Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Козлова Юлия Валерьевна
Учебное заведение: КГКП "Ясли - сад" №3
Краткое описание работы: Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о воде; конкретизирует знания о свойствах воды; сформирует знания о значение воды в жизни человека; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 

Дата публикации: 2017-04-06 Проект “Вода на Земле” Козлова Юлия Валерьевна КГКП "Ясли - сад" №3 Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о воде; конкретизирует знания о свойствах воды; сформирует знания о значение воды в жизни человека; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.  
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 3, среднее: 2,67 из 5)
Загрузка...

Проект “Вода на Земле”

Скачать работу [20.00 B]


Краткосрочный проект

(подготовительная группа)

Тема: «Вода на Земле»

Составил воспитатели: Федченко С.Н.

Козлова Ю.В.

Тема проекта: Вода на земле

Тип проекта:

- обучающий

- исследовательский

- игровой

Цель:

-Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.

-Показать значение воды в жизни живых существ и человека.

- Прививать навыки бережного отношения к расходованию воды.

- Познакомить детей со свойствами воды.

- Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года.

Задачи:

Привлекать внимание дошкольников к богатствам природы; прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды; подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное отношение к использованию водных ресурсов; привлекать родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.); продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, превращение ее в снег, в твердое состояние. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние)

Гипотеза: если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.

Краткое содержание проекта:

—Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о воде; конкретизирует знания о свойствах воды; сформирует знания о значение воды в жизни человека; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Продолжительность проекта:

—краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Создание проблемных ситуаций (актуализация знаний о воде, свойствах воды);

• Консультации для родителей (ознакомить родителей с темой проекта, с проблемами вставшими перед детьми);

• Подготовка материалов и оборудования (загадки, пальчиковые игры, физминутки по данной тематике, иллюстрационный материал).

2 этап – практический.

Просмотр и обсуждение презентации «Что такое вода?»

Проведение НОД:

Познавательное развитие: «Вода в жизни человека», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе».

Художественно – эстетическое: «Подводное царство» (рисование восковые мелки +акварель); «Морское дно» (лепка на плоской основе); «Рыбы – обитатели водоемов» (конструирование из бумаги – оригами).

Речевое развитие: «Веселое путешествие на остров грамматики».

Чтение художественной литературы:

Сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала»;

Сказка шорцев: «Два ручья»; Экологическая сказка Н. А. Рыжова «Жила – была река».

Беседы с детьми:

«Вода на Земле»;

«Чистая вода – богатство страны»;

«Где можно встретить воду?»;

«Кто живет в воде».

Игровая деятельность (социально – коммуникативное, речевое, физическое):

Дидактические игры: «Где снежинки?»; «Воздух, земля, вода»; «Капельки»; «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний» и др.

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»; «Ручеек»; «Рыбаки и рыбка» и др.

Сюжетно – ролевые: «Отважные мореплаватели», «Семья» (сюжет: купание кукол)

Опытно – экспериментальная деятельность:

Опыт №1: «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»;

Опыт №2: «Скорость растворения»;

Опыт №3: «Круговорот воды в природе».

3 этап – заключительный.

Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду».

Оформление книги сказок придуманных детьми «Путешествие капельки».

Информационные ресурсы:

О. А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Скрипторий Москва 2003г.

А. П. Самородова, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006г.

Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.

Почему вода в море солёная? (http://allforchildren.ru/why/why103.php)

Путешествие капельки (http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/3297.pdf)

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты– М., 2005.

Опыт №3: Круговорот воды в природе

      Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры. С использование экрана.

      Оборудование:

1. Экран

2. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

3. Электроплитка.

4. Холодильник ( договорились с кухней о помещении кастрюльки в морозильник на некоторое время).

      Опыт 1: Принесем в группу твердый лед и снег,  положим их в кастрюльку. Вопрос детям: если оставить лед и снег на некоторое время в теплом помещении, что произойдет?. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердый лед и снег и превратились в жидкую воду? (Ответы детей) Потому что они согрелись в комнате.

      Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, Воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

     Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый  лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

Опыт №1. Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета.

Цель:  Доказать, что вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Оборудование:

1. Экран, проектор, презентация.

2  Прозрачные сосуды разной формы.

3. По 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка.

4. Гуашь разных цветов (белая – обязательно!), прозрачные стаканы, на 1 больше, чем  количество подготовленных цветов гуаши.

5. Соль, сахар, грейпфрут, лимон.

6. Большой поднос.

7. Емкость с достаточным количеством чистой воды.

8. Чайные ложки по количеству детей.

Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Опыты с водой».

      Опыт: Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на поднос, она растекается бесформенной лужей. Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы.  Воспитатель предлагаем детям понюхать воду в пять подготовленных стаканчиках с чистой питьевой водой. Пахнет ли она? Вспомним запахи лимона, жареной картошки, туалетной воды, цветов. Все это действительно имеет запах, а вода ничем не пахнет, у нее нет своего запаха. Давайте попробуем воду на вкус. Какая она по вкусу? Выслушиваем разные варианты ответов, затем предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), грейпфрут (горькая вода!), лимон (кислая вода!). Сравниваем с водой в самом первом стаканчике и делаем вывод, что чистая вода не имеет вкуса. Продолжая знакомиться со свойствами воды, разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей, что вода – белая. Делаем вывод, что чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

      Вывод:  Вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Опыт №2: «Скорость растворения воды»

Все во Вселенной состоит из частиц, которые находятся в постоянном движении. В твердом состоянии частицы двигаются медленнее, в то время как в жидком состоянии частицы движутся гораздо быстрее. При благоприятных условиях твердые частицы могут смешаться с жидкими частицами, образовывая явление растворения.

Для выполнения опыта понадобится:

  • Сахар
  • Три одинаковых стакана
  • Вода
  • Ложка
  • Тетрадь
  • Ручка

Начинаем эксперимент:

  • Заполните один стакан на 2/3 холодной водой. Вода должна быть ледяная на ощупь.
  • Добавьте две чайные ложки сахара в стакан с холодной водой и перемешайте его. Размешивайте сахар, пока он не растворится. Засеките время на размешивание сахара в холодной воде и запишете результат в тетрадь.
  • Заполните второй стакан на 2/3 теплой водой из крана. Убедитесь, что вода не является ни горячей, ни холодной. Оно должна быть комнатной температуры.
  • Добавьте в стакан с теплой водой две ложки сахара. Перемешивайте сахар, пока тот не растворится.  Запишите время, которое понадобилось сахару, чтобы он полностью растворился в воде.
  • Вскипятите воды и налейте ее на 2/3 в стакан.
  • Также добавьте в стакан с   горячей водой две ложки сахара. Перемешивайте сахар, пока тот не растворится.  Запишите время, которое понадобилось сахару, чтобы он полностью растворился в воде.
  • Что Вы узнали из опыта «Скорость растворения»?
  • Какая вода растворила сахар самая первая? Можете ли Вы объяснить, почему она растворила сахар быстрее всех?
  • Результат:
  • Чем теплее вода, тем частицы быстрее двигаются. При холодной воде им тяжело смешаться и поэтому они очень долго смешиваются; при горячей воде сахар с водой смешивается очень быстро.

Дидактические игры

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Сюжетно-ролевые игры «Моряки»

Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей, который они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействии со сверстниками в небольших игровых объединениях. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Словарная работа: кок, камбуз, якорь, капитан, корабль, пробоина, штурвал, рулевой.

Предшествующая работа: Чтение художественной литературы о кораблях, моряках.

Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, бескозырка, медицинский халат, радионаушники, спасательный круг, якорь, руль, бинокли, медицинский набор.

Ход игры

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие?

 Дети: На самолёте, на поезде, на машине, на корабле.

 Воспитатель: Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать?

 Дети: Построить корабль.

 Воспитатель: Из чего мы будем стоить корабль?

 Дети: Из кубиков, стульев и лавок.

 Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают паруса, штурвал, устанавливают трап, якорь.

 Воспитатель: Вот корабль и готов. Что дальше?

 Дети договариваются, кто кем будет.

 Воспитатель: А кто бывает на корабле, кому, что надо?

 Дети: Капитану- бинокль, матросам- бескозырки, для врача- чемоданчик с инструментами, лекарством, для кока- плиту, посуду, для радиста- наушники.

 Воспитатель: А что ещё нужно?

 Дети: Припасы продуктов и воды.

 Воспитатель: А зачем вода? В море воды и так очень много.

 Дети: В море вода солёная, пить её нельзя.

 Воспитатель: Что делает капитан?

 Дети: Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный перёд!

 Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всё команды.

 Звучит музыка «Шум моря»

 Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию»

 Команда после допуска к плаванию по очереди заходит на судно.

 Капитан даёт команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! ».

 Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля! »

 Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль.

 Матрос сообщает капитану о том, что обнаружена пробоина.

 Капитан даёт команду: водолазу и матросам ликвидировать аварийную обстановку, устранить пробоину.

