Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что окружающий нас мир все более стремительно изменяется. При этом масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, столь значительны, а их социально-экономические и психологические последствия столь радикальны, что можно вполне обоснованно говорить о возникновении новой глобальной проблемы развития цивилизации – проблемы человека в изменяющемся мире.
Именно поэтому в последние годы во многих странах мирового сообщества, в том числе и в Казахстане, проблеме образования уделяется все большее внимание. Сегодня эта проблема широко обсуждается не только среди ученых и педагогов, но и в сфере бизнеса, геополитики, стратегии обеспечения национальной безопасности. При этом система образования начинает осознаваться в обществе уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального экологического и духовного кризиса.
Сегодня крайне необходимо не просто повышение уровня образованности людей, но и формирование нового типа интеллекта, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.
На модернизацию учебного процесса решающее влияние оказывают инновационно-информационные технологии. Введение инновационно-информационной технологии во все сферы деятельности в наше время приводит к тому, что устоявшаяся методика и средства обучения постепенно вытесняются более прогрессивными методами с применением высоких технологий, которых достигла современная наука.
Организация учебного процесса с использованием современных образовательных технологий на практике показывает, что представляется целесообразным внедрять компьютерные мультимедийные учебно-методические средства, такие как, пособии, методические указания, электронные учебники, программы для проверки знаний и т.п. Создание и широкое использование таких учебно-методических мультимедийных средств в ежедневной преподавательской практике позволит:
– существенно изменить процесс преподавания общих и специальных дисциплин;
– значительно расширить возможности обучения, привлекая всё разнообразие форм, видов и возможностей представления теоретической, практической и справочной информации для достижения цели – наиболее качественного обучения;
– предоставить студентам возможность самостоятельно изучать материал, как в аудитории, так и в домашних условиях;
– научить студентов самостоятельно оценивать свои знания и делать анализ;
– больше внимания уделять самостоятельной работе студентов, организуя ее в различных видах, используя, например, интерактивные тренинги, моделирующие (симулирующие) реальные технические процессы для решения проблемы, связанной с получением студентами практических навыков работы;
– повысить квалификацию преподавателей за счет получения практического опыта работы с использованием информационных технологий.
Один из таких мультмедийных средств, применяемых в учебном процессе – программа, предназначенная для тестирования и оценки знаний студентов. Цель создания программы была помощь выпускникам школ при подготовке к ЕНТ. В соответствии с Законом РК «Об образовании» ЕНТ — Единое Национальное Тестирование — система оценки знаний выпускников, применяемая в Республике Казахстан. ЕНТ проводится по 5 предметам. В настоящее время выпускниками используется для подготовки масса учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д. И самая главная задача у выпускника запоминать информацию. Данная программа позволяет на уровне запоминания закрепить всю информацию, полученной в процессе школьного обучения. Достижение успешного результата требует от вас прохождения четырёх этапов:
1. Вы должны ясно видеть, знать, определить для себя конечный результат, пункт назначения. В нашем случае – это наилучший результат на ЕНТ;
2. Наметить конкретные действия, в противном случае ваши желания – всего лишь мечты;
3. Выработать такую остроту чувств, которая позволила бы распознать результаты от предпринятых вами действий и определить как можно быстрее, приближают ли они вас к поставленным целям или отдаляют от них;
4. Выработать гибкость, способность изменять своё поведение до тех пор, пока не получите необходимый результат.
Современные психологи считают, что игровая обстановка является наилучшей для запоминания практически любой информации. Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Поэтому при подготовке к тестированию для проверки и закрепления пройденного материала, эффективнее использовать компьютерное тестирование.
Программа работает следующим образом. Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Любая информация запоминается комбинацией ограниченного набора приемов. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы и технологии запоминания. Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация.
Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
1. Кодирование элементов информации в зрительные образы;
2. Собственно сам процесс запоминания;
3. Запоминание последовательности информации;
4. Закрепление информации в мозге.
Для этого тестируемый имеет возможность выбора того или иного метода работы программы: задать программу запоминания вопросов по вариантам или задать программу запоминания вопросов в хаотичном порядке вне вариантов, а также определить время на ответы, постепенно снижая поминутно количество времени ответа на вопрос. Следовательно, программа содержит норматив скорости запоминания. Это позволяет легко рассчитывать нормативное время выделяемой для ЕНТ. Мы знаем, что время на 5 предметов 3 астрономических часа или 180 мин. Всего будет предъявлено 125 вопросов, 25 вопросов по каждому предмету, т. е. на 1 вопрос дается 1,44 минуты. И в конце, получить результат по каждому вопросу отдельно, либо полный результат по окончании всего теста.
Эта программа является универсальной для всех категорий тестируемых.
Рис 1. Интерфейс программного обеспечения
Интерактивность форм организации учебного процесса направлена на активную познавательную деятельность учащихся поискового и исследовательского характера, так как современный мир требует от профессионала высокого уровня компетентности, ответственности, инициативности, профессиональной адаптивности, способности к принятию самостоятельных решений.
Список литературы
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 г;
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 гг. от 11 октября 2004 г., № 1459;
Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт / Школа-Пресс / 1994