Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Технология » Мастер-классы

Автор: Сердитов Степан Викторович
Учебное заведение: ГОУ РК "С(К)Ш №41" г. Сыктывкара
Краткое описание работы: В наше время, в эпоху реформ образования происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. Одним из таких методов называется «Метод поэтапного формирования умственных действий» Петра Яковлевича Гальперина.

Дата публикации: 2021-12-10 Применение метода поэтапного формирования знаний на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Сердитов Степан Викторович ГОУ РК "С(К)Ш №41" г. Сыктывкара В наше время, в эпоху реформ образования происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. Одним из таких методов называется «Метод поэтапного формирования умственных действий» Петра Яковлевича Гальперина.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Применение метода поэтапного формирования знаний на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Скачать работу


Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа № 41» г. Сыктывкара

(ГОУ РК «С(К)Ш № 41» г. Сыктывкара)

Методическая разработка

«Применение метода поэтапного формирования знаний на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.»

Подготовил:

Учитель столярного дела

Сердитов С.В.

г. Сыктывкар

2021 г.

Введение

В наше время, в эпоху реформ образования происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. Одним из таких методов называется «Метод поэтапного формирования умственных действий» Петра Яковлевича Гальперина.

Детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) очень сложно адаптироваться в современном обществе. Традиционное обучение, где выслушивание учителя, восприятие и осмысление наглядности, установление смысловых связей и т.д., бывает продуктивным для обучающихся с более высоким уровнем интеллекта, которые самостоятельно могут усвоить и воспроизвести знания. Учитель в этой ситуации не получает информации о правильности действий ученика и не может их контролировать. В результате нарушается весь процесс усвоения знаний.

Актуальность теории П.Я. Гальперина в том, что она направлена на сокращении времени формирования навыков и умений за счет показа схем и рисунков, индивидуальный подход, высокую автоматизацию выполнения действий за счет структурирования, индивидуальный контроль качества выполнения действий.

Данная технология повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету, развивает у них такие качества, как коммуникабельность, практические и умственные действия, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Целью работы является: применения метода поэтапного формирования знаний на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

    1. Изучить теоретический аспект и этапы метода;
    2. Составить план урока по трудовому обучения для 7 класса на тему «Естественная и камерная сушка»
    3. Проанализировать и оценить эффективность использования поэтапного формирования знаний на уроках трудового обучения.
  1. Теоретическая часть
    1. Понятие метода поэтапного формирования знаний

Поскольку знания усваиваются в действиях, то продуктивность познавательного процесса зависит от организации этих действий. Теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина как раз раскрывает ее психологические закономерности.

В теории П.Я. Гальперина большое значение придается ориентировочной основе действий. Обучающиеся наиболее эффективно усваивают новый материал, если он опирается на систему ориентиров и указаний. В работах П.Я. Гальперина выделяют 3 типа ориентировки в учебном задании:

  1. Работа с неполной ориентировочной основой действия.
  2. Ориентировочная основа должна быть полной.
  3. Учащиеся самостоятельно составляют полную ориентировочную основу действий.

В коррекционной школе VIII вида мы опробовали второй тип ориентировки в учебном задании.

При объяснении и демонстрации нового материала учитель, обычно выдает как главную, так и второстепенную информацию. Обучающиеся коррекционной школы VIII в основном усваивают второстепенный материал изучаемой темы. Поэтому для усвоения главных сведений предлагается использовать схематические изображения.

Схема является наглядным обобщением изучаемого материала. Опорные плакаты состоят из нескольких блоков. Например, листы с опорными сигналами В.Ф. Шаталова. На плакатах даны условные обозначения, в которых зашифрованы сравнительно большой объем информации. Обучающие с ОВЗ, очень сложно запомнить и воспринимать сложные схемы с зашифрованной информацией. Для них приемлемо относительно небольшое число информативных единиц.

    1. Этапы формирования умственных действий

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий. Но была выявлена необходимость изменить содержание отдельных этапов. Поэтому применительно к урокам трудового обучения, был установлен следующий порядок формирования знаний:

1-й этап – определение учебной цели и сознание познавательной мотивации;

2-й этап – восприятие нового материала: а) развернутое объяснение; б) сжатое изложение материала учителем (схема);

3-й этап – действия учащихся с материализованными или натуральными объектами;

4-й этап- проговаривание в громкой речи (с опорой и затем без опоры на наглядность);

5-й этап – представление схематического материала и проговаривание про себя его содержание;

6-й этап – упражнения на закрепление и образование новых смысловых связей: а) ответы учащихся на вопросы, предполагающие осмысление материала в другом ракурсе; б) повторение и дополнение материала на следующем занятии.

Рассмотрим метод поэтапного формирования знаний более подробно.

На первом этапе учащиеся усваивают учебную цель, у них создается положительное отношение к предстоящей познавательной деятельности и установка на запоминание учебного материала.

Обратимся, к примеру изучения одной из наиболее сложных тем существующей учебной программы. Задача на предстоящий теоретический этап обучения ставится следующим образом.

Учитель. Вы уже знаете, что такое сушка, зачем она нужна, от чего предохраняет, профилактические меры. В нашей мастерской вы можете увидеть сухие пиломатериалы. Какие виды сушки бывают? (Выдерживается пауза. Учащиеся не могут правильно ответить.)

Учитель. Сегодня вы узнаете, какие виды сушки бывают. Зная недостатки и преимущества той или иной сушки, столяр сможет подобрать, какой наилучший вид подойдет к его мастерской. Без этих знаний столяр не может работать. В конце занятия каждый из вас письменно ответит на вопросы.

Открывается надпись на доске: «Виды сушки».

Из примера видно, что постановка задачи включает познавательную часть (что будем изучать?) и мотивационную часть (почему это необходимо знать?). Указание на проведение письменного контроля в конце занятия создает установку на запоминание материала.

Второй этап решает задачу восприятия учащимся объяснения учителя и предварительной ориентировки в новом материале. На данном этапе также начинается решение некоторых задач, которые полностью отрабатываются на последующих этапах (установление смысловых связей, формирование образов объектов изучения).

Развернутое объяснение целесообразно начинать, обращаясь к схеме или к схематическому рисунку, и после этого переходить к сопоставлению схемы с натуральным предметом или заменяющим его обычным рисунком.

При объяснении устройства сверлильного станка применяется схематический рисунок (приложение 1) и обычный рисунок (приложение 2). Для ознакомления с деталями сверлильного станка, обучающимся демонстрируют его работу.

Сжатое изложение проводится по схематическому рисунку. Учитель предупреждает, что сейчас он повторит самое главное, для того чтобы учащиеся могли ответить на вопросы письменно в конце занятия, открываются написанные на доске вопросы:

  1. Из каких частей состоит сверлильный станок?
  2. Для чего служат патрон, шпиндель и рабочий стол?
  3. Как передается вращение на сверло от электродвигателя?
  4. В какие стороны вращается шпиндель?

Учитель читает вопросы и дает на них ответы.

Третий этап является наиболее важным для отработки знаний. Он содержит практические и умственные действия учащихся по воспроизведению изучаемого материала. Эффективность данного этапа зависит от того, в какой мере умственные действия носят преобразующий характер.

Например, при изучении устройства сверлильного станка можно было бы предложить учащимся срисовать с плаката указанный выше схематический рисунок. При этом их действия будут в какой-то мере преобразующими, так как учащиеся, срисовывая, используют свои приемы отражения воспринимаемого и не получают рисунок полностью идентичный образцу. Но преобразующий компонент деятельности при этом мал, а времени на выполнение рисунка учащиеся затратят много. Поставленная задача решается быстрее, если учащимся раздают вырезанные из цветной бумаги контуры сверлильного станка, которые они наклеивают в тетрадь и по плакату дорисовывают детали, выполняют надписи. Это сокращает время на работу, однако преобразующий компонент и в этом варианте не на много отличается от первого. Чтобы его усилить, можно применить третий вариант.

