Проект “Мир глазами детей”
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Березка»
ПРОЕКТ
по созданию в дошкольном учреждении
по художественно – эстетическому развитию
«Мир глазами детей»
Руководитель проекта:
Воспитатель: Грязнова И.С.
2020 год
Введение
В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов, при общей ориентации подростков и молодежи на западную модель жизни, большое значение приобретает патриотическое воспитание, направленное на развитие национального самосознания, чувство национальной идентичности, толерантности, формирование нравственно-патриотических чувств по отношению к своей семье, друзьям, малой Родине и своей стране.
Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, миру. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Одна из возможностей воспитать патриотизм это приобщение ребенка к красоте. Создавая условия для ознакомления с малой Родиной, ее природой. Главная задача взрослых в этом направлении эмоционально затронуть чуткую и нежную натуру ребенка.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить – возникает у него самостоятельно и отмечается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развивать способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Главная задача – раскрыть творческие способности и талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
В работе по художественной деятельности необходимо создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью . Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в образах свои впечатления об окружающем мире, выразить отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием. Подтверждение тому – ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается». Так говорят многие дети. В практике редко встречаются дети, которые не любят заниматься художественным творчеством.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Работа по художественно-творческой деятельности позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых. В ситуации равноправного партнерства, работа отражена возможностью сосредоточить внимание детей на выразительности работ по рисованию, умению ребенка по-своему передать их содержание, развивает их фантазию, инициативу.
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на предмет выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование»
В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
Детство, счастливая пора открытий. Время, когда мы познаем мир, учимся различать добро и зло, получаем воспитание души и сердца. Меняются времена, меняются герои, условия жизни, но неизменным остается одно - общее небо над головой и стремление к Миру и счастью.
Мир хрупок, в нем множество народов со своими историями и традициями, и сохранить это многообразие - главная задача человечества. При всех культурных, религиозных и политических различиях, у детей разных стран много общего: каждому из них нужна любовь близких, уверенность в завтрашнем дне, возможность мечтать и осуществлять свои мечты, реализовывать свой потенциал в учебе, спорте, творчестве. Сейчас, пока детство может объединить наших девчонок и мальчишек, им необходимо больше узнать о своих сверстниках на планете, научиться понимать друг друга и самих себя.
Взгляд ребёнка позволяет видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, без навязанной конъюнктуры и ложных ценностей.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить основы гражданственности и патриотизма.
Актуальность
Ни для кого не секрет, что российское общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Духовный кризис проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшим и младшим поколением. Поэтому для сохранения национального самосознания важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока ещё живы в людях старшего поколения.
Преодолению духовного кризиса способствует привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщению к ценностям, начиная с самого раннего возраста, когда идёт активное формирование личности.
Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны.
Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.
Поэтому одной из интересных на наш взгляд форм работы является организация в детском саду художественно – эстетическое развитие и мы решили создать проект «Мир глазами детей». Мы согласны с утверждением, что Детство - время счастья, через детские игры и творчество познается мир человеческих чувств. Играя с куклой, ребёнок усваивает моральные и нравственные нормы общества, познает такие категории, как добро и зло, дружба, любовь, соучастие, протест против несправедливости. Детский рисунок представляет собой один из самых точных и достоверных источников информации, каждый цвет или линия - это мысль или эмоция. Рисунок ребенка является не искусством, а его речью. Организация проекта позволит показать наш разнообразный мир через детское восприятие, содействовать укреплению дружбы детей, установлению прочного мира, без которого просто невозможно детское счастье.
Детство — это радость, игра, слияние с природой. Художественная деятельность — это искусство, фантазия, восприятие окружающего мира детьми. По мнению педагогов и психологов, дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества. В первую очередь это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему. При грамотном педагогическом руководстве этот возрастной период многие специалисты считают наиболее благоприятным для начала изобразительного творчества. А рисование рассматриваются педагогами как важнейшие сферы деятельности как с точки зрения общего психического развития ребенка, так и формирования специальных умений и навыков. В работе по изобразительной деятельности с детьми вне занятий используются разные направления и формы работы: наблюдение, беседы, дидактические игры, музыкальное сопровождение, художественное слово и пр., что позволяет воспитывать у детей нравственные качества, любовь к русскому народу.
Проект по созданию в дошкольном учреждении по художественно – эстетическому развитию «Мир глазами детей» ориентирован на всестороннее развитие ребенка, воспитание гражданственности, толерантности. Проект даст богатые возможности, надёжные пути к постижению истории своего народа, своей Родины. Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с художественно – эстетической деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Цель проекта: воспитание чувств гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста путем создания проекта «Мир глазами детей» и детских рисунков об окружающем мире.
