Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
По содержанию: социально – педагогический.
Участники проекта: дети, воспитатель группы, муз работник, родители.
По времени проведения: средней продолжительности.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность
В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений.
Зачастую забыты красивые народные традиции нашего народа. Но так важно сохранить народную культуру, не потерять её прелесть для будущих поколений. Так как наш детский сад №75 «Тюльпан» работает по программе
«Воспитание маленького волжанина» под руководством автора Елены Сергеевны Евдокимовой. Одним из трех направлений этой программы является «История и культура поволжья»
Поэтому и проводятся в детском саду совместные праздники, проекты, где воспитанники детского сада постигают традиции национальной культуры, становятся участниками обрядов, игрищ, примеряют на себя роли народных персонажей. Помогают этому красочные народные костюмы, специально созданная среда русского национального быта, музыкальный и художественно-творческий материал.
Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русским календарным праздником, который отмечается в весеннее время года, 22 марта.
2. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
4. Расширять знания детей о перелетных птицах.
5. Активизировать речь детей словами, взятыми из народной культуры.
Методы и формы проекта:
Методы:
Для реализации проекта я использовала разные виды методов.
Словесные: беседы, рассказ.
Игровые: дидактические и подвижные игры.
Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.
Формы:
Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, закличек, потешек, консультативная работа с родителями (ширма, создание буклетов) дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность, ,индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
– обсуждение проекта,
– выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
– подбор методической литературы, песен, танцев, игр, потешек.
2 этап – основной: совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.
– лепка «Грачи»
– лепка из соленого теста «Жаворонушки»
– аппликация «Птицы прилетели»
– беседы с детьми на темы: «Весна-красна», «Прилет птиц» и др.
– рассматривание иллюстраций о весне, о птицах.
– заучивание песен, потешек, закличек о весне, о птицах.
– совместное рисование родителей с детьми «Птицы летите,весну,принесите»
– создание буклетов для родителей.
– исполнение родителями красной книги птиц по Волгоградской области.
– изготовление ширмы на тему «Весенние праздники»
– выпечка родителями фигурок птичек из теста.
3 этап – заключительный:
– развлечение совместно с участием родителей
– презентация проекта педагогам и родителям внутри ДОУ.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и их родителей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. В результате приобщения малышей к фольклору я на практике убедилась, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.
Возможность тиражирования:
Опыт моей работы можно представлять на открытых занятиях для педагогов ДОУ, как внутри своего детского сада, так и за его пределами.
Тема: Праздник птиц «Жаворонушки»
Цель: Донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в русских народных традициях. Приобщать через игру к фольклору, отражающего жизнь народа, его опыт, духовный мир и чувства наших предков.
Оборудование: Три обруча и два руля для игры «Воробышки и автомобиль», мягкие модули для игры «Строим дом», две чашки с пшеном и конфеты для игры «Покорми птиц». Магнитофон с аудиокассетами народной музыки. Скворечники, сделанные руками пап и дедушек. Видео презентация со слайдами о весне и птицах.
Предварительная работа:
1. Заучивание с детьми закличек, стихов о птицах.
2. Рассматривание картинок с изображением птиц.
3. Загадывание загадок.
4. Игры «Какая это птица», «Догони птичку».
5. Работа с папами и дедушками по изготовлению кормушек и скворечников.
6. Работа с мамами и бабушками по изготовлению фигурок, изображающих птиц « Жаворонушков» из теста.
Ход развлечения.
Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики.
Ведущий: На Руси было несколько праздников, связанных со встречей весны. Один из них «Жаворонушки» и отмечается этот праздник 22 марта В этом месяце из теплых краев начинали возвращаться перелетные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну. Желая их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками и глазками из коринки или черемухи – «жаворонков». Их раздавали все членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста, приговаривать закличку.
Ребята, давайте расскажем, какие мы знаем заклички.
1 ребенок: Жаворонушки, перелетушки, прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную принесите нам!
2 ребенок: Жаворонушки, мои матушки,
Прилетите ко мне, принесите ко мне Весну красную
3 ребенок: Жаворонки-жавороночки,
Прилетайте к нам.
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки-ноги отморозила!
Ведущий: Заклички рассказали, птичек позвали
Глядите, а вот и они, жаворонушки – перелетушки прилетели.
(показ слайдов про птиц)
Они хотят с нами поиграть. Давайте и мы с вами изобразим
птиц.
♫ Игра «Какая это птица».
Ведущий: А наши ребятки выучили потешки про птичек.
Ребенок: Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.
Ребенок: Прилетели птички,
Птички-невилички,
Весело скакали,
Зернышки клевали.
♫ Пляска «Птички – невилички».
Дети садятся на стулья.
Ведущий: Ребята, пока мы с вами плясали, да по птичьи кричали,
Мишенька – медведь проснулся.
Медведь: Что за шум в моем лесу? Кто здесь веселиться?
(мама Маши)
Ведущий: Это мы с ребятами пришли, весну закликать,
солнышко в гости звать.
Медведь: Ишь чего удумали, спать хочу, ступайте домой, а я пойду еще
чуть-чуть посплю, сон хороший досмотрю
Ведущий: Мишка, мишка, хватит спать, пора с нами поиграть.
♫ Игра «Раз, два, три, ты нас Мишка догони».
Ведущий: А теперь, Мишенька,
Давай весну с нами закликать, птиц в гости приглашать.
Крепко за руки беритесь, вокруг Мишки становитесь.
Мы на луг пойдем, хоровод заведем.
♫ Хоровод «Мы на луг пойдем».
Медведь: А песни петь вы умеете?
Ведущий: Выходите, ребята, споем громко песенку
♫ Песня «Воробьи»
Медведь: Молодцы, песенка хорошая. А к прилету птиц вы приготовились, домики- скворечники построили?
Ведущий: Конечно, наши ребята вместе со своими папами и дедушками постарались. Посмотри и послушай, как они это делали.
♫ Песня «Мы плотники»
Медведь: Да, очень хорошие скворечники. Ну вот беда, в моем лесу ни одного скворечника нет.
Ведущий: Не расстраивайся, Миша, ребята тебе помогут. Дети зовите своих мам и пап. Вместе дружною семьей мы построим дом большой.
♫ Игра с семьями «Строим дом» (строим из модулей)
Медведь: Замечательные домики построили для птичек. Я думаю моим птичкам понравится.
Ведущий: Мишенька, а наши ребята еще играть умеют. Хочешь с нами поиграть. Игра называется «Воробышки и автомобиль». Тебе дадим руль, будешь изображать « автомобиль», а ребята-воробышки.
♫ Игра «Воробышки и автомобиль» ( играют дети с родителями)
Медведь: Ух, как я наигрался, даже проголодался.
Птицы тоже есть хотят, желторотики пищат.
( просмотр видео слайдов)
♫ Игра для родителей «Накорми птиц»
Ведущий: Шире, шире, хоровод! Собирайся, народ.
Будем весело плясать, народный праздник отмечать!
♫ Пляска «Русская»
Ведущий: Вот и празднику конец, а кто праздновал с нами –молодец!
Мамы тоже молодцы – жаворонушков напекли
В детский сад, ребятам принесли.
Всех мы деток угостим, в группе чаем напоим.
Родители с детьми поднимаются в группу на чаепитие