Рядом со схематическим рисунком (приложение 1) вывешивается незаполненная схема (скелет схемы) сверлильного станка (приложение 3). Учащимся предлагается ее срисовать и сделать соответствующие надписи, ориентируясь по схематическому рисунку. Бланки со скелетами схемы в целях экономии времени готовятся учителем заранее или учащиеся вычерчивают их по шаблонам.

Преобразование схематического рисунка в схему – более трудная мыслительная задача, но ее решение дает больший эффект в усвоении знаний. Если учащиеся группы слабее по своим интеллектуальным возможностям, то используется один из приведенных выше вариантов. В случаях, когда такие возможности школьником выше (например, в IX классе), плакат со скелетом схемы рядом с рисунком не вывешивается. Учащиеся заполняют бланки скелетов схемы по схематическому рисунку на классной доске. Отсутствие одновременно демонстрируемых схематического рисунка и скелета схемы несколько усложняет работу учащихся, но продуктивность преобразовательной деятельности усиливается.

Организовать практическую деятельность школьников на третьем этапе не всегда просто. Поэтому может быть использовано и простое копирование с доски, но там, где это можно, следует усиливать преобразовательную деятельность учащихся.

Четвертый этап – проговаривание главного содержания изучаемого материала во внешней речи. Проговаривание хором включается в поэтапное формирование знаний после предварительных упражнений, во время которых отрабатывается синхронность проговаривания всеми учащимися группы. Выработанное умение может использоваться не только в связи с рассматриваемым методом.

Замечено, что интеллектуально более слабые и заторможенные учащиеся не проговаривают начало фразы (включаются в хоровое проговаривание с опозданием), что ухудшает процесс вербализации изучаемого материала. Таким учащимся предлагается еще раз повторить сказанное в индивидуальном порядке.

Проговаривается содержание той наглядности, которая вывешена на доске. Например, правила работы на сверлильном станке (например, правила безопасности) и некоторые определения. Нужно отметить, что далеко не во всех случаях целесообразно формировать у учащихся знания, имеющие характер определений. Например, определение «Разметка – это нанесение на заготовку границ будущей детали» может быть усвоено учащимися, но это мало что им дает в познавательном отношении, так как они и без усвоения такого определения знают, что такое разметка (могут ответить, что делают во время разметки).

Проговаривание должно происходить по памяти, без опоры на наглядность. В этом его смысл. Однако практика показывает, что первоначально приходится проводить проговаривание в форме громкого чтения наглядности (1 – 2 раза). После этого схема закрывается и учащиеся по сигналу учителя повторяют вслух ее содержание или определения.

Проговаривание по памяти иногда бывает необходимо повторить, но повторение нельзя превращать в заучивание.

Пятый этап – представление наглядности и проговаривание про себя ее содержание.

При формировании знаний учащихся на пятом этапе учитель предлагает им выполнить следующее упражнение: закрыть глаза и мысленно «прочесть» схему, определения, воспроизвести в уме рисунки. В начале применения данного метода, чтобы облегчить представление, на доске демонстрируется скелет схемы.

Чтобы выполнить это задание, учитель рекомендует следующий порядок запоминания:

  1. Внимательно посмотреть, про себя назвать предметы и их расположение.
  2. Отвернуться или закрыть глаза и представить предметы.
  3. Если что-либо забыл, еще раз посмотреть и опять представить себе увиденное.

Затем учитель закрывает предметы и предлагает учащимся занять свои места на классном участке мастерской, где они должны рассказать о том, что видели.

