проект “Целительная сила колокольного звона”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ»Красносельцовская СОШ»
Научно - исследовательская работа
«Целительная сила колокольного звона: миф или реальность?»
Подготовила:
Сараева Екатерина
ученица 2 кл
Руководитель:
Черняева Н.Б.
2022
Содержание
- Введение
- Теоретическая часть
- История возникновения колокола и колокольного звона
3.2.Классификация колокольных звонов
3.3.Значение колокола и колокольного звона на Руси
- Практическая часть
- История возрождения традиции колокольного звона в поселке Совхоз «Красное сельцо»
- Влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека
- Результаты проекта
- Сферы реализации проект
- Заключение
- Библиография
- Список литературы
- Приложение
Введение
Слышу вас, колокола, над землею.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать-Россия!
Ефим Шкловский
Эта история началась давно, когда мне было три – четыре годика, мама рассказывала, что я любила играть с колокольчиками. Мама купила мне маленькие колокольчики, связала их и сделала звонницу. С тех пор колокольный звон стал частицей моей души. Колокольчик… Удивительно поэтическое, музыкальное слово. В слове соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника школьного звонка, скоморошьи потехи, ямщицкая удаль, молчаливый голубой цветок. В истории России колокольчик и колокола занимают очень важное место. Они являются одним из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Мелодия их звона задевает струны души человеческой… Известно, что звон колоколов полезен для здоровья, но мало кто знает, в чем, же конкретно заключается эта польза?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Целительная сила колокольного звона: миф или реальность?»
Актуальность работы.
Моя исследовательская работа актуальна для нашего времени. Государство нуждается в мобильной, всесторонне развитой, интеллектуально образованной, духовно нравственной личности. Этим и объясняется повышенный интерес к православной истории и культуре, к ее святыням – колоколам и колокольным звонам в России. В последнее время проходят научные конференции, устраиваются фестивали - праздники колокольной музыки.
Поэтому объектом исследования я выбрала церковный колокол, а предметом исследования особенности восприятия человеком звуков, издаваемых колоколом.
Цель исследования: Изучить историю возникновения традиции колокольных звонов на Руси и их влияния на здоровье и на формирование духовного мира человека.
Для достижения этой цели поставил следующие задачи:
1. Изучить материал, связанный с историей возникновения колокола и видами колокольного звона на Руси.
2.Собрать сведения о храме и колоколах поселка Красное сельцо. 3.Исследовать влияние колокольного звона с научных и религиозных позиций на эмоциональное состояние человека.
4.Узнать отношение к колоколам и колокольным звонам моих одноклассников.
5.Исследовать изменение эмоционального состояния одноклассников при помощи прослушивания колокольных звонов.
Гипотеза:
Традиция колокольного звона жива на территории нашего поселка, каждому колокольному звону соответствует определённое эмоциональное состояние. Слушание колокольного звона способствует укреплению здоровья и личностному духовному росту.
Научная значимость - собранная и обобщённая мною информация может быть использована на уроках истории, литературы, музыки в виде сообщений и просто как познавательная информация для классных часов и музеев.
Теоретическая часть
История возникновения колокола и колокольного звона.
Изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол.
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм —
молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон
сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном
рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания.
Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком,
давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол».
Колокола и в настоящее время продолжают жить, звучать и восхищать нас
своим прекрасным, неповторимым и удивительным звоном.
Что такое колокол.
Используя словарь, я выяснила происхождение слова «колокол».
Оно образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки. Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае , по другим – в Италии. По преданию его изобретение приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому в конце IV или начале V века. Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. Проснувшись, епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но он не ввёл их в практику церковной жизни. А Папе Римскому удалось придать колоколам христианское значение. В течение VIII -IX веков колокола прочно вошли в практику христианского богослужения в Западной Европе. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе – кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).
В России колокола появились почти одновременно с принятием
Христианства, в конце X века. Русский народ полюбил церковный колокольный звон.
Звуки колокола заставляют каждого из нас открыть для себя что-то
удивительное, как будто прикоснуться к тайне, пришедшей из глубины
веков. Колокольный звон имеет многовековую традицию. Давным-давно
мощные звуки колокола созывали народ во время беды, несчастья,
извещали о приближении неприятеля, о пожаре. В обыденной жизни
звучали колокола при встрече высокого гостя, сообщали о важных
событиях, украшали перезвоном праздники и гуляния. Звон колоколов
призывал православных христиан в церковь, к утренней или вечерней
службе, провожал в последний путь. В путеводный колокол никто не
звонил, его раскачивал ветер и путники, слыша звон, находили по нему
дорогу к жилищу. Раздавался удар, или как говорили на Руси – крик
колокола. Мне показался интересным тот факт, что колокола имели
большое значение и в светской жизни. Пока не появились механические
часы, в городах их заменяли колокола. Колокола на Руси исправно отбивали время. Отсюда пошло выражение «пробил час».
Строение колокола.
Мне стало интересно узнать, как устроен колокол.
