Проект “Война 1941-1945г.г.”
Кувалдина Татьяна Геннадьевна
Проект «Война 1941-1945г.г.»
Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников. Через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства. Привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ.
Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Проблема: наши дети не знают, что такое война. Поэтому мы знакомим их с событиями 1941-1945 г. г.
Тип проекта: по методу – информационно - исследовательский;
по содержанию - «Ребенок - общество»; фронтальный; творческий; групповой; долгосрочный.
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Не будешь патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши деды и прадеды.
Мы не должны забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков, когда они взрослеют. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчикам легче сравнивать их с собой, легче на них равняться.
Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи проекта:
1.Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2.Научить восприятию художественных произведений о войне;
3.Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4.Формировать нравственно-патриотические качества: мужество, храбрость, стремление защищать свою Родину.
5.Дать детям представление о том, что народ чтит и помнит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.: в честь героев слагают песни и стихи, воздвигают памятники.
6. Познакомить детей с наградами, которыми награждали во время Великой Отечественной войны воинов.
7.Оказывать поддержку и содействие родителям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, работники библиотеки.
Целевая группа проекта: проект адресован воспитанникам старшей группы.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации проекта: март - май.
Основные формы реализации проекта: образовательная деятельность, беседы, экскурсии, выставки, чтение стихов, физкультурный досуг, консультации для родителей, выставка рисунков, показ презентаций «День Победы», «Дети войны», «9 мая–День Победы», мультипликационных фильмов о войне «Солдатская сказка», «Салют», «Воспоминания».
Предполагаемый результат проекта:
1. Развитие у детей уважения и интереса к истории России.
2. Привлечение родителей к совместной работе.
3. Систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
4. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена).
6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
7. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы «Дети России за мир!»
8. Музыкальный праздник «День Победы».
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методического и дидактического материала.
• Проведение занятий, организация выставки книг с военной тематикой.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
•Чтение художественной литературыЛ. Кассиль "Твои защитники", «Памятник солдату», «Таран», «Воздух», С. Михалков "День Победы", Е. Благина «Шинель» : С Алексеев "Они защищали Москву",
чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»,
А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»
• Коллективные и индивидуальные беседы о Великой Отечественной войне:
«Великая Отечественная Война»
«Масалов Н.И.»
«Поклонимся погибшим тем бойцам…»
«Солдат – победитель»
«Георгиевская ленточка»
«Великий день Победы»
«Дети войны»
• Слушание песен военно - патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Лэпбук «Масалов Н.И»
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
•Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки", «Священная война», «День победы».
2. Деятельность детей.
Образовательная деятельность:
• Аппликация « Поздравительная открытка».
• Рисование « День Победы».
• Конструктивно-модельная деятельность в режимных моментах «Фронтовое письмо» (оригами)-приглашение на праздник.
•Цикл занятий: «День Победы», «Дети войны».
• Участие в конкурсе «Стихи о войне», празднике, беседах, участие в акции « Окна Победы», международной акции «Читаем детям о войне» (экскурсия в библиотеку, акции «Пусть дети не знают войне».
• Экскурсия к памятнику.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей « Мы–за мир».
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Cюжетно-ролевые игры: "Пограничники", «Медсестры», «Мы солдаты».
Подвижные игры: «Самолеты», «Разведка», «Найди пакет», « Донесение», «Слушай команду», «На границе».
Дидактические игры: «Воину- солдату своё оружие», «Чья форма», «Что изменилось?», «Военный транспорт», «Подбери картинку», «Собери машину».
3.Работа с родителями:
•Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с историей России», «Как рассказать детям о войне?»
•Оформление папки-передвижки « Великая Победа».
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование на военную тему.
• Подборка родителями исторического материала (фотографий, писем, медали, ордена) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголка «Боевой славы».
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике « День Победы», военных, о мире.
Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
Подборка песен военных лет.
План работы:
1 этап
Подготовительный (март)
- определение темы проекта,
- формулирование целей и задач проекта,
- подбор необходимого материала.
2 этап
Основной (реализация проекта) (март-апрель)
Образовательная деятельность, беседы, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и Дню победы.
3 этап
Заключительный (май)
- оформление выставки рисунков,
- презентация проекта,
- проведение праздника посвященному Дню победы.
Литература и источники
- Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашева «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности»// Волгоград: Учитель -116с.
- Короткова Н. Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. -2003. - № 5.
- Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.;
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» / М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.