Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы – это питание.
Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест».
Работу по культуре питания необходимо начинать как можно раньше, ещё в дошкольном детстве, так как данный период детства является сенситивным и то, что ребёнок познал на этом этапе, остаётся у него на всю жизнь, становится привычкой.
Здоровье не купишь – его разум дарит. Это ещё одна народная мудрость.
Большую помощь в работе по данной теме оказывает программа М.М. Безруких и Т.А. Филипповой «Разговор о правильном питании». Наш детский сад «Улыбка» использует программу в своей работе в течение 10 лет:) и включает в годовой план в форме кружковой работы в подготовительной к школе группе с детьми 6-7 лет (1 раз в неделю). Дети с удовольствием приобретают знания о культуре питания, усваивают важные правила здорового образа жизни и стараются следовать им.
Реализуя программу, мы столкнулась с проблемой – дети затрудняются в определении витаминосодержащих продуктов, не знают продукты, богатые тем или иным витамином (А,B,C,D). Для углублённой работы по данной проблеме мы разработали проект «Паровозик здоровья», который поможет детям лучше понять и усвоить важный материал.
Новизна данного проекта заключается в использовании в работе ИКТ (информационно коммуникационные технологии) – разработанные нами интерактивные игры.
Оригинальность проекта – в синтезе разных форм работы (НОД – непосредственно образовательная деятельность, развлечение, эксперимент, работа в парах, экскурсия) с детьми, которые дополняют друг друга для достижения общей конечной цели – усвоение материала. Немаловажную положительную роль играет применение в работе различных видов деятельности, так как только в деятельности ребёнок познаёт мир.
Родители также признают важность темы и приняли участие в реализации проекта.
Проект «Паровозик здоровья»
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники проектной деятельности: педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Работа над проектом проводится в рамках кружковой работы и является частью программы «Здоровый ребёнок».
Цель: формировать у детей представление о значении витаминов для здоровья человека.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «витамины групп А, B,C,D».
Дать представления о продуктах, содержащих определённый витамин и о его влиянии на развитие организма.
- Расширять и закреплять представление детей о влиянии витаминов на здоровье человека, учить детей выбирать полезные продукты, познакомить с их разнообразием и значением для организма ребёнка.
- Развивать речь (активный и пассивный словарь), мышление, память.
- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, умения работать в паре и делить ответственность.
Ожидаемый результат:
У детей сформированы представления:
· что такое здоровье и как помогают витамины его сберечь;
· что такое режим, гигиена, культура питания;
· что такое витамины, в каких продуктах они содержатся и как влияют на организм;
· что такое полезные и неполезные продукты;
Дети научились играть в интерактивные игры.
Дети умеют работать в парах.
Оформлены тематические альбомы: «Паровозик витаминов» (Приложение 1), «Меню моего ребёнка». (Приложение 2)
Оформлена папка – передвижка для родителей «Важно и интересно». (Приложение 3)
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный
Разработка и проведение диагностики на выявление знаний о витаминах, факторов, влияющих на здоровье (викторина).
Составление плана по работе над проектом.
Воспитатель:
Подбор художественной литературы, энциклопедий, плакатов, схем, материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, экспериментов и наблюдений, трудовой и изобразительной деятельности, детского творчества.
Оформление наглядной информации о витаминах, плакатов с изображением продуктов питания, в которых содержатся нужные витамины. (Приложение 4)
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок–передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте. Индивидуальные консультации о выполнении задания «Меню моего ребёнка».
2 этап – Основной
Работа с детьми:
Чтение художественной литературы:
· В. Даль «Война грибов и ягод»;
· К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»;
· Ю. Тувим «Овощи»;
· А. Барто «Девочка чумазая»;
· Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»;
· Маша Трауб «Съдобные сказки»;
· Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»;
· А. Барто «Я расту»;
· Пословицы, поговорки, потешки, стихи о здоровье и о витаминосодержащих продуктах, загадки об овощах и фруктах. (Приложение 5)
Просмотр:
· мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе»
Беседы и НОД согласно перспективному планированию.
Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка).
Труд – посадка лука. (Приложение 6).
Эксперименты и наблюдения – проращивание зёрен пшеницы. (Приложение 7).
Работа в тетради (рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» — авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. – М.:ОЛМА Медиа Групп.2013).
Сюжетно-ролевые игры:
· «Больница»;
· «Столовая»;
· «Магазин»;
Дидактические игры:
· «Умею — не умею»;
· «Правила гигиены»;
· «Полезная и вредная еда»;
· «Аскорбинка и её друзья» (Знакомимся с основными витаминами и их полезными свойствами).
