Проект “Можно ли верить своим глазам?”
IV муниципальная научно-практическая конференция
«Исследование. Эксперимент. Открытие»
Научно - исследовательская работа
«Можно ли верить своим глазам?» (оптические иллюзии)
Выполнил:
Горшенин Иван, учащаяся 2 класса
МБОУ «Красносельцовская СОШ»
Руководитель:
Черняева Наталья Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Красносельцовская СОШ»
2022 год
Оглавление
Введение
Некоторые виды оптических иллюзий
- Экспериментальные исследования восприятия иллюзий
- Иллюзии в жизни человека
- Создание оптических иллюзий
- Заключение
Литература
Приложения
Введение
Однажды в Интернете я увидел рисунки с 3D изображением, глядя на которые кажется, что они настоящие, смотришь на них - и будто попадаешь в другой потусторонний мир (Приложение 1)
Выражение «обман зрения» в жизни встречается очень часто. К сожалению, наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности. Их известно очень большое количество, и все они разные, как и причины их возникновения.
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.
Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий? Мне очень хочется найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Можно ли верить своим глазам?» (Оптические иллюзии) и разобраться в этом вопросе.
Цель, которую я перед собой поставил в исследовании - выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
- Подобрать материал о видах оптических иллюзий, причинах их возникновения.
- Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент объективности восприятия объекта учащимися моего класса
- Попытаться создать оптические иллюзии
Гипотеза исследования:
Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
В своей работе я использовал следующие методы:
- Работа с книгами, журналами, энциклопедиями, Интернетом.
- Наблюдение.
- Эксперименты и опыты.
- Анализ полученных данных.
- Выводы.
1. Некоторые виды оптических иллюзий.
Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе и в Интернет-сети, я выяснил, что в переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует действительности.
Во второй половине 19 — начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, которые говорят об ошибках того что мы на них видим. ОПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ-это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман. С оптическими иллюзиями мы часто встречаемся в жизни. Зрительный аппарат человека – сложная система, обладающая определенными возможностями. Поэтому мы и видим миражи, световые обманы, несоответствие величин и другие явления. Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам их возникновения. (Приложение 2,3)
2. Экспериментальные исследования восприятия иллюзий
Рассмотрев примеры иллюзий, я решил опытным путём проверить, что видят другие люди на картинках. Для эксперимента я отобрал картинки разных видов иллюзий, в классе я попросил детей ответить на мои вопросы. В эксперименте приняли участие 18 человек 2 класса МБОУ «Красносельцовская СОШ».
Вот что я получил:
Невозможно посчитать, так как они быстро двигаются. | Нет чёрных точек, только белые. | Пытались посчитать. |
6 чел. | 5 чел. | 7 чел. |
33 % | 27 % | 40 % |
- Двигаются ли точки в центре?
Да | Нет |
16 чел. | 2 чел. |
88% | 12 % |
4 ноги | 5 ног | 8 ног |
4 чел. | 10 чел. | 4 чел. |
22 % | 56 % | 22 % |
- Наблюдают ли за вами драконы?
Да | Нет |
14 чел. | 4 чел. |
78% | 22 % |
- Что ты видишь на рисунке?
Лицо | Музыканта | Другое |
7 чел. | 10 чел. | 1 чел. |
38 % | 56 % | 6% |
- Двигаются ли гусеницы?
Да | Нет |
9 чел. | 9 чел. |
50 % | 50 % |
- Какая девушка стройнее?
Справа | Слева | Одинаковы |
16 чел. | 1 чел. | 1 чел. |
88 % | 6 % | 6 % |
- Кого ты видишь на картинке?
Тюленя | Белого медведя |
13 чел. | 5 чел. |
72 % | 28 % |
- Какой отрезок длиннее?
Верхний | Нижний | Одинаковые |
13 чел. | 1 чел. | 4 чел. |
72 % | 6% | 22 % |
Таким образом, проанализировав ответы детей, я определил процент восприятия иллюзий школьниками. Примерно 75 % детей (13 человек) подвержены иллюзиям.
Из данного эксперимента можно сделать вывод: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведенный анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения.
3. Иллюзии в жизни человека.
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью.
Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает. Однако не все так просто. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как абберация, астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана.
В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.
В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Так что же "видит" мозг?
Человек научился использовать свойства иллюзий и заставил их работать на себя.
Область применения иллюзий человеком очень обширна, рассмотрю некоторые из них (Приложение 4)
4. Создание оптических иллюзий.
И, наконец, я попробовал свои силы в создании оптических иллюзий.
Сначала может показаться, что оптическая иллюзия создается легко, на самом деле так и есть, но перед тем как добиться впечатляющих результатов ученые потратили достаточно много сил и времени на изучение структуры глаза, его особенности, особенности зрения и на реакцию глаз. Но на сегодняшний день оптическая иллюзия считается не только одним из методов исследования. Обманы зрения считаются полезными для развития и природной тренировки глаз, а совсем недавно оптические иллюзии стали применять в жизни. В основном это картины, фотографии или видео.
Я тоже решил попробовать себя в этом искусстве. Я снял видео, в котором создал ряд оптических иллюзий.
Заключение
С помощью данной работы я рассмотрел разные виды оптических иллюзий и провел их классификацию. Я смог ответить на вопрос: «Можно ли верить своим глазам?». Зная особенности зрения, человек может анализировать полученную информацию, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение реально.
Подобные знания могут избавить от неприятностей, связанных со зрительными обманами, дают возможность понять причины природных явлений.
Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.
Я научился самостоятельно создавать зрительные иллюзии и снял видео с различными видами иллюзий, которые можно использовать для игры с одноклассниками, развития внимания.
Литература
- А.С. Енохович «Справочник по физике и технике». Москва «Просвещение», 1976
- А. Ликум «Все обо всем». Энциклопедия для детей.-Москва, Компания «Ключ-С»1994
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, «АЗЪ», 1993
- Что такое? Кто такой?. Москва, «Педагогика», 1990
- Энциклопедический словарь юного физика. Составитель Чуанов В.А., Москва «Педагогика Пресс», 1995
- Энциклопедия школьнику для любознательных детей разного возраста. Киев МП «Сканнер», 1994
- Я познаю мир. Детская энциклопедия «Тайны человека», «АСТ», 2001
- Я познаю мир. Детская энциклопедия «Физика», «АСТ», 1996