 Радист сообщает, что прямо по курсу банановый остров.

 Капитан даёт команду причалить к острову, спустить якоря, спустить трап и пополнить запасы провизии.

 Команда выходит на банановый остров кок следит за пополнением запасов провизии.

 Через некоторое время команда возвращается на борт судна.

 Капитан даёт команду по отчаливанию.

 Все возвращаются домой, покидают корабль сначала доктор с медсестрой, матросы, последним уходит капитан.

Сказки народов Сибири

«ВЕЧНЫЕ ЛЮДИ И ЖИВАЯ ВОДА»

В прежнее время по краю нашей земли ходил один человек.

Увидел большое болото, через которое зверь не проходил, птица не пролетала.

Человеку всё интересно знать: какая земля за болотом, какие звери и птицы водятся. Разбежался он и перескочил через болото.

За большим болотом наш человек увидел: стоят осёдланные зайцы. Тут же из-под земли показались маленькие вечные люди, которые ездили на этих зайцах. Вечные люди нашему человеку рассказали:

– Появился в нашей земле хищный зверь – соболь, поймал одного из вечных людей и перегрыз ему горло. Ты охотник? Убей нам того соболя.

Наш человек пошёл на охоту, убил хищного соболя и принёс вечным людям. Вечные люди обрадовались:

– Ты сделал для нас доброе дело. Мы тебя отблагодарим – привезём тебе живой воды. Иди в свою землю и жди нас.

Наш охотник вернулся в свою долину и рассказал всем родственникам, что скоро к ним приедут в гости вечные люди и привезут всем для питья живой воды. Все люди будут вечными.

Стали ждать гостей. Наши женщины пошли рубить дрова для костров. Видят: едут маленькие вечные люди на осёдланных зайцах. Нашим женщинам стало смешно, и они захохотали:

– Глядите, глядите, какой у них скот! Какие они сами малюсенькие!..

Вечные люди обиделись и решили не давать нам живой воды. Они выплеснули её на деревья – на кедр, ель и сосну. А сами уехали за большое болото, в свою землю.

С тех пор кедр, ель и сосна всё время стоят зелёные. Это от вечной живой воды.

«Как утка землю добывала (нганасаны)»

Сначала Бог сотворил землю. Но её накрыло водой.

На воде сидела Утка.

– Кр-р-ряк-к! – сказала Утка. – Вода есть, а земли нет. Как же без земли? Нырну-ка я за ней. Кр-р-ряк-к!

И нырнула. Опустилась на самое дно, взяла там в клюв капельку земли, вынесла наверх.

Нырнула и в другой раз, и в третий, и в четвёртый…

Наносила Утка земли на целую сопку. Из этой сопки выросла потом вершина Шайтанского хребта. Там появились люди, деревья, звери и птицы. Один Соболек спросил:

- Эй, Утка! Почему перестала землю выносить из-под воды?

- Больше нельзя её носить, - ответила Утка. – Остальную воду надо оставить, чтобы были реки и озера. В них рыба пусть живёт. Рыбой кормиться будем.


«ДВА РУЧЬЯ»

В лесу, под большой скалой родились два ручейка. Были они полны водой и похожи как братья. Только по характеру разные: один веселый и добрый, а другой – ленивый и жадный. Веселый ручеек огляделся вокруг и сказал:

- Побежим, посмотрим, что там впереди за кочками, а?

- Неохота, - ответил Ленивый ручеек, - Наверно, далеко бежать, всю воду расплещу.

- Давай тогда заведем рыбок! – предложил Веселый ручеек. – Хорошо будет играть с ними!..

Но Ленивый ручеек не согласился:

-Мою воду рыбам отдать? Ни за что! Мне самому вода нужна.

Веселый ручеек удивился:

- Но ведь скучно плескаться всю жизнь возле кочек!

Ленивый ручеек ответил:

- Здесь тихо и тепло. Спа-а-ать хочу-у!..

- Что ж, оставайся,- огорчился Веселый ручеек. – А я побежал. Прощай, братец !..

Никогда больше не встретились братья.

Совсем остановился Ленивый ручеек у большой кочки и скоро стал болотом. Вода в нем затянулась тиной и поселились комары да лягушки.

А веселый ручеек храбро бежал вперед. Когда он перепрыгивал через камни, возникали водопады, и в них развилась форель. Ветер сдувал воду с ручья и обрызгивал сосны, ели и кедры, и они стали вечнозелеными. В конце пути сбежал Веселый ручеек в долину. Здесь он разлился красивым горным озером с синей, как небо, живой водой. Но Ленивый ручеек, ставший болотом, не знал об этом.

