Актуальность изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что данная проблема недостаточно изучена, а число детей, с недостаточно развитыми творческими способностями с каждым годом увеличивается.
Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности. Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.
Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважением. Очень важно поэтому, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессовых состояний. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности. [4].
При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренней мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.
Таким образом, для детей дошкольного возраста отмечается необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию творческих способностей
Исследование проводилось на базе муниципальной библиотеки «Центральная» ул. Красноармейская д.128, г. Благовещенска Амурской области с 25 марта 2016 г. по 25 марта 2017 г.
Цель исследования: обследование развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и выявление его уровня.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностические методики для обследования развития творческих способностей у дошкольников.
2. Провести обследование развития творческих способностей через творческое мышление, определить его уровень.
3. Обработать результаты исследования.
Для проведения исследования были взяты 2 группы детей дошкольного возраста (5-6 лет):
– экспериментальная группа – 12 (из них 6 – мальчиков, 6 – девочек);
– контрольная группа – 12 (из них 5 – мальчиков, 7 – девочек) человек. Обе группы однородны по своему составу.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных. Экспериментальная работа состояла из трёх последующих этапов:
1. Констатирующий этап эксперимента.
2. Формирующий этап эксперимента.
3. Контрольный этап эксперимента.
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень формирования творческих способностей детей дошкольного возраста. Нами были подобраны и проведены диагностические методики на изучение формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности в рамках проекта «Библионяня»
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных.
В настоящее время для изучения уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления А.П. Торренса и Батарея тестов креативности Е. Туник (создана на базе креативных тестов Гилфорда).
Показателями творческих способностей могут служить оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета, умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций, предлагать оргинальные способы применения обычных предметов, строить предположения.
В нашей работе мы использовали батарею тестов Е.Туник (приложение А).
Показатели по всем частям теста определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:
1) Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответов.
4) Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8 – 0,9, коэффициент надежности равен 0,7 – 0,9.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свое воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры около 40 минут.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Индивидуальный констатирующий эксперимент на начальном этапе направленный на выявление у каждого из них уровня развития творческого мышления, его гибкости, беглости и оригинальности.
2. Моделирование групповых занятий и индивидуальных занятий с помощью проекта «Библионяня» и их реализация в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент.
3. Индивидуальный контрольный констатирующий с целью проследить динамику развития уровня творческих способностей вследствие целенаправленной и систематической работы на протяжении года.
В качестве контрольных были использованы материалы изучения развития творческого мышления у детей параллельной группы, не участвовавших в эксперименте (контрольная группа).
Развитие самостоятельного, творческого мышления, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого дошкольника.
Формирование творческих способностей предполагает решение детьми негативных, нестандартных задач, имеющих несколько способов решения. Для того, чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию творческого способностей, творческого мышления, оно должно быть организовано особым образом.
Большое внимание уделяется развитию представлений и работе с ними. При этом у ребенка развиваются следующие умения: воспроизвести образ
предмета при реальном его отсутствии, мысленно собирать предмет из отдельных частей, по части представить целое. Хорошим стимулом для развития представлений является работа с рисунками и самостоятельное рисование ребенка. Важной задачей программы является подготовка ребенка к восприятию и пониманию причинно-следственных связей. Умение понимать причины и следствия позволит прогнозировать различные события, составлять план своей деятельности.
Занятия спланированы так, чтобы они проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны детям. Этому способствует использование разнообразных методов и приемов, широкое включение игры, варьирование обстановки, в которой проводятся занятия. Занятия направлены также на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. В начале каждого занятия педагог настраивает детей на творческое занятие с помощью игры – используются сюжеты сказок, стихи, игровые элементы.
Основу программы составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на эмоциональное развитие детей, и блок занятий по развитию творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной для детей форме с применением метода сказкотерапии. При этом учитывается, что основными функциями сказки являются: развитие фантазии, творческого воображения и мышления; введение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений; организация и развитие мышления ребенка; освоение техники чувствования, переживания основных эмоций; проигрывание затруднений во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Описание проекта «Библионяня».
«Библионяня» – это социально-образовательный проект Управления культуры Администрации г. Благовещенска и Муниципальной информационной системы г. Благовещенска муниципального бюджетного учреждения культуры библиотека «Центральная» г. Благовещенска по созданию в крупных библиотеках города площадок интеллектуального развития дошкольников. Каждая площадка – это специально оборудованное место, комфортное для дошкольников, оснащённое достаточным количеством книг, развивающих игр и игрушек, создающее возможность для индивидуальных и групповых занятий по программам общего интеллектуального развития. Почему же возникла необходимость данного проекта?
