиков. На каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

  • «математический» домик украшают цифры;
  • домик для «грамоты» – буквы;
  • кисточки, карандаши, краски указывают на то, что домик предназначен для изобразительной деятельности;
  • раскрытая книга изображена на домике, где можно послушать сказки и истории;
  • в домике с нарисованными игрушками можно поиграть;

Педагог показывает ребенку картинку и говорит: «Перед тобой домики, в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть в игрушки, в пятом – учиться читать. В каком домике тебе будет интереснее всего? В каком ты хочешь побывать в первую очередь? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»

Во второй части беседы опосредованно определяется самооценка успехов ребенка в области математики.

     На листе бумаги нарисована лестница с 9 ступеньками. Воспитатель обращается к ребенку: «Перед тобой лестница. На самой верхней ступеньке стоит тот, кто лучше всех детей в группе знает математику, умеет хорошо считать, решает задачи и примеры, знает цифры и фигуры. На самой нижней ступеньке находится тот, кто плохо знает математику. С помощью этой фишки (дает ребенку кружок или фигурку) покажи, на какой ступеньке находишься ты. Куда ты можешь себя поставить? Почему? (Воспитатель отмечает, какое место ребенок определяет для себя на «лестнице успехов».) Кого из детей группы ты можешь поставить на верхнюю ступеньку? А на самую нижнюю кого-нибудь можно поставить?» (Последние два вопроса показывают, насколько адекватно ребенок оценивает достижения своих товарищей.)

     Третья часть беседы предполагает определить эмоциональное состояние ребенка во время занятий математикой.

     Перед началом беседы дается некоторое время, чтобы ребенок успокоился – ведь разговор с воспитателем «один на один» может вызвать у него волнение.

     Содержание беседы заключается в том, что ребенку предлагается закончить начатую фразу. Дословная инструкция воспитателя: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить предложения, а ты их закончишь. Не волнуйся, здесь нет правильных или неправильных ответов. Не надо долго думать или что-то вспоминать. Говори то, что тебе захочется сказать в первую очередь».

     Варианты неоконченных предложений.

Когда начинается занятие по математике, я…

Когда предлагают мне быть ведущим в математической игре, я…

Мой детский сад…

Мой друг…

Боюсь…

Я играю чаще всего…

Если меня наказывают, то…

Когда надо разложить цифры по порядку, я…

Моя мечта…

Не люблю, когда меня…

Моя воспитательница…

Когда меня спрашивают на занятии…

Больше всего я люблю…

Когда прихожу в детский сад…

Ребята в детском саду…

Когда я выхожу играть во двор…

Я всегда хотел…

Меня беспокоит…

Когда мы измеряем полоску, то…

Чтобы понять, где игрушек больше, надо…

Когда я у доски выкладываю цифры…

Мне очень нравится…

Когда меня не выбирают ведущим в игре, я…

Мне бывает скучно на занятии, когда…

Мне совсем не нравится, если…

Когда занятие по математике заканчивается, я…

         Как же правильно оценить и обработать результаты проективной беседы?

     При обработке результатов первой части беседы определяется предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. У него есть возможность выбрать, по крайней мере, два наиболее привлекательных для него занятия. Если дошкольник прежде всего называет игру, это вполне объяснимо и нормально. Представляет интерес, что ребенок предпочтет еще. Скорее всего это будет область, в которой он преуспел больше всего. Таким образом, становится понятным, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Интересными будут объяснения детей как в случае выбора, так и в случае отказа от предложенных видов деятельности.

     Целесообразно провести качественный анализ высказываний детей: за что именно они предпочитают или избегают математические занятия. Особо следует обратить внимание на мотивировки такого рода: «У меня ничего не получается», «Мама (или воспитательница) сердится на меня (ругает меня, наказывает меня)». Это свидетельствует о том, что у ребенка накопился отрицательный опыт, который подавляет познавательный интерес к данной сфере, и в дальнейшем он будет прибегать к различным уловкам, чтобы избежать занятий по математике.

     Ответы второй части беседы указывают на степень самооценки, которая сформировалась у ребенка под влиянием его достижений на занятиях по математике, интереса к этой области знаний и оценок взрослых – педагогов и родителей. Это самая значимая информация, так как дает представление о том, считает ли ребенок себя успешным, может ли понять, что именно у него не получается, или он подавлен своими проблемами, не понимая их причины.

     Когда ребенок размещает на «лестнице успехов» сверстников группы, прежде всего он ориентируется на мнение педагога, а не на личное суждение. Дошкольник на занятиях настолько поглощен собственной деятельностью и стремится выполнить задание в меру своих возможностей, что от его внимания может ускользать, как работают другие.

     Если детям предоставляется возможность на занятии играть в математические и другие игры, обсуждать совместно проблемные ситуации, тогда они имеют возможность «видеть» собеседника «в деле» и оценивать его умения. В этом случае размещение товарищей на «лестнице успехов» будет достаточно объективным.

     Анализ ответов третьей части беседы (не только каждого ребенка, но и группы в целом) показывает, какие чувства вызывает у детей сфера, связанная с математическим содержанием.

     По результатам бесед подготавливаются предложения по коррекционной и пропедевтической работе. Ценным может стать выявление причин, вызывающих у детей негативное восприятие математических занятий. Важно также проследить роль семьи в формировании у ребенка самооценки.

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование, Математика Беседы в детском саду, Проектная деятельность, Старший дошкольный возраст.

Post navigation

Что такое технологическая карта урока по ФГОС?
Безопасность детей в летний период – общие правила поведения

Математика

  • Конспекты уроков
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Технологические карты
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Контрольные и проверочные
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Лабораторные и практические
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Самостоятельные
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Тесты
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Подготовка к ЕГЭ
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Подготовка к ОГЭ
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Олимпиадные задания
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Викторины и игры
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Внеклассные мероприятия
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Рабочие программы
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Поурочное планирование
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Мастер-классы
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Дидактические материалы
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Презентации для уроков
    • Геометрия
    • Алгебра
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022