Н. А. Рыжов «Жила-была река»

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белостволь­ных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней тек­ла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и по­просили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в ка­менные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее бере­гах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не по­думал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему лю­ди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины элек­тростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпе­ла, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке про­плыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и жи­вотные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на по­мощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помоги­те мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчез­ла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои за­пасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Доро­гие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был со­всем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращение отмечают как самый главный праздник.

«Сказки придуманные детьми»

Больше всего на свете частички воды любят бегать наперегонки и болтать о разных вещах, поэтому многие ручьи и речки такие быстрые, и вода в них журчит так звонко. Впрочем, как и людям, им не всегда удается заниматься тем, что им нравится. Бегать наперегонки в свое удовольствие у них получается только весной и летом, когда ярко светит солнышко, когда частичкам воды тепло и у них много энергии. Поздней осенью же, когда с севера прилетает Фея Мороза, взмахивает своей волшебной палочкой и становится очень-очень холодно, у частичек воды уже просто нет сил, чтобы бегать и болтать: они тратят их на то, чтобы не замерзнуть. Поэтому на несколько месяцев они умолкают и крепко прижимаются друг к другу, чтобы сохранить оставшееся тепло. Так вот вода и превращается в лед. А если частички воды даже не успели прижаться друг к другу, а замерли в танце или хороводе, когда Фея Мороза взмахивала своей волшебной палочкой, из них получаются снежинки.Так проходит несколько месяцев. Потом солнышко начинает пригревать, на улице теплеет – приближается весна. Частички воды, получив свою порцию тепла, начинают потихоньку двигаться. Сначала осторожно, неуверенно – ведь за зиму они отвыкли от этого – но потом все быстрее, задорнее.  Они снова могут бегать наперегонки, делиться впечатлениями о прошедшей зиме, строить планы на лето… Весна – любимое время года частичек воды, и никогда больше ручьи не журчат так звонко.

Жила была в озере капелька, как то раз сияло яркое солнышко и капелька превратилась в пар и полетела вверх под облака, там она встретила своих друзей. Но недолго летала капелька в облаках, скоро таких как она стало очень много и место всем не хватало и ей пришлось вернуться на землю, а возвратилась она в виде дождя и опять попала в своё родной озеро и стала жить поживать и добра наживать.

«ПОСЛОВИЦЫ ПРО ВОДУ»

Вода всему голова (рус.)

Нет моря без воды (венг.)

Без воды далеко не уплывешь (кит.) .

Вода - лучший дар богов (санскрит).

Где вода, там и жизнь (перс. , рус. , туркм. , хакас.)

Вода ход жизни дает (рус.)

Вода мокрая всегда (англ.)

Вода свое возьмет (рус.)

Вода так же опасна, как и полезна (англ.)

Без воды на лодке не поплывешь (монг.)

Вода - вода, но и ее надо беречь (груз.)

Воду начинают ценить лишь тогда, когда уже нет ее и следа (англ.)

Раздавай воду из моря - и в море воды не останется (араб.)

Вода, текущая мимо дверей, ничего не стоит (казах. , кирг. , тадж. , узб.)

Не выливай грязную воду, пока у тебя нет чистой совести (англ. , дат. , исл. , лат. , нем. , норв.)

Море соленой воды стоит меньше, чем кувшин пресной (араб.)

У воды спина гибкая (фин.)

И у воды есть лицо (серб.)

Вода - неприрученный лев (тур.)

И у воды зубы есть (серб.)

Водой зубы не сломаешь (кор.)На воду не обопрешься (болг. , карел. , тур. , узб.) .Вода усталости не знает (фин.) .

В воде ухватиться не за что (нем.)

Воду не разделишь колышками (пушту)

Воду в узел не завяжешь (телугу)

Сколько ни руби, воду не разрубишь (индон.)

Воду в кулаке не удержишь (суахили)

Вода сама устанавливает свой уровень (яп.)

От воды много пользы, но не меньше и вреда (арм.)

Вода даже то, что ей не нравится, поглощает (польск.)

Где вода была, там и опять будет (болг. , голл. , коми. , латыш. , нем. , рус. , серб. , рум. , словац. , тур. , шв.)

Что вода берет, обратно не отдает (рус.)

Вода у одних берет, а другим дает (галиц. , польск. , рус. , укр.)

От дождя не уйдешь, от воды не уйдешь (рус.)

Пролитую воду не соберешь (вьет. , карел. , кит. , коми, кор. , курд. , латыш. , рус. , суахили, тадж. , яп.)

