Автор: Мудрецкая Елена Владимировна
Учебное заведение: ГПОУ "Горловский колледж промышленных технологий и экономики"
Краткое описание работы: В данной статье рассматриваются основные  типы проектов, применение элементов  проектного метода в кружковой работе.

Дата публикации: Применение метода проектов, как средства повышения заинтересованности дисциплиной В данной статье рассматриваются основные  типы проектов, применение элементов  проектного метода в кружковой работе.
Просмотреть свитедельство о публикации

algebra

Применение метода проектов, как средства повышения заинтересованности дисциплиной

 

«Без привычки работать, без умения

преодолевать трудности, без дисциплины

 труда нет человека. А именно к этому

 и приучает математика».

М.И. Кодак

 

            Приоритетным направлением реформирования образования является достижение качественно нового уровня в изучении базового учебного предмета — математики. Математические знания и умения рассматриваются не как самоцель, а как средство развития личности студента, обеспечения его личной грамотности, как способность понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математические знания для удовлетворения познавательных и практических потребностей. Почувствовать свою состоятельность, успешность, комфортность на занятии дает использование современных технологий, а именно проектной. Уже само название — проект, повышает интерес студентов к изучению математики.

            «Знания по теме должны быть «целостной совокупностью знаний, которые друг друга поддерживают, укрепляют и обогащают», «Изучать совокупное целое, а не что-то искаженное, прерывистое или разорванное», «Изложение должно быть полным, основательным и точным» — так говорил Я. А. Каменский. Достичь этого дает возможность использования данной технологии обучения. Метод проектов имеет большое значение для развития жизненной, социальной, информационной, предметной компетентностей студента. Метод позволяет:

— проверить и закрепить на практике теоретические знания;

— обеспечить продуктивную связь теории и практики в процессе обучения;

— приобрести жизненный опыт;

— развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал;

-осуществлять организованную поисковую, исследовательскую деятельность;

— научить студентов самостоятельно работать с дополнительной литературой, сетью INTERNET;

— учить умению самостоятельно работать над творческими заданиями;

— повышать интерес к изучению математики;

— воспитывать уважение, умение работать в коллективе;

— формировать собственную жизненную позицию.

А все это очень актуально для нашего общества, потому что именно жизнь ставит цели обучения через всю жизнь. Важнейшей составляющей процесса обучения является не компьютеры, а преподаватели, вооруженные методиками применения компьютерных технологий. Чтобы развить у студентов способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, нужно использовать различные педагогические технологии, в том числе и проектную.

Кроме этого, положительным фактором проектной деятельности являются:

— повышение посещаемости занятий, у студентов растет уверенность в своих знаниях, развивается способность к обучению;

-студенты берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий;

-возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.

            В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

            Творческий учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной и объективной новизной, выполненный под контролем и при консультировании преподавателя.

            Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в действенности опыта. Они выполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Что касается преподавателей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения со студентами. Для детей, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от преподавателя к самостоятельности.

            При осуществлении проектного обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:

— выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

— структурирование задач;

— сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;

— управление процессом обучения;

— использование технологий там, где это необходимо;

-поиск надежного способа оценки.

 

 

Различают следующие основные типы проектов:

 

 

Типы проектов

Количество участников проекта

 

Индивидуальный

Парный

Групповой

Уровень сложности

 

Информационный (задания на воспроизведение по образцу).

Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для студента).

Творческий (задания, направленные на актуализацию знаний).

Содержание проекта

Монопроект.

Междисциплинарный проект.

Уровень самостоятельности исполнения

Выполняемый совместно с преподавателем.

Выполняемый совместно с другими студентами под руководством преподавателя.

Выполняемый совместно с другими студентами без руководства преподавателя.

Выполняемый в основном самостоятельно

Длительность исполнения проекта

Мини-проект (1-2 занятия).

Краткосрочный (4-6 занятий).

Средней продолжительности (1-4 месяца).

Долгосрочный.

 

            К сожалению, несмотря на большое многообразие видов проектов, наибольшие проблемы их внедрения возникают именно в преподавании математики. Наверное, дело в том, что математика, на первый взгляд, представляет из себя свод незыблемых правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у студентов иллюзию успеха. Но самое интересное (и самое трудное!) начинается именно тогда, когда подросток сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приемов приведет к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого преподавательского труда: набор шаблонов и стереотипов, выработанный на занятиях, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление студента к творчеству.

            Считаю, что именно метод проектов, являясь дополнением к определенной практике, предоставляет преподавателю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами.

            При разработке проекта у студентов происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания. Например, при организации кружковой  работы, им можно предложить выполнить проекты по следующим темам:

1. Математика и архитектура.

2. Тригонометрия в древности

3. Влияние структурно-логических схем на улучшение усвоения материала

4. Симметрия вокруг нас

5. Деятельность математиков в годы ВОВ

6. Математика в моей будущей профессии и др.

            Эти проекты могут быть и индивидуальными, и групповыми и парными. Все зависит от предложений студентов и оценки преподавателя возможности выполнения ими проекта. Конечно, будет лучше, если студенты сами будут предлагать тематику проектов. Во-первых, мне, как преподавателю, будет интересно, какие темы интересуют сегодняшнюю молодежь. Во-вторых, решение данной проблемы особенно важно для студента, значимая для него.

            Что касается учебных занятий, то я стараюсь использовать групповые проекты. Например, после изучения темы «Производная», я разделила группу на 4 команды:

1. Историки – изучают историю появления понятия производной;

2. Исследователи рассматривают межпредметные связи;

3. Журналисты – поиск интересных материалов, связанных с производной;

4. Конструкторы – разрабатывают кроссворды или компьютерную программу по данной теме.

            В результате, после выполнения этой работы, в которой будут рассмотрены многие направления, будет справедливое высказывание: «Все, что я познаю, я знаю, зачем это мне нужно, где и как я могу эти знания применить.»

            Считаю, что справедливым является вывод, что использование метода проектов на занятиях математики позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, добиваясь тем самым глубокого и надежного усвоения изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации обучения, заинтересованности дисциплиной.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.