Он также как и человек имеет свое строение. Начинается
колокол с ушей (это крепления, на которые подвешивается колокол),
основой колокола являются плечи и матица, на верхнем и нижнем поясах
располагается орнамент. Раскачивают у колокола язык – металлический
стержень, который, ударяясь о стенку колокола, производит звон. Язык у
колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже,
ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше.
На Руси научились отливать такие огромные колокола, язык которых
один человек сдвинуть с места не в силах.
Царь-Колокол
Самый известный гигантский колокол – настоящее чудо света «Царь-
колокол». Его вес 200 т, высота – 6,24 м, диаметр – 6,60 м. С чем это
сравнить? 200 т - это примерный вес 50 слонов, 6 м - высота двухэтажного
дома, а внутри чаши вполне можно было бы жить, как в огромной комнате.
Колокол был отлит из бронзы мастерами И.Ф. Моториным и его сыном в 1735 году. Во время пожара гигантский колокол треснул: от него отвалился кусок больше 10 тонн. Этот колокол ни разу не звонил. Царь-колокол вместе с обломком установили в Московском Кремле.
В настоящее время в России существуют колокололитейные заводы,
в которых отливают церковные колокола. Они имеются в Москве,
Ярославле, Воронеже, Санкт - Петербурге и др. городах России.
Виды колокольного звона.
За многие века истории колокольного звона в России, сложилась
четкая система звонов, имеющая свои виды и жанры, которые
определяются назначением и характерными особенностями исполнения.
В церкви различают 4 вида звона: благовест, перебор, перезвон,
трезвон.
Благовест - один из наиболее древних звонов православной церкви и
называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале
Богослужения. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в
составе других звонов. Порядок совершения благовеста такой: сначала
производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не
прекратится звук колокола), а затем следуют мерные удары. Чаще всего
при благовесте ударяют в один колокол, так называемый, большой
благовест.
Перебор - это медленный звон, при котором ударяют по одному разу в
каждый колокол, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола одновременно. Иначе перебор называют еще похоронным или погребальным звоном. Он выражает грусть и скорбь об усопшем.
Перезвон - представляет собой поочередные удары во все колокола
звонницы, начиная с большего и до самого малого от одного до семи раз в
каждый. Завершает перезвон удар во все колокола одновременно.
Трезвон - это звон, при котором все колокола звучат одновременно,
осуществляемый в три приема (звон во все колокола звонницы - маленький
перерыв, второй звон во все колокола - снова маленький перерыв, и третий
звон во все колокола). Трезвон выражает собой христианскую радость,
торжество. Услышать трезвон мы можем: перед началом богослужения
(по завершении благовеста); после службы в дни двунадесятых праздников; вовремя встречи проводов архиереев; во время крестных ходов; во всю светлую (пасхальную) неделю, во время торжественных и радостных событиях жизни прихода.
В зависимости от назначения различают трезвоны: свадебные,
встречные, праздничные, среди которых великие, средние, красные.
Задача колокольных звонов заключается ни в оповещении, а в
создании настроя, соответствующего тому или иному моменту
Богослужения. Художественные звоны способны выражать чувства и даже
мысли при помощи звука.
На Руси научились отливать такие огромные колокола, язык которых
один человек сдвинуть с места не в силах.
Практическая часть.
История возникновения и возрождения традиции колокольного звона на территории поселка Красное сельцо.
Рассказ священнослужителя. Видео с интервью
Значение колокола в нашей жизни
Значение колокола в нашей жизни, по моему мнению, велико. Только
в одной стране мира, в России, живет колокольная музыка.
Колокольный звон – древнее нетрадиционное лечение! В древности считали его самым действенным средством лечения одержимости, и других болезней. Колокольный звон спасал людей от чумы, которая безжалостно косила всю Европу.
На Руси существовал древний обычай, ставить под колокол больных. С помощью колокола лечили:
- Лихорадку
- Бесноватость
- Немоту и задержку речи у детей
- Испуг
- Чахотку
- И другие болезни телесные и духовные.
В народе пользовалась популярностью и вода, сливаемая с колокола. Воду собирали в горшок и поили ей больного человека. Колокольной водой умывались и девушки, чтобы щеки были румяными, а кожа белесой.
Современная наука о силе колокольного звона
Несмотря на то, что колокольный звон – древнее нетрадиционное лечение, современная наука о силе колокольного звона немало говорит. На всех поверхностях: в воздухе, в воде, на земле в радиусе нескольких километров колокольный звон устраняет все вредоносные вирусы и бактерии. И именно этим объясняют ученые то, что в храмах бактерии не живут.
Новейшие открытия современных ученых подтверждают целебную силу колокольного звона и утверждают, что эта божественные звуки поселяют в душе спокойствие и радость.
Колокольный звон способен излечить:
- Бессонницу
- Страхи и нервозность
- Стрессы
- Иммунные нарушения
- Туберкулез
- Грипп
- Судороги и тик
- Гематомы
- Мастопатию
- Улучшает функции представительной железы
- Улучшает обмен веществ
- Нормализует сердечно-сосудистую деятельность
- Очищает почки и желчный пузырь
- Борется с раковыми клетками
Колокольными звонами заинтересовались люди самых разных
профессий: физики, музыковеды, этнографы, историки, музыканты,
искусствоведы, химики, металловеды и др. Родилась новая наука –
кампанология, целью которой является восстановление и сохранение
колоколов и колокольного звона как явления, обладающего яркими
национальными особенностями.
Современные медики говорят, что колокольный звон благотворно
влияет на человека и обладает чудесными целительными свойствами. Во
всяком случае, душу он совершенно точно настраивает на возвышенный
лад.
Исследователи наблюдали, как под действием звона колоколов изменялось энергетическое поле человека. Оно становилось симметричным, его площадь увеличивалась, и налицо были признаки восстановления структуры поля.
Еще в 70-х годах прошлого столетия советские ученые обнаружили, что колокольным звоном исцеляются такие недуги, как нервозность, беспричинное беспокойство, головокружение и бессонница. Различные виды фобий. Если же слушать музыкальные произведения, исполненные на колоколах, то это поможет выйти из тяжелых депрессивных состояний и некоторых психических заболеваний.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исследование эмоционального состояния одноклассников в зависимости от типа колокольного звона
Попробуем опытным путём выяснить, какому же типу колокольного звона, какое эмоциональное состояние соответствует, т.е. выяснить особенности восприятия человеком различных типов колокольного звона.
Для исследования эмоционального состояния одноклассников использовалась цветовая шкала. В цвете можно выразить то, что трудно сказать словами. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания такая работа способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Мы дали ребятам лист, на котором было нарисовано и пронумеровано 4 колокольчика. Ребята приготовили цветные карандаши: красный, жёлтый, зелёный, коричневый и чёрный. Далее ознакомили их со значением цветов. После прослушивания звонов (благовест, трезвон, перезвон и набат), дети в соответствующих колокольчиках, цветными карандашами изображали своё эмоциональное состояние, которое вызвал у них определённый тип колокольного звона. Если состояние нельзя нарисовать одним цветом, то колокольчик делился на несколько частей, и части закрашивались карандашами разных цветов. При обработке результатов использовали ключ (соответствие определённого цвета – определённому эмоциональному состоянию).
Значение цветов:
Красный – радость, веселье, торжество.
Жёлтый – бодрость, энергичность.
Зеленый – спокойствие, умиротворение.
Коричневый – грусть, уныние.
Черный – тревога, страх.
Результаты исследования
Мы обработали результаты и выяснили следующее: прослушивание благовеста, трезвона и перезвона вызвало у детей положительное эмоциональное состояние. Они закрасили колокольчики красным, жёлтым и зелёным цветом.
А прослушивание набата вызвало у ребят тревогу, уныние и даже страх. Ребята закрасили соответствующий колокольчик коричневым и чёрным цветом (Приложение 5).
Вывод: колокольный звон может влиять на эмоциональное состояние человека.
5.Заключение
Опираясь на результаты проведённой работы, я сделала
Вывод:
Вместе со строительством новых храмов в нашей республике возрождается сегодня традиция колокольных звонов. Колокол-это голос Божий. Он пробуждает душу, заставляя задуматься о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе что то меняется. Я думаю, эту традицию нужно продолжать, так как она приводит к приобщению к культуре своего народа, воспитанию патриотизма, любви к своему родному краю и в конечном итоге личностному духовному росту.
Звонят, звонят колокола России
Благую весть несут во все края
Любовью к ближнему живёт Россия
И молодость свою хранит в веках
Список литературы
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. – 230 с.
- Пухначев Ю. В. Колокола. История и современность / Отв. ред. Раушенбах Б. В. М.: Академия, 2000. – с. 7-17.
- Рыбаков С. Г. Церковный звон в России. СПб., 1896. – с. 34-45.
4. Т.М. Романова. Пособие. Колокольные звоны. Омск,2011
5.И. Коновалов., Православный колокольный звон. Теория и практика. – М.: Триада плюс, 2002 . Составители Коновалов И. В., Завьялов Н.И.
.
6. Е. Задубовская., Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006
7.Устав церковного звона, - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002
8.А. Прибыловский ., Колокола и колокольные звоны // Перезвоны. 1927. № 28. С. 898-899.
9.Сыненко В. Я. Духовно нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. Семья, школа, церковь.
10.Словарь русского языка. С. И. Ожегова, М.1989г.
Интернет-ресурсы.
1.kirkino.ru
- danilovbells.ru
- http://www.kolokola.ru/history/rostovskie%20zvoni.htm
- http://www.zvon.ru/zvon4.view1.page4.html
Приложение
1. Анкета.
Дорогие ребята, я провожу исследовательскую работу по теме «Целительная сила колокольного звона: миф или реальность?»
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
1. Слышали ли Вы когда-нибудь колокольный звон?
- да
- нет
2. Были ли Вы на колокольне в церкви и звонили в колокола?
- да
- нет
13
3. Нравится ли Вам колокольный звон?
- да
- нет
Спасибо за ответы.