Проект “Традиционная кукла ” Мотанка”
МДОУ Детский сад 78
проект
«ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА МОТАНКА»
Педагог организатор
Вострякова Олеся Викторовна
Название: «ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА МОТАНКА»
Участники: Вострякова.О.В– воспитатель;
Дети группы 2
Масштаб:
Проблема: Игра и
ощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.
Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.
Кукла – Барби формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены - профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.
Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Цель: Формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи:
- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
- Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
- Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность:
- дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
- народные подвижные игры, хороводные игры,кубанские игры;
- сюжетно-ролевая игра «Семья».
Познавательное развитие:
- рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
- занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
- обследование игрушек, составление описательных рассказов.
Конструирование, изодеятельность:
- Рисование «Раскрась матрешку»;
- лепка дымковской игрушки;
- раскрашивание дымковской игрушки;
- изготовление куклы Пеленашки;
- изготовление куколок из ниток;
- создание детьми своих игрушек из разных материалов.
Развитие речи:
- заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
- составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
- беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.
Музыкальный досуг:
- «Посиделки в деревенской избе»;
- «Веселая ярмарка»;
- «Приключение куклы Мотанки».
Реализацию проекта
осуществляют педагоги, родители, дети детского сада №24,группы «Знайка». Для этого будут использованы ресурсы: человеческий капитал, оргтехника, помещение детского сада и др.
Список средств обучения
- Технические средства обучения - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура.
- Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.
- Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.
Используемый ресурс:
Методическая литература
- Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
- О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
- Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
- А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
- И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
Детская литература
- И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
- Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
- Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
- Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
- И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
- Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
- Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
- Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
- «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» .Любовь Юкина. АСТ-Пресс 2001 г.
- «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
- Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
- «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
Котова И.Н., Котова А.С .Паритет 2003
Детская литература
- А. Толстой «Буратино»
- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
- Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
- Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»
- Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков
Наглядный материал
- Иллюстрации к русским народным сказкам
- Показ слайдов и фильмов о куклах
Набор открыток, сувениров
- Презентация «Тряпичная кукла»
Тематический план
Наименование разделов и тем | Срок |
Русская народная кукла. | |
Тема 1. Что мы знаем о куклах? | Октябрь |
Тема 2. История тряпичной куклы. | Октябрь |
Обереговые куклы | |
Тема 1. Кукла-мать и дитя | Октябрь |
Тема 2. Куклы-пеленашки. | Октябрь |
Тема 3.мастер класс для мам и бабушек. Кукла-мотанка | Ноябрь |
Тема 4. Ангел. | Ноябрь |
Тема 5. Кубышка-травница. | Ноябрь-декабрь |
Тема 6. «Обережье». | Декабрь |
Обрядовые куклы | |
Тема 1. Зернушка (Крупеничка). | Декабрь-январь |
Тема 2. Отдарок-на-подарок. | Январь |
Тема 3. Неразлучники. | Февраль |
Тема 4. Кукла-десятиручка. | Февраль |
Тема 5. «Рукодельницы». | Март |
Игровые куклы. | |
Тема 1. Кукла-кормилка. | Март |
Тема 2. Кукла-капустка. | Март-апрель |
Тема 3. Зольная кукла. | Апрель |
Итоговое мероприятие | |
Кукла ПАСХА | Апрель |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка «Тряпичная кукла»:
должен | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Национально-региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
Знать | Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. | Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре. | Знать некоторые фольклорные произведения . |
Уметь | Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. | Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат. | Находить логические связи между образом и традицией. |
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
Месяц | Способ проверки ЗУН |
1 | 2 |
ноябрь | Мастер класс «Тряпичная кукла» |
Март | Итоговое практическое занятие «Рукодельницы» |
Апрель | Итоговое мероприятие кукла «Пасха» |
Приложение № 1
Как мы играем с ребенком.
Анкета (для родителей)
Ф. И. О. _____________________________________________________
Состав семьи ________________________________________________
- Есть ли друзья у Вашего ребенка?
- Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
- Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?
- В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
- С кем он играет дома?
- Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?
- Как часто Вы покупаете игрушки?
- Что делаете, если игрушка сломалась?
- Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»).
- В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?
Приложение № 2
Анкета для детей.
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
- Какие игрушки есть у тебя?
- Какие из них ты любишь больше всего?
- Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?
- Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?
- Играют ли с тобой взрослые?
- Какая игра тебе запомнилась?
- Если игрушка сломалась, что ты делаешь?
- Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки,
конструктор)?