Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Квасова Наталья Александровна
Учебное заведение: МБУ детский сад №43 "Гнездышко"
Краткое описание работы: Работа предназначена для педагогов дошкольного образования ,студентов и учащихся педагогических ВУЗов и училищ. В работе раскрывается методика ,формы проведения занятий продуктивной деятельности в раннем возрасте ,фомы

Дата публикации: 2021-09-21 Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте Квасова Наталья Александровна МБУ детский сад №43 "Гнездышко" Работа предназначена для педагогов дошкольного образования ,студентов и учащихся педагогических ВУЗов и училищ. В работе раскрывается методика ,формы проведения занятий продуктивной деятельности в раннем возрасте ,фомы
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте

Скачать работу


Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте

Автор: Квасова Наталья Александровна,

воспитатель высшей категории

МБУ детского сада №43 «Гнездышко»

Продуктивная деятельность – это  деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта. Виды продуктивной деятельности в раннем возрасте: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Продуктивные виды деятельности способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Развитие изобразительной деятельности возникает в рамках ведущего вида деятельности детей раннего возраста – предметной.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б.Эльконин).

Изобразительная деятельность

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают:

• потребность малыша в самостоятельности и активности,

• подражание взрослому,

• освоение предметных действий,

• формирование координации движений руки и глаза.

Ранний возраст.

• На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса.

• Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий - то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Так, при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном - толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми - линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий.

• Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к:

а) росту произвольности движений,

б) к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия.

в)дети учатся воспроизводить свои движения.

• Ребенок начинает узнавать в каракулях предметы окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на корабль» помогают малышу установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

На занятиях вовсе необязательно использовать стандартные краски (карандаши, фломастеры) и лист бумаги, можно смело проявлять фантазию, давая крохе все новые необычные задания.

Такие виды занятий способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, формируя у него не только художественный вкус, но и представление о цвете, гармонии. Со временем у ребенка, который регулярно занимается рисованием, выработается чувство стиля, умение сочетать цвета и размещать фигуры в пространстве, а также будет развиваться мелкая моторика.

Какие же формы необычного рисования можно использовать?

Рисование мячиком на ватмане. Берется любой небольшой мяч, например теннисный, погружается в краску. После этого малыш прокатывает его по белому листу, оставляя всевозможные дорожки и линии. Можно завершить рисунок, дорисовав что-то кисточкой или карандашом, чтобы линии обрели смысл.

Граттаж. Очень интересная техника, которая поможет сделать домашнее рисование веселым и необычным. Делается так: лист бумаги закрашивается цветными восковыми мелками, после чего как следует натирается свечкой. Далее основа под рисунок покрывается густым слоем гуаши, делают это родители при помощи толстой кисти. Когда краска подсохнет, но не высохнет окончательно, в работу включаются дети. Им дается задание процарапать специальным стрежнем или заостренной палочкой рисунок. Острый предмет сотрет верхний слой, благодаря чему проявятся цвета мелков. А малыши могут либо использовать трафареты, либо же сами создавать композицию.

Рисование по льду доставит удовольствие даже самым флегматичным детям. Сначала педагог делает заготовку: наливает кипяченую воду в пластиковую емкость (например, контейнер), замораживает ее. Малыш рисует акварелью, ее структура позволяет краске без проблем проникать в лед. Для создания необычного шероховатого эффекта можно использовать соль.

Монотипия. Очень интересный метод, хотя используется нечасто. Ребенок рисует на обычном целлофановом пакете некую композицию, используя яркие краски. После этого пакет прикладывают к листу бумаги, проводят по нему ладонью, чтобы на белой поверхности остался оттиск. Это и будет новое «творение» малыша, необычное, а потому – очень интересное.

Использовать можно самые различные техники.

ЛЕПКА

В 2-3 годика малышам можно предложить специальный мягкий пластилин и самые простые задания – например, скатать шарики, расплющить их между пальцами, вдавливать углубление в заготовке, соединить детали в одно целое. Есть множество интересных тематических заданий, которые педагоги могут предложить ребенку. Вылепить еду: спагетти, сыр (дырочки на кусочке прокалывают стержнем от ручки), яичницу, овощи и фрукты, например морковь, яблоки, апельсины.

АППЛИКАЦИЯ

Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков. Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы: старые газеты; бумажные салфетки; фантики; пуговицы; крупы; зерна кофе. Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.

Конструирование

• Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

• Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой.

• Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

• В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е.В.Зворыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Чтобы включить продуктивную деятельность в игровой процесс, можно воспользоваться различными формами.

Например, двигательные игры способствуют физическому развитию дошкольника, улучшают общую его моторику и координацию. Для всестороннего развития необходимы также следующие виды упражнений.

Речевые. Хорошо сказываются на расширении активного и пассивного словаря малыша, его умении правильно произносить звуки.

Пальчиковые. Направлены на развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми центрами, и, соответственно, будет способствовать развитию речи.

Музыкальные. Детям интересны любые развлечения, связанные с музыкой, поэтому их можно смело использовать.

Манипулятивные. Помогают улучшить зрительно-двигательную координацию и моторику.

С целью привлечь и заинтересовать творчеством детей раннего возраста, я в своей педагогической деятельности применяю игровые приемы.

Прием обыгрывания предметов или игрушек заместителей (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и.т.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать (бегать по ровной дорожке, кататься с горки, прыгать как зайчик, ходить как медведь).Эти правила, дети лучше усваивают при обыгрывании материала. Например, кисточка очень расстраивается, когда пачкают ее блестящий воротничок, поэтому старайтесь макать ее в краску не слишком глубоко. Такое обыгрывание стимулирует появление навыков правильной техники рисования, заинтересованности в усвоении правил. Таким образом обыгрывание игрушек предметов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Прием обыгрывание завершенного изображения.

В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным изображением. Что представляет собой прием обыгрывания готового изображения? Прием рисовании, лепки, аппликации. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», садиться, на деревья, клевать зерна. Нарисовал малыш дорожку-по ней будут ходить звери, люди. Таким образом, содержание игровых действий, определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.Например, если воспроизводится рисунок движения, воспитатель берет в руки поделку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, траекторию движения (зайчик скачет, самолет летит).

Прием-обыгрывание незаконченного изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его.

Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование и изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её: «Ты замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка.

Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюет. Наконец, вместе с ребенком догадываются: трудно клевать-клюв тупой. Вместе они думают, что же надо сделать. Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечаянно клюнул воспитателя в палец. Детей смешит эта ситуация, и, конечно, никто из их не забудет применить правильный прием лепки. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество. В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов.

Прием с элементами ролевого поведения.

Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям – роль зайчиков, медведей. Например, дети – художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разными сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека игрового персонажа, или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема.

Требования к игровым приемам на занятии по продуктивным видам деятельности.

1.Планирование игровых ситуаций с учетом знаний детей об окружающем мире.

Педагог может придумать игру, действительно интересную детям, но важно также знать и учитывать игровой опыт детей.

2.Формулирование конкретных задач, которые решаются на занятии при использовании того или иного игрового приема.

3. Активность детей при выполнении игровых действий, которая является важной для развития творчества.

Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении.

В этих случаях дети увлечены происходящим на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

4. Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу их выполнения.

Если выполнение игровой задачи по какой-то причине недоступно ребенку, то воображение его не будет разбужено, будут отсутствовать творческие элементы.

5.Использование игровых ситуаций со знакомыми, любимыми игрушками, т.к. с ними связаны эмоции, переживания ребенка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес.Таким образом педагог создает условия для самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников как в помещении группы, так и на участке детского сада, используя косвенные методы педагогического руководства

Применение игровых приемов на занятии продуктивных видах деятельности

Методика применение игровых приемов в работе с раннего возраста дошкольниками определяется уровнем развития игры и изобразительной деятельности детей младшего возраста. Ориентируясь на игру, воспитатель учитывает три момента: 1) ведущие мотивы игры; 2) способы выполнения игровых действий, которыми владели дети; 3) характер игрового материала, который используют дети в играх настоящие предметы, игрушки и предметы – заместители, нарисованные и воображаемые предметы.

Так,ориентируясь на то, что детей третьего года жизни интересуют мир предметов и действия с ними.

Например, под влиянием фольклора и непосредственных наблюдений раннего возраста становится близким и понятным образ петушка. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ними разные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю.

Применяя в конце занятия по рисованию прием обыгрывание выполненного изображения, воспитатель производит разнообразные игровые действия с рисунком: с помощью жеста собирает зернышки с тарелки и сыплет их петушку.

Петушок клюет нарисованные зерна, вот чуть не подавился бобовым зернышком (большое размазанное пятно) пробует расклевать его.

Свойственная детям раннего возраста склонность к сюжетно – ролевой игре объясняется их интересом к человеку и его действием, особенностям поведения. Прежний интерес к предметам и действиям с ними у малышей не исчезает, а дополняется новым.

Обучать детей рисованию необходимо начинать с раннего возраста. При обучении рисованию использовать различную технику рисования и материал. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интерес к рисованию. Рисование должно приносить детям удовлетворение и доставлять радость.

Создать предметно-развивающую среду и благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированной у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Рекомендации педагогом на занятии по продуктивным видам с детьми обязательно надо включать игровые приемы заинтересовать детей творчеству.

Список использованных источников

1.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2005. -64с.

2.Дьяченко И. Так ли важно рисование в жизни ребенка?// Дошкольное воспитание, №8 2009. – с.27-34.

3.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. – М.: Просвещение, 2001. – 192с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М.: «Карапуз- Дидактика», 2008. -144с.

5. Одинакова Г. Второй год жизни: азы рисования //Дошкольное воспитание, №1 2007. - с.74-83.

6. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте М- 1991

7. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью младшие группы // Дошкольное воспитание -2000-№8. – с.28-35

8.Доронова Т.Н, Якобсон С.Г. Игра на занятиях по изобразительной деятельности младшая группа // Дошкольное воспитание – 2011. №9. -с40-51.

9.Комарова Т.С. О методах обучения изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание -2003. -№4. - с 36-39.

10.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., 2010.

11. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., 2007

12. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 2005

13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. - СПб., 2014.

14.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2012.

15. Венгер, Л. Вот и вышел человечек // Дошкольное воспитание - 2014. - №7. – с. 42.

16. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2010.

17.От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования\ Под редакции Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,- М; МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.-345с.

18. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ.сред.учеб. заведений/ Г.А.[Текст]; Урунтаева, - 7-е., изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 456с [Электронный ресурс] .http:\\ infouron.ru

 

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Аппликация, Драматизация, Лепка, Младшая группа.

Post navigation

Конспект урока по литературному чтению (родной язык 2 класс) на тему: Русские заклички, народные приметы.
Развлечение ” Наши именинники”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022