Победить в поединке с водой не может никакой герой (макед.)

Вода сильнее огня (макед. , шор.)

Воду не зажжешь (англ.)

Вода бежит к воде (телугу)

Вода за то, что течет, денег не берет (укр.)

Сколько воду ни бей, течь она не перестанет (осет.)

Где вода, там и суда (рус.)

Вода носит корабли, но вода может и потопить их (кит.)

Вода - добрый конь: сколько ни взвали - все вывезет (рус.)

Кто сеет в воде, тот жнет в воздухе (латыш.)

Вода день и ночь течет - и не устает (басуто, банту, сегуано)

Вода даже старой станет, но течь не устанет (нем.)

Вода не любит грязных людей (рус.)

Вода чище нас (рус.)

Вода течет в море (ит.)

Вода себе путь найдет (арм. , коми, курд. , латыш. , макед. , морд. , нем. , перс. , рус. , тат. , тур.)

Вода вверх не течет (латыш. , макед. , нем. , польск.)

Вода вниз течет (ассам. , арм. , бенг. , вьет. , курд. , малаял. , мальг. , перс. , словац. , тур. , туркм)

На текущую воду замок не навесишь (тур.)

Вода собирается в низких местах (яп.)

Где вода была, там все снесла (рус.)

Где вода напрет, тут и ход найдет (рус.)

У воды нос остер - всюду пробьется (рус.) .

Проточная вода грязной не бывает (тур.)

Проточная вода не цветет (кит.)

Проточная вода никому не приносит вреда (араб. , перс.)

Быстрая вода до моря не доходит (лак. , рус.)

«ЗАГАДКИ О ВОДЕ»

Кругом вода, а с питьем беда (море)

День и ночь кричит, а голос не устает (водопад)

Между гор, между дол бежит белый конь. Белый бычок – золотой рожок.

Без языка, а говорит; без ног, а бежит.Выпить – не выпить, вылить – не вылить. (ручей)

Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

Что за звездочки чудные На пальто и на платке:

Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? (снежинка)

В воде не тонет, в огне не горит. (Лед)

Не море не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото)

На дворе горой, а в избе водой? (снег)

Без рук, без ног, а бежит? (ручей)

Что в решете не унесешь? (вода).

«СТИХИ О ВОДЕ»

Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

Вода — природный дар

Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.

Откуда вода?

Нам всем интересно:
Откуда вода?
Из снега берется,
Иль может из льда?
Хотя, и подземным
Ручьем вода бьет,
Так, может, она
Там начало берет?
Вопрос интересный
И чтоб разузнать
Откуда вода,
Надо книжки читать!
Ответы узнаем
Из умных мы книг
И все вокруг тайны
Откроются вмиг!

Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг.

Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

Трудолюбивая вода

Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Акварель, восковые мелки. «Подводное царство».

Цель: познакомить с данной техникой и научить выполнять работу в этой технике.

Задачи: — научить передавать красоту подводного мира, используя данную технику;

- формировать у воспитанников устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение;

- развивать творческое воображение, фантазию, память, глазомер;

- воспитывать творческую самостоятельность, активность; приобщать к красоте природы.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, кисти, банка с водой, салфетки.

Зрительный ряд: фотографии с изображением разных рыб, подводного мира, коллекция ракушек.

Литературный ряд: стихи, загадки про море, рыбок.

1.Организационная часть.

Приветствие.

- На протяжении года воспитанники центра знакомились с различными видами нетрадиционных техник рисования. На выставке представлены работы ребят, выполненные в разных техниках, это и граттаж, и монотипия простая и пейзажная, и печать листьями, пуантилизм, пластилинография и другие. Наиболее интересной для детей, как показал опыт, является смешанная техника рисования – восковые мелки и акварель. Работы в данной технике получаются яркие, выразительные. В данной технике могут выполняться работы в любом жанре изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, иллюстрация. Сегодня на занятии мы выполним работу «Подводное царство» в смешанной технике «восковые мелки и акварель.

- Проверим, все ли готово к занятию? Нам понадобятся альбомные листы, восковые мелки, акварель, кисти, банки с водой, салфетки.

2. Вводная беседа.

У Саши есть домашний пруд.
Его аквариум зовут.
И много есть секретов,
В пруду стеклянном этом.
В нём сад зелёный под водой,
С камней свисает мох седой,
На дне лежат коряги,
Где спят сомы и раки.
В саду стоит стеклянный грот,
В там рыбки водят хоровод,
И ползают по плиткам
Рогатые улитки.
Большая рыба подплыла,
Остановилась у стекла,
Стоит, щеками дышит,
И плавниками шевелит,
И что-то Саше говорит,
Но он её не слышит.

