Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Вострякова Олеся Викторовна
Учебное заведение: МДОУ Детский сад 78
Краткое описание работы: Проект направлен на приобщение детей к славянской культуре. Знакомит детей с традиционно русскими игрушками.

Дата публикации: 2022-02-24 Проект “Традиционная кукла ” Мотанка” Вострякова Олеся Викторовна МДОУ Детский сад 78 Проект направлен на приобщение детей к славянской культуре. Знакомит детей с традиционно русскими игрушками.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Проект “Традиционная кукла ” Мотанка”

Скачать работу


МДОУ Детский сад 78

проект

«ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА МОТАНКА»

Педагог организатор

Вострякова Олеся Викторовна

Название: «ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА МОТАНКА»

Участники: Вострякова.О.В– воспитатель;

Дети группы 2

Масштаб:

Проблема: Игра и

ощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.

Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.

Кукла – Барби формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены - профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.

Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.

Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Цель: Формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

  1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
  2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
  3. Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
  4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  • дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
  • народные подвижные игры, хороводные игры,кубанские игры;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья».

Познавательное развитие:

  • рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
  • занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
  • обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изодеятельность:

  • Рисование «Раскрась матрешку»;
  • лепка дымковской игрушки;
  • раскрашивание дымковской игрушки;
  • изготовление куклы Пеленашки;
  • изготовление куколок из ниток;
  • создание детьми своих игрушек из разных материалов.

Развитие речи:

  • заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
  • составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  • беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

Музыкальный досуг:

  • «Посиделки в деревенской избе»;
  • «Веселая ярмарка»;
  • «Приключение куклы Мотанки».

Реализацию проекта

осуществляют педагоги, родители, дети детского сада №24,группы «Знайка». Для этого будут использованы ресурсы: человеческий капитал, оргтехника, помещение детского сада и др.

Список средств обучения

  1. Технические средства обучения - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура.
  2. Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.
  3. Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.

Используемый ресурс:

Методическая литература

  • Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
  • О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
  • Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
  • А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
  • И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

Детская литература

  • И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
  • Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
  • Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
  • Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
  • И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
  • Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
  • Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
  • Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
  •   «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» .Любовь Юкина.  АСТ-Пресс  2001 г.
  • «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
  •  Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции».  2007 г.
  • «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
    Котова И.Н., Котова А.С .Паритет 2003

Детская литература

  • А. Толстой «Буратино»
  • Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  • Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
  • Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»
  • Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков

Наглядный материал

  • Иллюстрации к русским народным сказкам
  • Показ слайдов и фильмов о куклах

Набор открыток, сувениров

  • Презентация «Тряпичная кукла»

Тематический план

Наименование разделов и тем

Срок

Русская народная кукла.

Тема 1. Что мы знаем о куклах?

Октябрь

Тема 2. История тряпичной куклы.

Октябрь

Обереговые куклы

Тема 1. Кукла-мать и дитя

Октябрь

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Октябрь

Тема 3.мастер класс для мам и бабушек.

Кукла-мотанка

Ноябрь

Тема 4. Ангел.

Ноябрь

Тема 5. Кубышка-травница.

Ноябрь-декабрь

Тема 6. «Обережье».

Декабрь

Обрядовые куклы

Тема 1. Зернушка (Крупеничка).

Декабрь-январь

Тема 2. Отдарок-на-подарок.

Январь

Тема 3. Неразлучники.

Февраль

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Февраль

Тема 5. «Рукодельницы».

Март

Игровые куклы.

Тема 1. Кукла-кормилка.

Март

Тема 2. Кукла-капустка.

Март-апрель

Тема 3. Зольная кукла.

Апрель

Итоговое мероприятие

Кукла ПАСХА

Апрель

Требования к уровню подготовки воспитанников

Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка «Тряпичная кукла»:

должен

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре.

Знать некоторые фольклорные произведения .

Уметь

Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.

Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.

Находить логические связи между образом и традицией.

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.

Месяц

Способ проверки ЗУН

1

2

ноябрь

Мастер класс «Тряпичная кукла»

Март

Итоговое практическое занятие «Рукодельницы»

Апрель

Итоговое мероприятие кукла «Пасха»

Приложение № 1

Как мы играем с ребенком.

Анкета (для родителей)

Ф. И. О. _____________________________________________________

Состав семьи ________________________________________________

  1. Есть ли друзья у Вашего ребенка?
  2. Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
  3. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?
  4. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
  5. С кем он играет дома?
  6. Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?
  7. Как часто Вы покупаете игрушки?
  8. Что делаете, если игрушка сломалась?
  9. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»).
  10. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?

Приложение № 2

Анкета для детей.

ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

  1. Какие игрушки есть у тебя?
  2. Какие из них ты любишь больше всего?
  3. Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?
  4. Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?
  5. Играют ли с тобой взрослые?
  6. Какая игра тебе запомнилась?
  7. Если игрушка сломалась, что ты делаешь?
  8. Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки,

конструктор)?

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое Лепка.

Post navigation

Проект “Традиционная кукла ” Мотанка”
Конспект дистанционного урока по китайскому языку на тему “Обозначение времени”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022