Задачи реализации проекта:
для руководителя и творческой группы:
- Укрепление духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста, развитие интереса к художественно – эстетическому развитию;
- Создание информационного поля для родителей и общественности об художественно – эстетическом развитии ДОУ;
- Разработка соответствующего методического сопровождения проекта;
- Организация поэтапной работы по реализации проекта;
- Использование образовательных возможностей социокультурного пространства города Когалыма.
для детей:
- Работа по формированию художественно – эстетических умений и навыков детей дошкольного возраста;
2.Развитие умений и навыков в изобразительной деятельности для нахождения
новых способов изображения;
3.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, ассоциативного
мышления, цветовосприятия, мелкой моторики, чувства композиции,
эстетическое восприятие мира, природы, воображение, поддерживание
проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
4. Развивать умение видеть и наблюдать;
5.Воспитание любви к Родине, родному краю, семье, друзьям.
Основные принципы и подходы
к формированию гражданственности и патриотизма через художественно – эстетическое развитие:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, художественно – эстетических интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности.Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического развития.
Срок реализации проекта:
Этапы реализации проекта
№ | Перечень мероприятий, запланированных для реализации проекта | Сроки проведения указанных мероприятий | Ф.И.О. исполнителя, должность | Источники финансирования |
1 этап – подготовительный | ||||
1. | Изучение мнения субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, дети). | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М | Текущее финансирование | |
2. | Оценка своих возможностей и ресурсов в рамках реализации Проекта | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М | Текущее финансирование | |
3. | Создание творческой группы | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М | Текущее финансирование | |
4. | Изучение современных программ и технологий в области художественно – эстетического развития | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М., творческая группа | Текущее финансирование | |
5. | Выбор направления, подбор материала, соответствующего возрастной категории и выбранному направлению. | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М., творческая группа | Текущее финансирование | |
2 этап – реализация проекта | ||||
1. | Разработка проектно – сметной документации на реализацию проекта | Заведующий ДОУ Гладкова Л.А., главный бухгалтер Солодова А.А. | Текущее финансирование | |
2. | Подбор необходимого оборудования для рисования | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М, творческая группа | Текущее финансирование | |
3. | Разработка программы и перспективного планирования | Текущее финансирование | ||
4. | Приобретение необходимого оборудования, материала | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М | Бюджет проекта | |
5. | Практическая реализация программы по художественно – эстетическому развитию, осуществление взаимодействия с родителями. | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М, творческая группа | Текущее финансирование | |
6. | Освящение в СМИ результатов работы над проектом | Заместитель заведующего ДОУ Круглова Ю.М. | Текущее финансирование | |
3 этап – заключительный | ||||
1. | Анализ результатов проекта | . | Участники проекта | Текущее финансирование |
2. | Презентация проекта. | Участники проекта | Текущее финансирование | |
3. | Подготовка отчётности по проекту | Бухгалтер Солодова А.А. | Текущее финансирование |
Условия реализации проекта
Хор – это сложный организм, создание которого требует колоссальной энергии, знаний и умений музыкального руководителя. Творческой группой педагогов совместно с музыкальными руководителями изучены современные программы и технологии в области вокального воспитания детей, подобрана теоретическая база. Для этого были систематизированы вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной и адаптированы к уровню вокальных возможностей наших дошкольников, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Огороднова. Разработана Рабочая программа хорового коллектива, перспективное планирование. Особое внимание при реализации проекта будет уделено расширению музыкально-художественного кругозора детей: произведения русской и зарубежной классики будут сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Особое значение будет иметь работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей. Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар будет дополняться.
Проектбудет реализован в дошкольном учреждении в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются педагоги ДОУ, музыкальные руководители, социальные партнеры, родители.
Схема управления проектом:
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации проекта в учреждении имеется эстетически оформленный музыкальный зал, кабинет музыкальных руководителей, музыкально-театральная площадка на территории ДОУ для музыкальных занятий в летнее время, оснащенные необходимым техническим и дидактическим оборудованием, отвечающим современным требованиям. В наличие имеются: музыкальный центр, микрофон для записи детских выступлений, фонотека с записями детских песен и фонограмм, музыкальные инструменты (фортепиано, балалайка), инструменты для детского оркестра, дидактические пособия и атрибуты. В то же времянедостаточно специального оборудования.
Для реализации проекта необходимо приобрести:
комплект беспроводных микрофонов (1 приемник, 2 беспроводных микрофона,1 аудио кабель, 1 руководство по эксплуатации)
- телескопические прямые микрофонные стойки на треноге (2 шт.);
- подиум для хора;
- напольный нотный пюпитр;
- необходимое методическое сопровождение (литература, ноты, диски);
- костюмы.