Изменение демографической ситуации отразилось на составе посетителей библиотек. В настоящее время в библиотеки г.Благовещенска записаны свыше 11 тысяч дошкольников. Это 3-6 летние воспитанники детских садов, регулярно с воспитателями посещающие библиотеку группами для обмена книг и занятий, детсадовцы, которых родители приводят в библиотеку индивидуально, родители с детьми, не посещающими детский сад. Среди последних растёт количество малышей до 3-х лет. Библиотеки организовывают для таких маленьких читателей игровые комнаты или специальные уголки с книжками и игрушками для самых маленьких. В репертуар библиотечных мероприятий вошли кукольные спектакли и утренники для малышей, занятия по чтению вслух, лепке, рисованию, мастер-классы различной направленности. Возникает вопрос «Библионяня» – это детский сад в библиотеке? Конечно же, нет, библиотека не заменяет детский сад или курсы по подготовке детей к школе. Дети находятся здесь либо одни, либо вместе с родителями, в зависимости от возраста ребенка и занятости родителей.
Библиотека поможет родителям в интеллектуальном развитии детей, в организации бесплатного семейного досуга, в подготовке ребёнка, не посещающего детский сад, к жизни в коллективе. Посещение библиотеки для малыша – выход в новую среду, отличную от домашней, повод для общения с другими детьми и взрослыми. Для родителей посещение детской библиотеки –возможность избежать замкнутости в четырёх стенах, место для встреч и обмена родительским опытом, возможность получить консультации по развитию своего ребенка от специалистов библиотеки и приглашенных специалистов, работающих в программе. Проект «Библионяня» удобен в использовании уже тем, что, родители сами могут определять форму посещений библиотеки:
– самостоятельное посещение с ребёнком игровой зоны и абонемента в часы работы библиотеки;
– участие в плановых культурно-массовых мероприятиях библиотеки в соответствии с возрастом ребёнка. При этом по просьбе родителей библиотекари предварительно информируют семьи о датах мероприятий;
– занятия в группах (5-10 детей с родителями) по предварительной записи.
Занятия с малышами направлены на речевое и эмоциональное развитие детей.
Проходят они в игровой форме с использованием лучшего литературного материала, потому что игра – естественный способ получения и применения детьми знаний, способ приобретения опыта социальной адаптации. Продолжительность занятий в силу психологических особенностей малышей 20-30 минут.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) направлены на развитие общего кругозора, речи, пальчиковой моторики, памяти, внимания, умения слушать и работать в коллективе. Занятия с пяти-семи летними детьми могут продолжаться 30-40 минут.
Основные цели данного проекта «Библионяня»:
1. Развитие творческого потенциала дошкольников.
2. Знакомство детей со сложным миром человеческих эмоций, обучение их пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
3. Повышение уверенности в себе.
4. Знакомство с навыками саморегуляции и релаксации, что создает условия формирования у детей способности управлять своим эмоциональным состоянием.
Работая над данной темой, мы решили поставленные задачи:
1. Изучили и проанализировали теоретические основы проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Выявили уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
3. Провели работу по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках проекта «Библионяня».
4. Сделали сравнительный анализ полученных результатов исследования.
5. Разработали рекомендации для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня творческих способностей и в частности творческого мышления при использовании творческих заданий на занятиях в рамках проекта «Библионяня».
В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что уровень творческих способностей детей дошкольного возраста повышается на занятиях проекта «Библионяня».
Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческих способностей в детстве становится максимальное, полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и сотрудники библиотеки, задействованные в проекте «Библионяня» должны создать такую полноценно развивающуюся деятельность для детей, чтобы потенциал не остался не востребованным.
В современное время вопрос развития творческого мышления, творческих способностей остается наиболее актуальным и требует дальнейшего изучения.
Список использованной литературы:
1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: «Академия», 2002.-215 с.
2.Меерович, М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Мн.: Харвит, М.: ACT, 2000.-371 с.
3. Пономарев, Я.А. Психология творчества. – М.,: Наука, 1988.-286 с.
4.Путинцева О.Н.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста публикован авторский материал на портале [Электронный ресурс].-Режим доступа :https// konspekteka. ru -12.11.2017 г;