Полифонические произведения композиторов эпохи барокко
Полифонические произведения композиторов эпохи барокко
В процессе обучения игре на фортепиано ребенок знакомится с музыкальными стилями разных эпох, начиная от Возрождения и заканчивая произведениями современной музыки. Наиболее популярными и часто исполняемыми в детском репертуаре являются полифонические произведения композиторов эпохи барокко - И.С.Баха, Ф.Э.Баха, Г.Ф.Генделя, Ж.-Ф. Рамо, Ф.Куперена, И.Л.Кребса, И.Пахельбеля, Д.Фрескобальди, Г.Пёрселла, Д.Букстехуде, Д.Циполи и Доменико Скарлатти. И хотя традиция исполнения полифонических произведений на фортепиано сложилась давно и прочно вошла в обиход обучения в детских музыкальных учреждениях, нужно помнить, что композиторы эпохи барокко писали свою музыку отнюдь не для фортепиано, поскольку в период расцвета творчества большинства из них были популярны совсем другие клавишные инструменты, а именно: орган, клавесин, клавикорд, спинет.
Огромная популярность и возможности фортепиано привели к тому, что вскоре и произведения полифонического склада, созданные в предшествующие эпохи, в частности, в эпоху барокко, стали все чаще исполняться на этом инструменте.
Используя тембральные возможности синтезатора при освоении полифонического стиля музыки, нужно отметить два важных аспекта, говорящих в пользу данного метода обучения. Во-первых, в условиях небольшого города нет возможности услышать «живую» органную или клавесинную музыку, только потому, что уникальные инструменты, созданные мастерами известных фирм-производителей, существуют большей частью лишь в городах регионального значения. А вместе с тем, ребенок все-таки должен в процессе обучения получить представление о тембровом звучании старинных инструментов и расширить тем самым свой слуховой опыт. Во-вторых, даже если существует возможность посещать концерты старинной музыки, проходящие в хороших концертных залах с великолепными инструментами, все равно, гораздо большую мотивацию к исполнению музыки ребенок получает, если у него есть возможность самому прикоснуться к инструменту, проявить свои творческие способности, исполняя произведения самостоятельно. В данной ситуации, в условиях небольшого города приходит на помощь современный, доступный вариант знакомства с тембрами старинных инструментов через использование звуковых возможностей синтезатора.
Перед тем, как исполнять полифоническое произведение на синтезаторе в тембрах органа или клавесина, необходимо осваивать его на фортепиано, т.к. это более привычный для исполнения инструмент и разучивание текста в этом случае не будет вызывать затруднений.
Едва ли не самый главный момент, на который нужно обращать особое внимание, заключается в очень точном выполнении разнообразных штрихов музыки эпохи барокко, т.к. за отсутствием возможности использовать выразительность динамических оттенков на клавесине, клавикорде или органе, главную роль в плане выразительности играют как раз штрихи. Кроме того, в подвижных пьесах большое значение, помимо штрихов, имеет четкая артикуляция, в медленных мелодичных пьесах – непрерывное наполненное течение звука, обеспеченное удобной соединительной аппликатурой. Последний важный момент – это точное соблюдение метроритмических особенностей пьесы. Если на фортепиано резонирующая дека как бы сглаживает допущенные помарки и ритмические неточности, то сухой, четкий и звонкий звук клавесина наоборот усугубляет все, даже минимальные отклонения от метроритма.
В итоге нужно отметить, что, хотя главной целью исполнения полифонических произведений на синтезаторе является именно знакомство с тембрами наиболее популярных клавишных инструментов эпохи барокко, все-таки, принимая во внимание способность синтезатора передавать некоторые особенности старинных инструментов – к примеру, статичность динамики, или необходимость точной трактовки штрихов, – музыкант, по сути дела, осваивает новую для него мануальную технику, пополняя, таким образом, не только свой слуховой опыт, но и свое представление о разнообразных приемах игры на клавишных инструментах. Более того, начинающий музыкант приобретает понятие о нюансах клавесинной, органной и фортепианной техник исполнения одних и тех же полифонических пьес, и все это происходит благодаря использованию тембровых возможностей такого современного клавишного инструмента, как синтезатор.
Литература:
- Лобанова М.Н. Западно-европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М.Н. Лобанова.- М.: Музыка, 1994.
- http: // www. terralab. ru.
- http: // pianinotrade / istoriya fortepiano/
- http: // ru. wikipedia. org./