Шестой этап – упражнения на закрепление и образование новых смысловых связей. Такие связи (между новым и ранее усвоенным, между компонентами нового) начинают формироваться на втором этапе во время объяснения учителем нового материала. Но слабость познавательной деятельности учащихся не позволяет их сформировать на должном уровне за время объяснения. Естественно, речь идет о более сложных связях, так как самые простые могут образовываться и при первоначальном восприятии учебного материала. Включенные в первоначальное объяснение смысловые связи в той или иной мере закрепляются во время отработки материала на 3 – 5 этапах. Однако, исходя из требования краткости, лаконичности преподносимого материала, в этот период могут быть сформированы лишь отдельные, чаще всего односторонние связи. В результате изучаемые сведения осознаются недостаточно. Шестой этап направлен на осмысление и обогащение нового материала, на расширение и упрочение смысловых связей.

Задачи данного этапа решаются в форме вопросов – ответов. Его продуктивность зависит от того, в какой мере школьники приучены к активной познавательной работе. Например, к умению задавать вопросы учителю и своим товарищам по группе.

В качестве примера рассмотрим проведение данного этапа формирования знаний на занятии по теме «Виды сушки». Как уже указывалось, на этом занятии формировалось знание о том, что зная недостатки и преимущества сушки необходимо понять, какой вид лучше применять в столярных мастерских. Для лучшего понимания предлагается ее осмыслить в другом, ракурсе. Учащимся задаются следующие вопросы: «Что будет, если не сушить древесину?».

В других случаях из полученных знаний выводится новое следствие. Например, ознакомившись с лиственными и хвойными породами древесины, учащиеся делают вывод об их сравнительной стоимости и применении. Так, после изучения свойств твердых пород учащиеся отвечают на вопрос: «Почему из твердых пород не делают ведра, бельевые бачки?»

Включенные на данном этапе дополнительные связи, т. е. те, которые выходят за рамки основного материала, усваиваются значительно лучше. Во время первоначального объяснения (на втором этапе) такие связи в какой-то мере затрудняют усвоение главного, повышают нагрузку на память учащихся. На последнем этапе формирования знаний те же связи обращены в основном не к памяти, а к мышлению, чем обеспечивается более высокий уровень усвоения.

Методические рекомендации по ходу урока.

В 6-7-х классах отношение к учебной деятельности двояко. С одной стороны, в этот период наблюдается снижение мотивации учения. Это объясняется тем, что у учеников возрастает интерес к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также к общению со сверстниками. С другой стороны, это период формирования новых, зрелых форм учебной мотивации.

Основная задача метода – усвоить знания, умения и навыки путем поэтапного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план. В результате внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные.

Содержание этапов отражает развернутый процесс усвоения знаний. Большинство действий, включенных в рассматриваемый метод, выполняется учащимся и при традиционном обучении (выслушивание учителя, восприятие и осмысления наглядности, проговаривание, установление смысловых связей, припоминание). Однако выполнение таких действий часто происходит нерационально, учитель не получает информации о правильности действий ученика и не может их контролировать. В результате нарушается весь процесс усвоения знаний.

При усвоении обучающимися умений, знаний и навыков необходимо иметь не только имеющийся материал, но и совершенствовать его, формировать новые подходы.

Заключение

Теоретический этап занятия, организованный на основе метода поэтапного формирования знаний, продолжается приблизительно 25 – 35 минут (в зависимости от освоения этого метода учителем и учащимися, от сложности и объема изучаемого материала). Инструктаж, относящийся к практической работе, на этом занятии сокращается до 5 – 10 мнут. Отсюда следует, что рассматриваемый метод не применяется в начале работы учащихся над новым изделием, когда происходит ориентировка в новом практическом задании и планируется его выполнение.

На результативность применения метода поэтапного формирования знаний большое влияние оказывает отношение учащихся к учению. Если разъяснить учащимся, что, научившись таким способом «запоминать» знания, они смогут успешно обучаться в ССУЗах и готовиться к сдаче на квалификационный разряд.

Просмотреть свитедельство о публикации


Мастер-классы, Технология Коррекционные занятия, ОВЗ.

Post navigation

Коррекционно-развивающее занятие “Хочу всё знать!”
Деревья зимой

Технология

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022