Практико-ориентированный подход в подготовке студентов профессии «Повар, кондитер»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема: «Практико-ориентированный подход в подготовке студентов профессии «Повар, кондитер»
Выполнила:
преподаватель ОГБОУ СПО «ИКСУ»
Шаленкова Марина Константиновна
2022
На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Актуальность: Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?
Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально - ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.
- Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
- Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.
- В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией.
Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки.
При переходе к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.
Таким образом, можно добиться следующего:
- обеспечить углубленное изучение учебных предметов (создание учебных мастерских и кабинетов «Междисциплинарных курсов по профессии «Повар, кондитер», ведение педагогического блока);
возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между практическими и теоретическими знаниями (предметные кружки, мастер-классы, участие в мероприятиях: «День открытых дверей», «Юный шеф». волонтерская деятельность, проведение предметных недель, бинарных уроков)
- обеспечение условий организации наставничества (педагог-студент, студент-студент)
- создание конкурентная учебная среда (участие в конкурсах профессиональной направленности)
Материально-техническая база является неотъемлемым условиям реализации практико-ориентированного подхода в обучение, способствует углубленное изучение учебных предметов таких как: техническое оснащение рабочего места, МДК, так как изученные теоретические знания о каком либо оборудование можно продемонстрировать на практике, углубить знания – изучить принцип работы инновационного оборудования, которое присутствует не на всех предприятиях общественного питания. В кабинете
«Междисциплинарных курсов по профессии «Повар, кондитер» оснащен интерактивной панелью, которую используют для проведения интерактивных тестов, создание проблемных ситуаций и т.д.
Педагогический блок – возможность в не учебное время ознакомится с инновационными технологиями, углубить знания обучающихся, те самым расширить возможности развивающие среды.
Возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между практическими и теоретическими знаниями способствуют занятия кружковой деятельности: научный кружок «Кулинарное искусство» и кулинарная студия в Навигаторе 37 дети. Так же в рамках практико-ориентированного подхода с целью обеспечении связи общего и профессионального образования студенты колледжа принимают участие в мероприятиях: «День открытых дверей», «Юный шеф», проводят мастер-классы, занимаются волонтерской деятельностью. Преподаватели, в свою очередь, организуют и проводят предметные недели, бинарные занятия.
Организации наставничества.
В качестве наставников выступают, как педагоги, так и студенты старших курсов.
Наставник - педагогический работник или иное лицо имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый - студент, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Педагог-студент: помощь преподавателя в участиях в мероприятиях таких как «День науки» - проектная деятельность, подготовка к участию в
WorldSkills, кулинарном салоне и других конкурсах профессионального мастерства
помощь в олимпиадах, викторинах.
Студент-студент
Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, это проведение старшекурсниками мастер классов, вовлечение в волонтёрскую деятельность.
Создание конкурентная учебная среда, подразумевать в себе участие в всевозможных конкурсах: WorldSkills (проводится как внутри студентов колледжа, так и среди студентов других колледжей), Кулинарный салон, Юный шеф и так далее.
Практико-ориентированный подход в системе СПО положительно влияет на формирование профессиональной мотивации и стремления к саморазвитию. Целью практико-ориентированного обучения является помочь студенту добыть и применить полученные теоретические знания, научиться самостоятельно решать проблемы, адаптироваться в современных условиях («Практико-ориентированное обучение – как условие повышения качества образования» И.В. Киселева, заместитель директора по НМР ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг»)