- Где водятся рыбы в природе? Каких речных рыб, ребята, вы знаете?

- Какие морские обитатели вам знакомы? Предлагаю вам загадки -

Вот просторы океана

                            Бороздит гора с фонтаном,

                            Бьёт хвостом, вода кипит

                            Проплывает важно...(кит)

                           Зонтик жжётся как крапива.

                           Зонтик плавает в воде.

                           Если тронешь — быть беде! (медуза)

                           Друг за другом мчится стая,

                           Волны телом разрезая

                           То хвосты, то снова спины,

                           Все вперед плывут … (дельфины)

                            Есть лошадка, что не пашет,

                            И-го-го она не скажет,

                           Молча проплывет в воде

                           Спрячется в морской траве,

                            То ли рыба, толь зверёк? Кто это? (морской конек)

                           Ты со мною незнаком?

                           Я живу на дне морском,

                            Голова и восемь ног-

                            Вот и весь я - …. (осьминог)

                            С неба звездочка упала,

                            В океан она попала.

                            И теперь там круглый год

                            Не спеша по дну ползет   ( морская звезда)

                            Над водой взметнулась глыба –

                            Это очень злая рыба,

                            Показала свой плавник

                            И опять исчезла вмиг           (акула)

Воспитанникам показываются фотографии различных морских обитателей. Во время показа акцентируется внимание на разнообразие форм, окраски, размеров. Так же рассматривается и коллекция ракушек.

- Сегодня мы нарисуем своё подводное царство. Перед работой давайте с вами поиграем в игру «Море волнуется…».

Играем с воспитанниками.

- Молодцы! Отличные фигуры у вас получились. Теперь присаживаемся на свои места. И приступаем к работе.

3. Объяснение творческой задачи.

- Первым этапом работы является выполнение наброска, в котором нужно разместить различных рыбок, водоросли, камушки на дне. Желательно размещать рыбок в разных местах формата, на разных уровнях, различного размера. Лучше, если рыбки будут плыть в разных направлениях.
Далее объясняется техника, в которой будет выполняться работа.

- Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет. Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской.
- Следующий этап работы – прорисовка контура рыбок восковыми мелками.

Затем восковыми мелками прорисовываются рыбки.

- Поскольку рыбки плавают в воде, которая имеет холодную синюю гамму (используем синюю, голубую и фиолетовую краски), то рыбок лучше выполнить в тёплой гамме.
Чтобы передать плановость и показать некоторых рыбок ближе, их выполняем более яркими и насыщенными цветами. Тех же, которые располагаются дальше, закрашиваем более бледными цветами.
- После того, как все рыбки выполнены, смачивается оставшееся пространство листа и заливается холодными синими, фиолетовыми и голубыми красками.

4. Практическая работа.

Воспитанники рисуют подводное царство, передавая красоту морского дна, разнообразных по форме, цвету и размерам рыб.

5. Подведение итогов.

- В какой технике мы сегодня рисовали?

- Что нового вы для себя узнали?

Выставка работ и их обсуждение.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Морское дно». Лепка на плоской основе.

Программные задачи:

  1. Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
  2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.
  3. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

Материал для занятия:

 картон синего или голубого цвета, набор пластилина, ракушки, стека, салфетка для рук, клеенки. 

  Предварительная работа:

«Знакомство с аквариумом» (ознакомление с окружающим)

 «Разные рыбки» (лепка)

«Разноцветные рыбки» (аппликация из бумаги)

 

Ход занятия

Воспитатель:

- Прежде чем начать  занятие, давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу и постараемся настроиться на активную работу, а поможет нам в этом упражнение. Слова вы будете повторять за мной.

-Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький росток,

Здравствуй, милый мой дружок!

Вот теперь мы полны сил и энергии.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

- Я хочу вам рассказать одну интересную историю, которая произошла с мышонком. Послушайте ее:

«Одним прекрасным, солнечным утром мышка выбралась из своей норки и отправилась побродить по лесу. Ей было очень скучно. Все жители волшебной страны были заняты своими делами, только одна мышка грустно бродила среди деревьев. И вдруг ей послышался странный звук, она прислушалась.

(Звучит аудиозапись «Шум моря»)

- «Что же это за шум? » - подумала мышка.

Воспитатель:

- Давайте ей подскажем, откуда может доноситься такой шум?

Дети:

- Это шум моря, море плещется.

Воспитатель:  Правильно.