Интерактивные игры: (приложение8)
· «Четвёртый лишний», «Где живут витамины»
Экскурсия на кухню;
Формы работы с детьми:
· использование в работе ИКТ (интерактивные игры);
· НОД;
· развлечение (приложение 9);
· экскурсии;
· труд;
· работа с подгруппой;
· работа в парах (приложение 10);
· работа со всей группой;
Методы работы с детьми: (приложение11)
· широкое использование игрушек, демонстрационного и раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
· изготовление пособий для игр;
· оформление выставок детских работ;
· беседы;
· игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные);
· рассматривание натюрмортов, иллюстраций к книге о вкусной и здоровой пище
· эксперименты;
· наблюдения;
· продуктивная деятельность;
Работа с родителями:
· изготовление печатных консультаций по теме «Важно и интересно»: «Азбука витаминов, «30 самых полезных продуктов для тела», «Заболевания, возникающие в связи с недостаточностью витаминов», таблица о значении витаминов и др.;
· подбор пословиц и поговорок о витаминах и здоровье;
· оформление родителями альбома «Меню моего ребёнка»;
· оказание помощи группе в пополнении наглядного и раздаточного материала по теме проекта;
3 этап – Заключительный:
· развлечение, на котором были подведены итоги работы над проектом «Паровозик здоровья».
Участие родителей в реализации проекта
Родители также признают важность темы и приняли участие в реализации проекта. Они откликнулись на просьбу воспитателя и разработали меню ребёнка на один день. После индивидуальных бесед и консультаций о правильности составления меню родители старались включать в меню полезные продукты, чтобы получились разнообразные и витаминизированные блюда.
Оформлена папка с консультациями «Важно и интересно», из которой родители узнали много нового и интересного для себя о витаминах, о способах хранения продуктов, о приготовлении витаминосодержащих блюд, о заболеваниях, связанных с недостатком того или иного витамина и ещё много другой информации.
По окончании работы над проектом родители отмечали положительные изменения в мышлении ребёнка и выражали благодарность за проделанную работу и за полученную информацию.
Оценка эффективности проекта
Работа над проектом была очень интересной. Дети проявили большую заинтересованность к теме, им было ново всё: названия витаминов и продуктов, где живут витамины, они узнали, что есть полезные продукты и неполезные, которые из своего питания нужно устранить. Дети открыли для себя, как необходимо питаться, какие продукты включать в свой рацион, чтобы не болеть.
С увлечением дети проводили эксперимент проращивания зёрен пшеницы, который проводился двумя способами, делали вывод по результату и с удовольствием пробовали новый витаминизированный продукт, который вырастили сами – пшеница с ростками оказалась сладкой.
В течении проекта дети узнали много слов, которые запоминали и старались использовать в своей речи: скелет, меню, нервная система, мышцы, названия продуктов и некоторых болезней и др. Во время приёма пищи дети стали обращать внимание на содержание блюд, на состав и название продуктов, из которых приготовлена пища, проговаривали названия витаминов, которые они с данным блюдом употребляют, и от каких недугов они их охраняют.
Родителями так же была замечена перемена в выборе продуктов и блюд – дети стали меньше просить сладкого и газировки. Дети делились с родителями новой информацией, рассказывали дома о работе над проектом.
Во время развлечения «Путешествие в страну витаминов» дети закрепляли представления о витаминах и о продуктах, содержащих определённый витамин. Они объясняли Мишутке, какую ошибку он совершил при выборе блюд на празднике, рассказывали о полезных продуктах, с уверенностью участвовали в продуктивной деятельности – составляли вагончики с витаминосодержащими продуктами для Паровозика витаминов.
Развлечение показало, что дети владеют приобретённой во время проекта информацией, имеют представления о витаминах групп А,В,С,D, умеют договариваться при работе в парах и отвечать за взятую на себя ответственность за часть общей работы.
План – конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы
«Путешествие в страну витаминов».
1.Воспитатель предлагает детям путешествие в страну витаминов.
2.Дети с воспитателем прибывают в страну витаминов (оформленная в соответствии с темой группа).
3.Заходит плачущий медвежонок Мишутка, который рассказывает, что ходил в гости и наелся сладостей, а теперь болит живот.
4.Дети рассказывают Мишутке о правильном питании и показывают плакаты с витаминами и витаминосодержащими продуктами.
5.Мишутка благодарит детей и просит помочь отгадать загадки о фруктах и овощах.
6.Отгадывание загадок.
7.Викторина «Витаминиада».
8.Физкультминутка.
9.Игра «Угадай на вкус» (яблоко, груша, банан, морковь, капуста, хлеб, зелёный лук, орехи, огурец, помидор).
10.Продуктивная деятельность – оформление детских коллажей в «Паровозик витаминов», альбома рисунков «Мои любимые продукты – полезные продукты» (работа в парах, музыкальное сопровождение).
11.Подвижные игры (проводит Мишутка).
12.Прощание с Мишуткой.
13.Вручение медалей с изображением витаминных продуктов.