Автор: Минигареева Ильсёяр Хакимьяновна
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 г.Нефтеюганска
Краткое описание работы:  Подготовка к обучению грамоте в ДОУ , надо вводить со средней группы детского сада . Этот возраст ребенка является периодом высокой  " языковой одаренности" к звуковой стороне речи.

Дата публикации: Подготовка к обучению грамоте в ДОУ  Подготовка к обучению грамоте в ДОУ , надо вводить со средней группы детского сада . Этот возраст ребенка является периодом высокой  " языковой одаренности" к звуковой стороне речи.
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Подготовка к обучению грамоте в ДОУ

Исследования лингвистов, психологов, педагогов  показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников  и являются существенным компонентом этого обучения.

Начиная с марта по май в средней группе проводятся 10 занятий по подготовке к обучению грамоте. Длительностью 20 минут.

Дети получают знания об основных законах речи:

§  речь состоит из слов;

§  слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;

§  слова имеют протяженность (длинные и короткие);

§  они звучат (состоят из звуков);

§  слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

§  из слов можно составлять предложения;

§  звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Единственным образцом выделения определенного звука в слове является образец воспитателя (мак, лук, сани).

Чтобы обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются со звуками окружающей жизни: с — большой насос, сь–маленький,    ж-песенка жука, з –большого комара, зь –маленького комара…

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков (маленький и большой братец).

Игровое задание «Собери букет»,  ребенок берёт цветок и выкладывает на фланелеграфе, выделяя первый звук:  р-р-ромашка, р…

Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя слова, предложения о действиях детей, или различных персонажей.

Дидактические игры:

§  «Детский мир», «Зоопарк», «Назови слова» — знакомство с термином «слово».

§  «Назови игрушку», «Назови длинное слово (короткое)» — длинные короткие слова.

§  «Ветер-ветерок», «Жуки прилетели», «Чья песенка?»,  «Насос»- знакомство и закрепления термина «звук»

§  «Скажи как я», «Эхо», «Назови первый звук» — учить интонационно выделять звуки в словах.

§  «Поймай конец и продолжай» — умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.

§  «Назови братца», «Назови слова», «Будь внимателен»,  — различение на слух твёрдых и  мягких согласных.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В старшей группе обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. (Жук, жУк, жуК). Используем картинку-схему  и фишки для визуального определения количества звуков в слове. Не забываем об интонационном выделении звуков в слове.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового  анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Давая характеристику, что во рту не встречается преграда. Подставляем ладошку  к губам, определяем, что воздух проходит спокойно.  Можно запутать детей со со звуками с, л. Пусть дети сами доказывают , почему это не так! Обозначаем гласный звук красной фишкой. Сравнение звуков в занимательной форме, дети улавливают разницу между гласными и согласными звуками. Они уже знают, что есть большие и маленькие братцы, вводим обозначение фишками (синей и зеленой).

Обязательно следим  за правильным  употреблением терминов «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук».  В процессе дети узнают, что  у звуков ж и ш, ч и й, нет братцев.

Сложно детям дается знакомство с ударным звуком. Благодаря ударению, слово предоставляется единым целым и позволяет в дальнейшем перейти от послогового чтения к чтению целым словом. Сначала вычленяем ударный слог с двусложным словом  с ударением на первом слоге (мишка, каша).

Главное, чтобы ребенок понял, чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.Игра «Попробуй, позови» заключается в том, что нужно позвать слово, растягивая место с ударением, например ко-О-шка, за-А-йка, ё-Ё-жик.  В игре «Повтори за мной» называйте  определенное слово правильно, потом прокричите его, и пусть  ребенок  так же прокричит. Затем вы прошепчите его, и пусть он повторит. В третьем способе «Угадай-ка загадку» назовите ребенку привычные слова, но с ошибочным ударением, пусть догадается, что вы назвали и произнесет правильно: «собакА»-«собАка».

 Еще один способ: сесть   ровно.  Сложить  кулачки и поставить их  друг  на друга,  а  на них   подбородок.  Когда  ребенок  будет читать  (говорить)  при произношении ударной  гласной,  подбородок  будет касаться  кулачков.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2-3 слов. Дети называют, первое, второе… слово впредложении, меняют слова местами, заменяют слово (Составь предложение).

Дидактические игры «Угадай-ка», «Подбери слово к схеме», «Кто в каком домике живет», необходимо  соотнести название картинки с моделью слова.

В подготовительной группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции,  знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв резной азбуки.

С помощью «Живой модели»  дети составляют предложения, определяют количество слов, заменяют слова. 

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки  под выложенным словом.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. (буквы я, е, ё, ю, и –пишутся после мягких согласных звуков, а, о, э, у –после твердых согласных, игра «Угадай, что изменилось?»).

Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа, знакомятся с маленькой и заглавной буквой. Узнаем и закрепляем, для чего нужна заглавная буква.

Походу ознакомления с буквами заменяем в схемах фишки на буквы. Знакомимся с правилами написания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

После нескольких согласных букв знакомимся с ь. (мел –мель)…С разделительной функцией буквы (Коля –колья) и с функцией смягчения(пальто-коньки).

Разделительная функция ъраскрывается на сравнении двух слов (сел – съел).

Для обучения чтения на начальном этапе используем пособие «окошечки».

 Словесные игры включены в каждое занятие. Основной целью их является закрепление полученных знаний. Они должны быть строго регламентированы, при точности и правильности  методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

Умение педагога  вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания, важная составляющая образовательного процесса. Чтобы поддержать этот интерес, педагогу  необходимо использовать проблемные ситуации в НОД.  Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций.Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. 

Игры используемые в НОД и  в индивидуальной работе с воспитанниками:

 

1.Выделение звука на фоне слова

 

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Где звук?»

Развитие умений определять, где находится звук.

Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук.

«Где спрятался звук?»

Развитие умения устанавливать место звука в слове.

У воспитателя — набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.

Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.

«Узнай звук»

Развитие умений находить слова с изучаемым звуком.

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

«Выдели звук»

Развитие умений выделять первый звук в слове.

Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка.

Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку.

 

2. Постановка ударения.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Исправь ошибку»

Развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки со словами (для воспитателя).

Произносятся слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка.

«Соберем урожай»

Развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины.

2 команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. 1-я команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено, верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай.

 

3. Выделение ударного слога.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Цветы»

Развитие умение определять количество слогов в слове.

Предметные картинки (цветы).

На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.

«Зоопарк»

Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов.

Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

«Чудесный мешочек»

Развитие умений делить слова на слоги.

Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.

Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам, и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.

«Купи игрушку»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Воспитатель раскладывает на столе игрушки и   предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

«Молчанка»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).

Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

«Слог – шаг»

Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

«Один – два – три»

Развитие умения слышать слог в слове.

Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.

Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.

«Ударный слог»

Закрепление умений выделять ударный слог.

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог.

«Загадка»

Закрепление умений выделять ударный слог.

У воспитателя карточки с загадками и отгадками.

Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог

 

4. Дифференциация гласных и согласных.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Найди место»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет»

Закрепление знаний о гласных звуках.

У воспитателя – предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки.

Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

«Найди картинке место»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд»

Развитие умения выделять гласные звуки.

Поезд с буквами, предметные картинки.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают, кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

«Кто в домике живет»

Развитие умения определять наличие звука в слове.

Домик, набор предметных картинок.

В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка.

 

5. Слог, как часть слова (для читающих детей).

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Перевертыши»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Карточки со слогами у каждого ребенка.

Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет, какие два слова получились.

«Домино»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя.

Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.

«Часы»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур.

Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги.

«Цепочка»

Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку.