Автор: Мовчан Ольга Борисовна
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Чайка" город Нижняя Тура
Краткое описание работы: Повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности. 

Дата публикации: Практико-ориентированный проект «Использование логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей — логопатов» Повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности.  
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Практико-ориентированный проект «Использование логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей — логопатов»

Актуальность

         Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону, меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

     Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились:

1)  если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа звуков;

2)  усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика и связная речь.

 Кроме речевых дефектов  у значительной части детей с нарушениями речи наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость.   Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

    На логопедических занятиях используются универсальные логопедические игры, коррекционное занятие  проходят в игровой форме.

.     При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Сроки: проект долгосрочный с октября 2016 по декабрь 2017 г.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, имеющие   нарушения речи.

Цель — формирование положительной мотивации при коррекции речевых нарушений у детей на  логопедических занятиях по автоматизации звуков с помощью универсальных логопедических игр с картинками. 

Задачи:

1. В условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения  создать предметно-развивающую среду для проведения коррекционных занятий  при использовании игровых технологий.

2. Организовать работу на коррекционных  занятиях с применением игровых приемов.

3. Вызвать у детей коррекционную мотивацию для устранения дефектов произношения.

4. Создать сборник  универсальных логопедических игр, используемых на коррекционных занятиях.

Этапы реализации проекта

1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, выбор оборудования и материалов, создание предметно-развивающей среды для предстоящей работы;

2-й этап — опытно-экспериментальный: использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей – логопатов, создание сборника универсальных игр;

3-й этап — заключительный: обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты.

Реализация проекта:

     Для внедрения в практику игровых технологий я апробировала инновационную систему универсальных игр с логопедическими картинками И. Л. Лебедевой.    Игровая коррекционная технология «Трудный звук, ты наш друг!», «Сказки Деда  логопеда» предоставляет логопеду возможность работать над исправлением дефектов произношения любых звуков. В рамках любой из универсальных игр логопед получает возможность параллельно вести работу сразу с несколькими звуками, например Ш и Р, каждый из которых при этом находится в нужном фонетическом контексте.

Еще одной важной особенностью универсальных настольных логопедических игр с картинками является их полифункциональность.   Посредством использования универсальных логопедических игр решаются задачи по  формированию правильного речевого дыхания, развитию фонематического слуха, нормализации слоговой структуры слова,  активизации коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики, расширение, уточнение и активизации словарного запаса.

     Универсальные логопедические игры  мобильны, они дают возможность  мгновенно реагировать на любом этапе  коррекционного процесса.

Правила проведения игр.

Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка.  Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем.  Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку.

В зависимости от игровых правил универсальные настольные логопедические игры с картинками можно классифицировать следующим образом.

1.Игры-ходилки:  шагалки,  бежалки, искалки, загонялки,  ловишки.

2. Игры карточного типа:  собиралки,  угадайки,  смешилки, менялки.

1. Игры-ходилки:

     Главной особенностью игр-ходилок является наличие игрового поля, по которому с соблюдением определенных правил должны передвигаться фишки. В большинстве игр дети управляют своими фишками дистанционно, не прикасаясь к коррекционным картинкам. Соблюдение этого условия позволяет преобразовать игровую мотивацию детей в мотивацию коррекционную.  Конфигурация игровой дорожки и содержание коррекционного материала определяется логопедом и может каждый раз меняться в зависимости от задач конкретных логопедических занятий.   Изменяя длину дорожки, логопед получает возможность дозировать коррекционную нагрузку для ребенка. 

1.1.Игры-шагалки.

Правила игр-шагалок:   участники игры поочередно бросают игральный кубик, четко называют соответствующее количество расположенных на дорожке коррекционных картинок. Кубик не трясется в руках, а растирается ладонями (проводится массаж рук).  Игровая дорожка не должна уходить в никуда. Для создания эмоционально насыщенной игровой мотивации детям необходимо вести свои фишки к цели. 

1.2. Игры-бежалки.

В отличие от игр-шагалок, игры-бежалки наполнены драматизмом. Игры этого вида можно разделить на 2 группы: в одних игроки стремятся догнать и перегнать лидера; в других ждут своего хода, опасаясь, что не успеют вовремя убежать от преследователя.  Вместо коррекционных картинок можно использовать пиктограммы с образами гласных звуков или карточки с гласными буквами.

1.3. Игры-искалки.

В зависимости от сюжета коррекционного занятия логопед может выбрать игровое поле с изображением травы, леса и т. д.

Цель игры – найти спрятанную внутри игрового поля картинку с изображением нужного предмета или сказочного персонажа. Игральный кубик не нужен. Все участники игры поочередно самостоятельно передвигают свои фишки по полю на любые соседние карточки, сопровождая свои движения скороговоркой. Например, су-су-су я найду в лесу …(лису).

2. ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА:   для игр карточного типа ни фишки, ни игровые поля не нужны. В большинстве случаев для проведения игр достаточно коррекционных картинок,

1 или 3 игральных кубика. 

2.1. Игры-менялки

На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Так, при автоматизации (Л) можно предложить белое и голубое поля (или голубое и жёлтое поля). Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: «Была юля жёлтая, стала голубая».

2.2. Игры-собиралки.  В зависимости от сюжета занятия можно предложить детям сложить пирамиду, дом, рубашку и т. д.

На столе лежат коррекционные картинки. Игроки бросают кубик и называют определенное количество картинок, лежащих в куче. Из четко названных игроком картинок логопед строит постройку. Если у игрока на игральном кубике выпадает тройка, все картинки возвращаются в кучу. Игроки при этом четко скандируют: «Выпадает тройка – рушится постройка!»  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.