Финансирование проекта производиться за счёт средств ДОУ и средств призового фонда конкурса.
Основные формы и режим занятий
детского хорового коллектива «Россияночка»
Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках кружковой работы по разработанной программе.Состав хора - от 12 и более человек. Состав хорового кружка не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать занятиями всех. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 занятию во вторую половину дня продолжительностью до 30 минут. Каждое занятие разбито на две части. В первой части занятия даётся теоретический материал (краткое вступительное слово о данном произведении, сообщение названия песни, авторов музыки и текста, пояснение непонятных слов, предварительное чтение, вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа), во второй - разучивание и закрепление песен. Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом.
Перспективный план работы хорового коллектива «Россияночка»
Месяц |
Программное содержание | Формы работы |
Сентябрь – октябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - упражнять детей в различении звуков по высоте; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать правильно певческое дыхание; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к городу, труду взрослых; - прививать дружеские взаимоотношения; - формировать правильную певческую установку; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов. | 1. Приветствие «Давайте познакомимся», «Кто как поет». 2. Разминка«Лиса по лесу ходила», рус.нар. песня 3.Дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка». 4. Осенние распевки: «Листики летят», «Дождик». 5. Распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. 6.Игра«Тень-тень», муз. В. Калинникова. 7. Разучивание песен:«Песня проКогалым», «Улетают журавли», муз. В. Кикто, «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. |
Ноябрь - декабрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух; -развивать творческую инициативу. | 1. Песенка-приветствие. 2. Упражнения для развития дыхания: «Вдох и выдох», «Ладошка», «Задуй свечу». 3. Ритмическое упражнение «Кто я?». 4. Распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «На птичьем дворе». 5. Попевки:«Ходит зайка по саду», рус.нар. мелодии 6. Игры«Как у наших у ворот». 7. Пение песен:«Моя Россия», муз. Г. Струве, «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой, «Как на тоненький ледок», рус.нар. песня. |
Январь- февраль | - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, запев, припев, заключение. - совершенствовать у детей умение чисто интонировать постепенное и скачкообразное движение мелодии; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; -воспитывать патриотические чувства, к Родине, к армии, любовь и уважение к близким; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов. | 1. Артикуляционная гимнастика. 2.Пальчиковая гимнастика«Кот Мурлыка». 3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» 4. Распевание: «Музыкальное эхо» муз. Андреевой, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку». 5. Попевки: «Зимние забавы» муз. Картушиной, «Андрей-воробей». 6. Пение песен: «Хорошо рядом с мамой» мух Филиппенко, «Ты не бойся, мама»«Наша армия сильна» муз. Филиппенко, «Будем моряками» муз. Ю.Слонова |
Март- апрель | - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - воспитывать уважение к бабушке и маме; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; - следить за правильной певческой осанкой детей. | 1.Чистоговорки. 2. Пальчиковая игра «Лошкари». 3. Ритмические речевые игры по Т.Тютюнниковой «Веселые инструменты». 4.Распевка«А я по лугу», рус.нар. мелодии. 5.Упражнение «Согласные звуки». 6. Пение песен «Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель» муз.Соснина, «Во поле береза стояла», рус.нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова. |
Май | - обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистомпропевании секунд, терций, кварты и квинты; - точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах; - проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей; - воспитывать чувство уважения к подвигу солдат, любовь к Родине и армии; - развивать стремление самостоятельно исполнять песни. | 1. Песенка-приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика «Язычок». 3. Попевка «Скок-поскок», «Василек» русс.нар мелодии. 4. Звуковая гимнастика «На лугу», «Озорной язычок». 5.Вокальная игра «Пой со мной» муз. Картушиной. 6. Игры со словом«Радуга», «Дуйте ветры». 7.Пение песен:«Прадедушка» «Победная весна», «День Победы», «Родная песенка» муз.Чичкова «Детский сад», «Песенка о Родине» муз. Н.Глазковой. |
Формы работы с детьми
коммуникативная игра-приветствие
упражнения для распевания
артикуляционная гимнастика
скороговорки, чистоговорки
пальчиковая гимнастика
упражнения, формирующие правильную певческую осанку
индивидуальная работа
артикуляционные упражнения
дыхательная звуковая гимнастика
пение и разучивание песен
упражнения на развитие слуха и голоса
Рекомендуемый песенный репертуар
Упражнения на развитие слуха и голоса | - «Лиса по лесу ходила», рус.нар. песня; - «Бубенчики», «Наш дом», «Дудка», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; - «Ходит зайка по саду», рус.нар. мелодии; - «Спите, куклы», «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; - «Волк и козлята», эстон. нар.песня; - «Труба», «Kонь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; - «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; - «Котя-коток», «Колыбельная», «Горошина», муз. В. Карасевой; - «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; - «А я по лугу», рус.нар. мелодии; - «Скок-скок, поскок», рус.нар. песня; - «Огород», муз. В. Карасевой; - «Вальс», «Чепуха», «Балалайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой. |
