Проект в младшей группе “Птицы нашего двора”
МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин»
242220, Брянская обл., г. Трубчевск, ул. Брянская, 57
Телефон 8(48352) 2-40-72
П Р О Е К Т
« ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА »
Автор: Тихонова О.И.
Воспитатель высшей категории
2017 год
Эпиграф:
Нам больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок, синиц...
Ведь очень уж холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода!
Елена Благинина
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах. Сформировать осознанно-правильное отношение к представителям живой природы.
Проблема: Можем ли мы научить детей заботиться о птицах зимой?
Что мы знаем о птицах, живущих в нашем дворе?
Аннотация проекта: Проект разработан воспитателем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин» Тихоновой О.И. и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений. В реализации проекта участвовали дети 3-4 лет, посещающие младшую группу, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель. старший воспитатель. Детям трудно увидеть первые шаги приближающейся зимы. Их знания об окружающем мире ещё не настолько богаты и разнообразны, они не настолько наблюдательны (в силу своих возрастных особенностей, чтобы заметить малейшие изменения, происходящие в природе). И мы – взрослые, окружающие ребёнка должны дать необходимые знания, научить наблюдать, замечать изменения, беречь, любить природу с малых лет.
Основные методы и приёмы проекта: экспериментирование, беседы, чтение художественных произведений, дидактические игры, выставки, взаимодействие с родителями воспитанников. Сотрудничество с семьёй позволило более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения. Маленький ребёнок, как губка, впитывает образцы поведения значимых взрослых. Этот проект направлен на акцентирование внимания родителей на мысль о том, что при ознакомлении ребёнка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не столько на знания о проблемах и явлениях, сколько на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ним. Каждому ребёнку созданы условия для наиболее полного раскрытия его творческих способностей.
Тип проекта: коллективный, средней продолжительности.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети 3-4 лет, родители.
Гипотеза образовательного проекта: Предположим, что через различные виды деятельности у детей будут сформированы представления о птицах, о необходимости бережного и заботливого отношения к ним. Воспитанники приобретут необходимые знания, научатся беречь, любить природу с малых лет.
Задачи проекта:
- Собрать совместно со взрослыми информацию о птицах.
- Организовать наблюдения за зимующими птицами.
- Отразить свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности: рисунках, аппликации, заучивании стихов.
- Изготовить совместно со взрослыми кормушки и книжки-малышки.
- Провести ООД по теме, изучить произведения художественной литературы о птицах, рассмотреть слайд-презентации.
Этапы реализации проекта:
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1 этап - организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап - рефлексивно-диагностический:
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
3 этап – практический:
1. Беседа о птицах.
К детям в гости приходит Снеговик и приносит письмо с загадками.
Снеговик. Ребята, я получил письмо от жителей леса, а в нём загадки. Я не могу их отгадать. Помогите мне пожалуйста.
1. Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою покормите…
Дети, кто мы, назовите! (Птицы.)
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей.)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Маленькая птичка. Звать ее…(Синичка.)
Снеговик. Каких птиц вы знаете? Где живут птицы? Чем питаются?
В ходе беседы выясняется, что дети мало знают о птицах. Воспитатель предлагает вспомнить, кто поможет в поиске информации? Показывает мнемоквадраты:
- Спросить у взрослого.
- Узнать из книг.
- Посмотреть по телевизору.
- Узнать с помощью компьютера.
2. Поиск информации.
3. Изготовление совместно со взрослыми кормушек и книжек-малышек о птицах, поделок из пластилина, природного и бросового материала, чтение и заучивание стихов.
4. Организация прогулок в «лесную зону» детского сада – наблюдение за птицами (предложить детям покормить их).
5. Просмотр мультфильма «Где обедал воробей?».
6.Чтение произведений художественной литературы о птицах, просмотр слайд-презентаций, проведение ООД по теме проекта.
Презентация полученных знаний.
Итоговое мероприятие.
Стук в дверь. В гости к детям приходит Снеговик. Здоровается с детьми.
Снеговик. Я так рад снова побывать у вас в гостях, и хочу, чтобы вы
поделились со мной тем, что вы узнали о птицах.
Воспитатель. Чтобы у всех было хорошее настроение, предлагаю поиграть в игру
« Расскажи, воробушек».
Снеговик. А теперь отгадайте мои загадки о птицах.
1. Серый, крылья рябеньки. 2. Производит тонкий свист
Юркий, хоть и маленький. Желтенькая птичка.
Ты пугать его не смей! Кепка черная и хвост -
- Чик – чирик, наш … ( воробей ). Это же … ( синичка ).
3. Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый ?
- Облетел я всю Сибирь !
Как зовут его? ( Снегирь ).
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру « Сравни птичку и человека ».
( У человека – рот, а у птички ( клюв ); у человека – руки, а у птички (крылья) и т.п.
Воспитатель. Снеговик, а ты стихи любишь?
Снеговик. Очень люблю, только ни одного не знаю.
Воспитатель. Предлагаю детям почитать Снеговику стихи о птичках.
*** ***
Сел на ветку снегирек. Воробей с березы
Капнул дождик – он промок. На кормушку – прыг,
- Ветерок, подуй слегка, - Не страшны морозы
Обсуши нам снегирька! - Чик – чирик!
Сколько вкусных крошек
Мой дружок!
Не озябнут пташки
Скок, скок, скок!
Воспитатель. Снеговик, а ты слышал, как поют птички, когда они сыты, радостные и когда они голодные, грустные?
Предлагаю детям спеть песенку « воробушка » и песенку « синички » с разной силой голоса и интонационной окраской ( хоровые и индивидуальные ответы ).
Демонстрирую кормушку для птиц.
Расскажите Снеговику что это? ( Кормушка ). Для чего нужна кормушка? ( Кормить птичек ). Чем кормят птичек? ( Зернышками, семечками, хлебными крошками).
Предлагаю детям взять из тарелочек корм для птичек и насыпать его в кормушку.
На деревья мы развесим новые кормушки.
Зерна, семечки насыплем и от хлеба крошки.
Чтобы птички холод пережили,
Чтоб голодною зимой сытыми все были.
Снеговик. Хвалит детей, благодарит их, угощает « снежком » с сюрпризом. Прощается и уходит.
4 этап - заключительный:
-подведение итогов проекта;
-презентация проекта для обобщения и распространения опыта работы;
-анализ достижения целей и полученных результатов.
Выводы и результативность: Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками природы, дети проявляли интерес и желание участвовать в изобразительной, музыкальной, познавательно-исследовательской деятельности, с удовольствием наблюдали за птицами, кормили их. Дети научились бережно относиться к природе. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов и родителей. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Совместно со взрослыми дети собрали информацию о птицах, освоили способы получения информации по теме, отразили свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности: изготовили совместно со взрослыми кормушки и книжки-малышки, рисовали, делали аппликации, заучивали стихи.
Информационные ресурсы:
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
2. Виноградова Н.А., Е. П. Панкова . Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис-пресс, 2012.
3.Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. – издательство «Учитель» 2015.
4.Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. –М.: ТСфера, 2012.
5.Сайты в интернете.