«И вот когда мышка подобралась поближе, она увидела удивительно голубое море. Ей очень захотелось посмотреть, что находится на дне моря, и она сунула нос прямо в воду. Вода попала ей в нос, и она очень испугалась. А когда же разошлись круги по воде, мышка увидела удивительный подводный мир».

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, что под водой увидела мышка? Какие морские жители живут в море?

Дети:

- Рыбы, медузы, крабы, акулы, осьминоги и т.д.

Воспитатель:

 - Правильно. Мышке очень понравились морские жители,  и она загрустила, что никогда не сможет увидеть их поближе, так как не умеет плавать и нырять.

Ребята, а давайте мы для мышки подводное царство сделаем?

Дети:

- Давайте.

Воспитатель:

- Но прежде, рассмотрим морских обитателей.

      (Показ иллюстраций с сопровождением художественного слова).

Ярко-синие иголки, у него тверды и колки – морской еж.

Вся прозрачная без груза, мягко плавает медуза – медуза.

Вот несется осьминог, пара глаз и 8 ног – осьминог. 

Они плавают по днищу, они в море ищут пищу – морские звезды. 

Толстый краб ползет, спешит, рыб пугает и смешит – краб.

Обхватив хвостом травинку, не за край, за серединку,

За коралловый пенек, хочет сесть в воде конек,

Но не получается, все в воде качается – конек.

Передние – ласты, а задние – лапы,

Есть панцирь овальный, подобие шляпы – черепаха

Чешуя блестит как искры,
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх –
На воде беззвучный смех - рыбки

Воспитатель:

- вот такие морские жители живут в морях.

Сегодня, дети, каждый из вас сделает подводное царство с водными обитателями. Всю композицию, раскрасим при помощи разноцветного пластилина. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам нужно прежде всего сделать.

Этапы выполнения работы: 

  1. Оформление дна «водоёма», берём жёлтый пластилин. Размазываем его тонким

слоем внизу картона, где будет дно у водоёма. Из коричневого пластилина делаем камешки. Ракушки вдавливаем в песок.

Воспитатель:

 - а как вы думаете, песок и камни необходимы морским жителям или нет?

Дети:

- песок и камни нужны, чтобы прятаться от хищных рыб.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что необходимо рыбкам, чтобы в воде, они чувствовали себя комфортно и  могли нормально жить? Что им надо для дыхания и для питания?

Дети:

- им необходимы морские водоросли для кислорода и для питания.

 

  1. Изображение водорослей. Раскатываем тонкие колбаски из зелёного пластилина, выкладываем ими водоросли, слегка прижимаем к картону, чем тоньше будут колбаски, тем изящнее получатся подводные растения.

- Когда морское дно готово – заселяем его подводными жителями:

  1. Морская звезда – кусочек пластилина вдавливаем в картон и растягиваем его в разные стороны.
  2. Морская черепаха – из кусочка коричневого пластилина формируем шарик, сплющиваем, таким же образом делаем ноги и голову, оформляем панцирь.
  3. Осьминог – сплющиваем круг, раскатываем тонкие колбаски и вдавливаем в картон.
  4. «Рыбки» - туловище рыбы похоже на овал, но у нее есть 2 уголка, около одного из них делаем глаз, а с другой стороны – хвост, плавники по бокам.

Стекой нарисуем полоски на плавниках, определим линией границу головы и нарисуем чешуйки.

Перед тем как приступить к работе подготовим наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику

                                    «Шустрая мышка».

Шустрая мышка (раскрыть ладошки, пальцы растопырены),

Перчатку нашла  (поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной) 

Гнездо в ней устроив (сложить ладони «ковшиком»)

Мышат позвала (сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест) 

Им корочку хлеба дала (кончиками пальцев другой руки «кусаем» пальчики

 покусать) 

Погладила всех (пальцами другой руки гладим каждый пальчик снизу вверх от мизинца к указательному)

И отправила спать (ладони прижать друг к другу, положить их под щеку)

После того как дети вместе с воспитателем вспомнят все этапы выполнения работы, включаем спокойную музыку и дети приступают к выполнению композиции.

В конце занятия дети раскладывают работы на один стол, близко друг к другу.

Воспитатель:

- подойдите и полюбуйтесь на кусочек подводного царства. Вот такой подарок мы сделали для Мышки, теперь она не будет грустить, а будет любоваться на ваши работы, как вы для нее постарались. Мы оставим совсем на немного ваши работы показать остальным ребятам, а потом запечатаем и отправим мышонку.

Воспитатель подводит итог занятия: Понравилось ли вам наше подводное царство? А хотели бы вы стать рыбками? Как вы думаете, вы доброе дело сделали для мышки? Почему?

КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Рыбки». Оригами.

Задачи:
-продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога;
-отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали и по
горизонтали пополам;
- обучить детей выполнению базовой формы «двойной треугольник» в технике оригами;
-упражнять в знакомых способах вырезывания, соблюдать правила безопасности в работе с ножницами;
- совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;
- развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм;
- воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач, умение оценивать свою работу критически.
Предшествующая работа:
- экскурсия в зоомагазин (рассматривание различных аквариумных рыбок);
- рассматривание иллюстративного материала с изображением различных рыб;
- беседа о рыбах (где живут речные, морские, аквариумные рыбы);
- чтение рассказов Н. Носова «Карасик», С. Баруздина «Почему рыбы молчат», В. Бианки «Рыбий дом», Е. Пермяка «Первая рыбка».

Материалы и оборудование:
- квадратные листы различной цветной бумаги;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- салфетки;
- полоски цветной бумаги для украшения поделок;
- большой лист бумаги (аквариум) с заранее нарисованным на нем подводным пейзажем.


Ход


1. Мотивация к деятельности
- сюрпризный момент «Письмо от подводных жителей».
-Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам подводные жители-семейка Рыбкиных. Как вы знаете, уже наступила осень. А скоро и зима придёт. Наше царство затянет толстый слой льда, у нас наступит очень грустное и скучное время. Нам бы очень хотелось побывать у вас в гостях в детском саду. Может быть вы пригласите нас к себе в гости?
2. Постановка проблемы:
-Что же нам придумать, ребята? Как сделать так, чтобы рыбки побывали у нас в гостях?
Загадка-подсказка:
«Посмотрите дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
И со всех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы.» (показ макета аквариума)
Подвести детей к выводу о том, что нужно сделать рыбок и заселить их в аквариум.
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» (на ковре):
Рыбки в озере живут, (Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка)
Вверх и вниз они снуют. (Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз)
По команде «Раз, два, три» выпускают пузыри. (Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь). Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу вверх).
И кружатся, и шалят, (Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.)
И хвостами шевелят. (Пошевелить кончиками пальцев.)
4. Поэтапное выполнение работы воспитателем с объяснением, одновременное дублирование детьми:
- Посмотрите, я возьму квадрат и покажу вам, как он превратится в аквариумную рыбку.
-Кладём перед собой квадрат и сгибаем его по диагонали, совмещая углы. Стараемся совмещать ровно, проглаживаем хорошо линию сгиба.
-Разворачиваем его, и сгибаем квадрат, совмещая по диагонали два других угла, так же проглаживая линию сгиба.
-Разворачиваем, переворачиваем на другую сторону и сгибаем квадрат, совмещая стороны, проглаживаем линию сгиба.
-Теперь разворачиваем квадрат и вгибаем боковые стороны по линии сгиба вовнутрь так, чтобы получился двойной треугольник. И хорошо проглаживаем все линии сгиба.
-Теперь берём боковой угол верхнего треугольника и сгибаем его к середине так, чтобы уголок оказался чуть ниже стороны треугольника, хорошо проглаживаем линию сгиба.
-Также поступаем и с другим боковым углом верхнего треугольника.
-Посмотрите, что у нас получилось! Рыбка!
По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь, указания, напоминания.
5. Украшение детьми рыбок аппликацией.
-Ребята, а теперь нужно украсить наших рыбок. (Дети украшают рыбок, используя для аппликации знакомые способы вырезывания. Напомнить о безопасной работе ножницами. Поощрять творческие проявления при украшении рыбок. По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь.)
-Теперь можно поместить ваших рыбок в наш красивый аквариум.
-Возьмите клей, намажьте тщательно обратную сторону рыбки и приклеивайте каждый свою рыбку в любое место аквариума.
6. Анализ детских работ (самоанализ).
-Ребята, сколько разных красивых рыбок у нас получилось!
-Что вы можете сказать каждый о своей рыбке?
-Что бы вы сделали в следующий раз по-другому?
-Вы молодцы! Все очень старались!
Предложить детям вечером придумать небольшие рассказы о своих рыбках.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Аппликация, Конспекты Вода, Лепка, Педагогические проекты, Подготовительная группа, Проектная деятельность, Проекты в детском саду.

Post navigation

Проектная деятельность в начальной школе
Технологическая карта урока по теме “Обобщение знаний по теме «Имя существительное»”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022