Песни | - «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; - «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; - «Моя Россия», муз. Г. Струве; - «Нам в любой мороз тепло», муз. М. Парцхаладзе; - «Улетают журавли», муз. В. Кикто; - «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; - «Зимняя песенка», муз. М. Kpaсева, сл. С. Вышеславцевой; - «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; - «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; - «Хорошо, что снежок пошел», муз. А. Островского; - «Песенка про бабушку», «Брат-солдат», муз. М. Парцхаладзе; - «Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой; - «Веснянка», укр. нар.песня, обр. Г. Лобачева; - «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; - «Во поле береза стояла», рус.нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; - «Я хочу учиться», муз. A. Долуханяна, сл. З. Петровой; - «Праздник Победы», муз. М. Парцхаладзе; - «Летние цветы», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой; - «Как пошли наши подружки», рус.нар. песня; - «Про козлика», муз. Г. Струве; - «На мосточке», муз. А. Филиппенко; - «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова; |
Песенное творчество | - «Осенью», муз. Г. Зингера; -«Веселая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; - «Грустная песенка», муз. Г. Струве; - «Плясовая», муз. Т. Ломовой; - «Весной», муз. Г. Зингера; - «Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве; |
Игры с пением | - «Плетень», рус.нар. мелодия «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; - «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова («Пьеса»); - «Метелица», «Ой, вставала я ранешенько», рус.нар. песни; - «Как на тоненький ледок», рус.нар. песня; «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; - «Тень-тень», муз. В. Калинникова; - «Со вьюном я хожу», рус.нар. песня, обр. А. Гречанинова; - «Земелюшка-чернозем», рус.нар. песня; - «Савка и Гришка», белорус.нар. песня; - «Уж как по мосту-мосточку», «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А. Быканова; - «Журавель», укр. нар.песня; -«На горе-то калина», рус.нар. мелодия, обр. А. Новикова; - «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; - «Во саду ли, в огороде», рус.нар. мелодия, обр. И. Арсеева. |
Помимо рекомендуемого песенного программного репертуара, руководитель может широко использовать богатый, разнообразный репертуар народных песен, детский фольклор, классику. В течение года рекомендуется выучить 10 – 12 песен яркообразных, но не сложных, близких по духу малышам, с лёгким для их произношения текстом. Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, учитывающие вокальные возможности ребёнка. Ещё одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия с солистами. Уже в этом возрасте отдельные дети отличаются большой певческой индивидуальностью. Им можно поручить солирование при исполнении отдельных песен.
Ожидаемые результаты:
- Посещение хорового коллектива будет содействовать всестороннему развитию детей, их социализации в коллективе сверстников, формированию личностных качеств: чувства товарищества, организованности, выдержки, отзывчивости.
- В процессе пения у детей сформируются вокально-хоровые навыки, музыкальные способности, выработается дикция - умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях, ансамблевое и хоровое пение (ансамблевый строй).
- Хоровое пение положительно повлияет на укрепление и сохранение физического здоровья ребёнка. Вокал - это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.
- Используемый репертуар будет способствовать знакомству с историей своей Родины, привитию любви к родному краю, воспитанию чувства патриотизма.
- Создание информационного поля для родителей и общественности о функционировании детского хорового коллектива в ДОУ.
- Возможность использования образовательных возможностей социокультурного пространства города Когалыма, более тесное сотрудничество с МАУДО «Детская школа искусств» города Когалыма, МАУ ДО «ДДТ».
- Формирование банка педагогической информации по воспитанию гражданственности и патриотизма посредством хорового пения: разработка программы кружковой работы, планирование, конспекты занятий, разработка дидактических игр и игровых упражнений, подбор консультативного материала для педагогов и родителей.
- Проведение семинара-практикума по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию (с использованием интерактивных форм обучения).
- Разработка системы повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования начал гражданственности и патриотизма через вокально-хоровое пение детей старшего дошкольного возраста.
- Включение выступлений хорового коллектива в утренники и развлечения
в соответствии с годовым планом.
- Проведение итогового мероприятия с участием хорового коллектива
«Россияночка» в ДОУ с приглашением родителей.
- Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие
образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров,
публикаций в СМИ.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- создание условий для дальнейшего функционирования детского хорового коллектива;
- привлечение родителей к участию в хоровой деятельности, создание совместных номеров, направленных на укрепление духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста, предоставление возможности для выступлений;
- участие в конкурсах на всех уровнях (городских, региональных, всероссийских).