Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Потребность в повышении мотивации к предмету физическая культура и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход. Это переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях, а также придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова. Урок физической культуры должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками, направляет учеников на взаимодействие с одноклассниками; активизирует деятельность учащихся, организует проблемные и поисковые ситуации, которые активно включают ученика в учебную деятельность, что позволяет ему стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем. Неотъемлемой частью нового стандарта является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В ходе урока работаем над достижением следующих универсальных учебных действий (УУД): коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных. Универсальные учебные действия в широком смысле — это «умения ученика учиться», которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и навыков. Как разработать урок по-новому? Как учителю физической культуры учесть новые требования ФГОС? Довольно сложный вопрос. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Легко сказать, но трудно воплотить в жизнь. У учителей физической культуры, своя специфика преподавания. Урок физической культуры увязан с такими понятиями как «объем», «интенсивность» и «моторная плотность», и все это надо учесть в процессе проведения урока.
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, используется на уроках физической культуры. Умение увидеть задачу на уроке с разных сторон, проанализировать множество решений, и выделить главное, что будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
На уроке физической культуре используем следующую структуру системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить обучающихся не знаниям, а работе. Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на: самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, систематизацию полученных знаний и умений. Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектного обучения, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др. Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от: этапа обучения, поставленных задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности его работы. Так, на этапе начального разучивания необходимо создать представление обучающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах: показ учителя или ученика; изображения, различные схемы; видеоматериалы. Можно предложить учащимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому элементу. Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники. Для сравнения и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию.