Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Семёнова Анастасия Александровна
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Краткое описание работы: Высока роль педагога в формировании речевой личности дошкольника. Не требует специальных доказательств постулат о том, что стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходима.

Дата публикации: 2021-04-08 Проблема вербальной агрессии и ее влияние на развитие дошкольника Семёнова Анастасия Александровна МБДОУ №65 "Фестивальный" Высока роль педагога в формировании речевой личности дошкольника. Не требует специальных доказательств постулат о том, что стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходима.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Проблема вербальной агрессии и ее влияние на развитие дошкольника

Скачать работу


Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии

«Считаю до трёх…»

Высока роль педагога в формировании речевой личности дошкольника. Не требует специальных доказательств постулат о том, что стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходима.

Между тем, как показывают исследования, речь воспитателей ДОУ иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»; «Сколько можно повторять?!»; «Как вы меня достали!»); грубых требований («Закрыли рты!»; «Живо мыть руки!»); уничижительных обращениях к детям по фамилии, а иногда явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»; «Считаю до трёх…»).

Однако именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляются сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослым вообще – т. н. «ДИДАКТОГЕННЫЙ НЕВРОЗ». Кроме того, у детей складывается впечатление, что агрессия педагога направлена не на их поведение в конкретной ситуации («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный»). Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», воспитатель, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость детей (принцип бумеранга); во-вторых, демонстрирует им негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.

Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.

Таким образом, речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребёнка.

«На пути к согласию»

Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая её в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недоступной в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.

Прежде всего необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности или отсутствия ловкости ребёнка. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребёнком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем ещё раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно ещё потренироваться»).

Существуют частные приёмы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях. Вот некоторые их них, применимые в общении с дошкольниками.

  1. Прямое порицание – самый известный и популярный приём педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребёнка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрёка, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат – вызвать у детей ответные грубый отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод – единственно возможная реакция воспитателя на однозначно неприемлемые поступки. В последнем случае порицание должно быть хорошо продумано и выражено непременно в корректной форме – с обязательным использованием необходимых форм вежливости (например: «Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить»).
  2. Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребёнка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает её, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Механизм действия этого метода достаточно прост: часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «он мне слово, а я ему – десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную тактику, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).
  3. Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребёнка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание.

Можно выделить 3 формы переключения внимания, наиболее эффективные в системе контроля над речевой агрессией дошкольников.

  • Игры на упражнение и снятие эмоционального напряжения (пример такой игры для старших дошкольников – «Куда села муха?»). Ход. Предложите детям принять удобную позу, расслабиться; нарисуйте на доске крупную сетку (3*3 клеточки) и в одной из них «муху», и скажите детям, что муха «летает» в сетке. Для этого медленно говорим (но ничего не рисуем), например: муха перелетела на одну клеточку вверх, затем – на две клеточки вниз, потом – на одну клеточку вправо. Где села муха? Дети показывают или отвечают: в правом нижнем углу. Более сложный уровень – выполнение задания с закрытыми глазами.
  • Тренинги на узнавание различных, в том числе и отрицательных, эмоций (работа с мимическими масками, фотографиями; ролевые игры с заданиями изобразить эмоцию: «Как боится заяц», «Как злится лев»). Пример подобного дидактического материала – настольная игра М.И. Мамаевой и О.В. Русаковой «Пойми меня. Азбука эмоций» (Киров: ОАО «Радуга», 2002).
  • Инсценирование и обсуждение конфликтных ситуаций с целью обучения детей самоконтролю над речевым поведением.
  1. Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребёнка, педагог в определённой ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребёнка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания»). Возможны формы таких высказываний: напоминание («Ты же способная, терпеливая девочка!»); выражение удивления, сопоставление достоинств ребёнка с его негативным поведением («Неужели это говорит наш Миша?»; «Никак не ожидала от тебя такого!»); выражение разочарования («Мне стыдно за тебя!»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!»).
  2. Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствуют созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть традиционное выражение похвалы, поощрения («Хорошо!», «Молодец!», «Умница!»); обращение к прошлым успехам детей («В прошлый раз вы отлично поработали!»); выражение согласия, одобрения, поддержки («Мне нравится, как Миша выполнил это задание»; «Полностью с тобой согласна!»; «Отличный вопрос!»); цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов детей.
  3. Приём смены ролей – моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте обиженного, с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию, что позволяет избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным. Варианты словесной реализации: «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты?»; «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне (сверстнику)?»; «Представь себе, что ты оказался на месте,,,».
  4. Юмор, шутка. Установлено, что юмор не совместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако шутка – весьма сложный приём, требующий высокого уровня речевой подготовки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребёнка. Шутки неприязненного и оскорбительного содержания обижают ребёнка и провоцируют его на ответную речевую агрессию (антипример: «Ребята, вы смотрите спектакль: Миша пытается завязать шнурки!»).
  5. Красноречивое молчание – молчаливое, подчёркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляется приёмом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребёнка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод – в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка и степени выраженности словесных агрессивных проявлений – хорошо сочетается с последующими порицанием, переключением внимания. Проецированием личностных качеств, приёмов смены ролей или шуткой.
  6. «Выпустить джинна» - не прерывая и не комментируя, позволить ребёнку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью «выговориться», после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим «окультуренным воспроизведением» (Н.Е. Щуркова) – перефразированием в более корректной форме) «Я поняла, что ты хотел сказать то-то и то-то»; «Наверное, ты имел в виду…»). Преимущества: «последнее слово» всегда будет за взрослым; возможность разрядки эмоционального напряжения; наличие времени на обдумывание ответной атаки общения.
  7. «Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это». Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлечённой игры, баловства, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведения его до высшей точки («Давай вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, ещё громче!.. Ещё…»). Возможны два варианта развития ситуации: либо неожиданное разрешение недозволенного и участие в нём самого взрослого вызовут удивление, смущение детей – и негативные реакции утихнут сами собой; либо страсти усилятся и, дойдя до критической «точки кипения», изживут сами себя.
  8. Частичное согласие (метод «Да, но…») – внимательно выслушать и принять претензии ребёнка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: «Ладно, ты можешь играть ещё 10 минут, но потом сразу надо будет ложиться спать. Договорились?»; «Да, Серёжа поступил плохо – он тебя ударил, Но ведь ты еж сам только что отнял у него машинку! Так что вы оба виноваты и должны помириться».
  9. Привлечение «союзников» - заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, сотрудников, родителей. Примеры речевых клише: «не кричи, пожалуйста, - на тебя уже заведующая смотрит!»; «По-моему, ребята не одобряют тебя,,, Правда?» «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!».
  10. Апелляция к жалости – при оценке конфликтной ситуации акцентировть внимание не на проступке ребёнка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: «Ты делаешь мне очень больно!»; «твои слова меня очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста». Достаточно эффективный приём в процессе общения со старшими дошкольниками.
  11. Самонаказание – предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Возможные формы словесного воплощения6 «ты же любишь справедливость во всём. Вот и придумай себе наказание за…»; «как бы сам поступил с человеком. Сделавшим то-то или то-то?» Можно даже заранее в игровой форме, но самым серьёзным образом предложить ребёнку, группе составить «список» таких самонаказаний и правил общения и далее следовать им в конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно быть физических наказаний; не должно быть наказаний трудом; не должны унижаться достоинство, личность ребёнка.
  12. Убеждение – прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие, раздражение: не разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) – лучше корректно напомнить («На эти слова я могу обидеться»; «Мы же знаем, что это плохо»); не убеждать в недоступном («На занятиях всегда надо сидеть молча», «Никогда не надо ни с кем спорить»).

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение? Вот некоторые конкретные этикетные средства, направленные на предотвращение речевой агрессии.

Так, часто ложные представления о достоинстве («просить прощения у ребёнка унизительно»), эгоистичное желание считать себя во всём всегда правыми («я же старше!») приводят к тому, что извинение звучит в речи педагога гораздо реже, чем это необходимо. Между тем именно извинение способно быстро изменить общую обстановку общения – от разобщения, отчуждения, враждебности к примирению, единению, достижению согласия («Извини, пожалуйста, я была не права!»; «Прости, взрослые тоже могут ошибаться»; «Давай мириться!»).

Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Может быть, ты все-таки постараешься?..»; «Стоит ли ругаться?»); употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам…»); использование не очень сложного намёка («Мне трудно говорить с тобой в таком тоне»; «тебя так научила разговаривать Баба Яга?» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как её обоснование – разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.

Это делает выполнение просьбы более осознанным и комфортным (сравните: «Пожалуйста, не размахивай руками за столом – воспитанные дети себя так не ведут!» и «Пожалуйста, не размахивай руками за столом – иначе горячая чашка опрокинется тебе на колени»).

Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие слова или выражения вместо грубых или непристойных. Важно постепенно обучать детей осознанному употреблению и пониманию эвфемизмов, овладению основными приёмами последних : использование описательных оборотов речи, перефразирования (например, «человек, который поступил неправильно» вместо «плохой», «глупый»); употреблению слов с не- (например, «неправда» вместо «враньё»; «не разговаривай» вместо «заткнись»).

Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова – одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребёнка в семье.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование.

Post navigation

Сценарий поэтического вечера для старшеклассников, посвящённого теме любви в творчестве А. С. Пушкина
План открытого урока
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022