Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » География » Конспекты уроков

Автор: Арбузова Елена Николаевна
Учебное заведение: МБОУ "Полх-Майданская средняя школа"
Краткое описание работы: Цели:сформировать понятие о реке, ее частях, речной системе, питании реки; показать роль реки в жизни человека. Планируемые результаты Предметные– учащиеся определяют основные части реки , характеризуют особенности речной системы, выявляют  особенности питания рек.Метапредметные– развитие умений и навыков работы в группах, читать и анализировать карты. Давать определения понятием\ Осуществить метапредметные связи с курсом природоведения по вопросу «Части реки»Личностные– создать образ реки на примере рек своей местности

Дата публикации: 2019-12-08 Проект урока по географии “Реки – артерии Земли” Арбузова Елена Николаевна МБОУ "Полх-Майданская средняя школа" Цели:сформировать понятие о реке, ее частях, речной системе, питании реки; показать роль реки в жизни человека.  Планируемые результаты Предметные– учащиеся определяют основные части реки , характеризуют особенности речной системы, выявляют  особенности питания рек. Метапредметные– развитие умений и навыков работы в группах, читать и анализировать карты. Давать определения понятием\ Осуществить метапредметные связи с курсом природоведения по вопросу «Части реки»Личностные– создать образ реки на примере рек своей местности
Просмотреть свитедельство о публикации

Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Проект урока по географии “Реки – артерии Земли”

Название темы

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли(10ч.)

Название и номер урока

«Реки – артерии Земли (1), урок №6

 

Тип урока

По основной дидактической цели: урок –  изучение нового материала

По способу организации: эвристическая беседа, практическая работа, работа по вариантам, самостоятельная работа.

По этапам учебного процесса:

–сообщение знаний, умений, навыков;

– формирование умений применять полученные знания.

Цели:

сформировать понятие о реке, ее частях, речной системе, питании реки; показать роль реки в жизни человека.

 

Планируемые результаты

 

Предметные– учащиеся определяют основные части реки , характеризуют особенности речной системы, выявляют  особенности питания рек.

Метапредметные– развитие умений и навыков работы в группах, читать и анализировать карты. Давать определения понятием\ Осуществить метапредметные связи с курсом природоведения по вопросу «Части реки»

Личностные– создать образ реки на примере рек своей местности.

 

Методы обучения

По источнику знаний

– словесные (беседа, рассказ);

– практические (работа с учебником, анализ рисунка; работа с атласом и контурными картами );

– наглядные (рисунки)

 

По характеру познавательной деятельности

– объяснительно – иллюстрационный;

– частично – поисковый;

 

 По характеру управления учебной работой:

-учебная работа под руководством учителя;

-самостоятельная работа учеников (работа с учебником, выполнение письменных заданий).

 

По степени самостоятельности школьников

– самостоятельно (с помощью учителя)

 

Формы обучения и организация работы в классе

 

Формы обучения:

– практическая работа;

– эвристическая беседа.

           

Организация работы в классе:

-фронтальная;

– индивидуальная.

Средства обучения

Печатные пособия

 

– учебник «География»  5-6 класс: под редакцией А. И. Алексеев, В.В. Николина;

– атлас «География» 5-6 класс» С комплектом контурных карт;

– мой тренажер. География 6класс. Николина В.В., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений;

 

Наглядные плоскостные:

– карты настенные (Физическая карта России, физическая карта мира)

 

Хронометраж урока

 

Мотивационно-ориентировочная   часть – 5 минут.

Операционно-познавательная  часть – 25 минут.

Рефлексивная оценка – 15 минут.

 

Содержание и структура урока

Этапы урока

Структурный элемент

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Результат

1.Мотивационно-

ориентировочная часть

 

Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации к её решению, принятие задачи учащимися.

 

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка общей цели и темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к работе на  уроке. Создание доброжелательной атмосферы.

Учет посещаемости.

 

Фронтальный опрос. Корректирует ответы учащихся в случае необходимости.

 

1.Соленость вод Карского моря составляет 42%, Сравните ее со средней океанической соленостью и сделайте выводы.

2. Как изменяется температура вод Мирового океана с глубиной?

3. Какое утверждение является верным:

А) температура вод на поверхности морей и океанов зависит от географического положения

Б) во всех морях и океанах вода имеет соленый вкус

В) соленость морской воды измеряется в процентах

Г) Гольфстрим теплое течение

Д) волны – один из видов движения воды в Океане

4. От чего зависит направление течений?

5.О чем идет речь?

«Есть в океане река. В самые суровые засухи она никогда не иссякает, а в самые высокие половодья никогда не переполняется.     Ее берега и дно образованы холодной водой, тогда как ее поток составляет теплая вода. Мексиканский залив является ее источником, а устье располагается в арктическом море»

6. С чем связано образование цунами?

 

Вода чудесный дар природы. Мы привыкли, что она вокруг нас- в дождевых каплях, сугробах снега, в реках и озерах, в болотах и ледниках бьет холодным ключам из склонов или на дне реки.

Отгадайте загадки:

-Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна

И горька и солона.

(море)

По морю идет, идет

А до берега дойдет – тут и пропадет

(волна)

-В нее льется, из

нее льется.

Само по земле плетется (река)

-Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит не выбежит.

(река)

Наша последняя загадка была о реке.

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?

У меня река ассоциируется с человеком, его жизнью и деятельностью.

Формулирует вопросы:

1.На какой реке расположен ваш населенный пункт?

2.Что такое река, исток, устье реки?

Слайд №1,2

Просит  самостоятельно сформулировать тему урока. Определяет значение этой темы.

 

 

 

 

 

Приветствие учителя.

Проверка принадлежностей к уроку.

Учащиеся настраиваются на урок.

 

Устно отвечают на вопросы, демонстрируя ответы при помощи карты.

 

Ответы на вопросы

1.Соленость Красного  моря выше средней солености океана.

2.С глубиной температура воды в океане понижается.

3.Верные утверждения

А, Б, Г, Д.

4.Главной причиной образования и направления многих течений является ветер.

5.Это Гольфстрим

6.Землетрясения на дне Океанов и морей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается познавательный интерес к уроку. Активизируется творческий потенциал учащихся. Создание эмоциональной атмосферы обучения. Эффект   разнообразия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение элементов реки из курса природоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Цель урока: сформировать понятие о реке, ее частях, речной системе, питании реки; показать роль реки в жизни человека.

Ученики готовы к уроку

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают основные свойства океана, отвечают на вопросы опираясь на личные знания. Определяется уровень освоения учебного материала учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность к познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межпредметная связь

базируется на имеющихся знаниях по природоведению

Готовность учащихся к учебной деятельности на основе опорных

знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность учащихся

к познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Операционно-познавательная часть.

 

Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения.

 

 

Усвоение

 О реках написано много стихов, загадок, песен, книг. А как вы думаете, почему?

Даю определение «Река – обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанном ими углублениях – руслах»

 -Почему реки сравнивают с артериями?

-Как на карте изображены реки?

Слайд№3

(Работа с картой и атласами. Учащиеся определяют, как изображаются реки на карте). Показываю на физической карте мира самые длинные реки: Амазонку, Нил, Миссисипи и по физической карте России и карте Нижегородской области крупнейшие реки России и  Нижегородской области: Волгу, Лену, Обь, Енисей, Волгу, Оку, Сережу— подчеркивая при этом, что реки показывают на карте от истока по направлению.

Слайд 4,5,6,7

У меня река ассоциируется с человеком, его жизнью и деятельностью.

У реки есть место рождения. Оно называется – родник или исток Река может начинаться из родника в болотце, как наша Волга, или из горного ледника, как Янцзы в Китае. Амур образуется из слияния двух рек — Шилки и Аргуни. Бывают  реки, вытекающие из озер, как  Ангара, вытекающая из озера Байкал. Итак истоки бывают разные.

Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана.

Задаёт задание:

Найдите на карте истоки разных рек. Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Ока, Иртыш, Амазонка, Конго.

У реки есть так же смысл жизни. Донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье  

У реки есть руки – рука правая и левая. или притоки:правые и левые. Слайд№2

Чтобы определить, где правый, а где левый приток надо стать по течению реки, лицом к устью, спиной к истоку. С правой стороны – правый

приток, с левой – левый.

Задаёт задание:

Найдите на карте самый большой приток Волги. Определите какой он.

С помощью текста учебника дайте определение понятий  речная система.

речной бассейн. водораздел. Найдите различия между понятиями «речная система», «речной бассейн».

Знакомство с реками будет не полным без элементарного знакомства с основными источниками питания.

необходимо питание. Как вы думаете, за счет чего пополняется вода в реке? (перечисляются источники питания рек)

Даю  письменное задание из тренажера –  № 23, стр. 53.

 

 

Учащиеся отвечают (издавна люди селились рядом с реками, водный путь, используют воду.

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя, задумываются над вопросом.

Работают по атласом (физическая карта мира, физическая карта России). определяют, как изображаются реки на картах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя   рисунок 73, учащиеся находят части реки вначале на схеме, а затем на карте, выполняя при этом содержанием понятия: исток, устье, русло,  притоки, речная система.

Работая с картой, учащиеся определяют понятия: главная река, левые и правые притоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске,

показывают реки на карте (с помощью учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются ответить самостоятельно. Знакомятся с основными источниками питания рек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью рисунков географического атласа, выявляют различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют письменную работу – заполняют схему: «Источники питания рек»

Предварительная работа формирует у учащихся такие качества  личности, как ответственность, дисциплинированность.

Осуществляется межпредметная связь с литературой. Воспитание   чувства прекрасного.

Отрабатываются навыки работы с учебником, картой.

Использование словесно-наглядного метода способствует формированию теоретических знаний учащихся, развивает наблюдательность, повышает  внимание к изучаемым вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с опорой на знания учащихся, с использованием наглядных средств обучения активизирует познавательную деятельность учащихся. Смена вида деятельности приводит к эмоциональному подъему. Развитие умения  вести аккуратно записи в тренажере.

 

III.Рефлексивная оценка

 

Проверка уровня усвоения знаний и

умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о домашнем задании

 

1.Назовите

крупнейшие реки мира.

2.Что такое река?

3.Назовите основные части реки

4.Может ли исток реки находиться в море?

5.Какое питание у рек протекающих в нашей местности?

Работа с контурными картами.

Класс разделяется на 2 варианта.

Подпишите на контурной карте реки:

1 вариант – Амазонка, Енисей

2 вариант –Объ, Конго

Отметить границы бассейнов.

 

 

 

Запишем задание на дом:

1.Изучить §33

2.ответить на вопросы 2-6

3.Выполнить задание 1,7.

Отвечают на вопросы используя карту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневники. Задают по необходимости вопросы учителю.

 

Фронтальный опрос стимулирует деятельность учащихся. Применение наглядных средств обучения, развивают коммуникативные умения, умения наблюдать и сравнивать, а также зрительное восприятие и внимание.

Практическая    работа проводится под руководством учителя, который помогает и организует деятельность учащихся. У учащихся формируются навыки учебного труда, совершенствуется умение работать с атласом. появляется новый интерес к продолжению изучения темы.

 

Домашнее задание способствует развитию личностных качеств – чувство долга, силы воли, ответственности

 

 

 

 

 

 

География, Конспекты уроков 5 класс, Педагогические проекты, Проектная деятельность. постоянная ссылка.

Post navigation

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе на тему «В гости к бабушке Варварушке»
Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков

География

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков
  • Конспекты
  • Технологические карты

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2019