Подготовка дошкольника с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:
• общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
• специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения);
• общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).
Особое внимание следует обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это:
• физическое и психомоторное развитие;
• личностная и социально-психологическая зрелость;
• интеллектуальное развитие.
Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о том, что ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.
Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой. Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.
Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.
Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения:
• самостоятельное выполнение последовательных действий;
• воспроизведение наглядных образцов;
• планирование и контроль своих действий;
• умение действовать согласно устной инструкции;
• подчинение своих действий правилам.
Близки к этим умениям и проявления саморегуляции:
• способность к целенаправленным действиям;
• концентрация внимания;
• владение своим эмоциональным состоянием.
Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.
Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования:
• списать текст;
• ответить на вопрос;
• поднять руку, когда знает ответ на вопрос.
При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.
Что касается формированию таких важных предпосылок учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.
Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.
Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.
Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.
Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой : класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.
В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.
Усиление роли непредвиденной активности у ребенка способствует его личностному росту. В отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития замещается сам, аутичные дети «застревают» на каждом уровне развития, так как их активность очень мала. В этом и трудности детского аутизма, симптомы которого в каждый период развития стают видимыми. Поэтому необходимо организовать среду таким образом, чтобы каждое проявление активности ребенка было понято и принято, что будет побуждать его к действиям, а это отличный ресурс для оптимального пребывания в социуме.
Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.
Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.
Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.
Воспитание и обучение аутичного ребёнка ложится на плечи родных людей: позиция родственников не может быть только сострадательной. Чтобы помочь ребёнку с аутизмом родители должны организовать его жизнь, продумывая и учитывая даже мелочи. Специалист может помочь, научить, поддержать, подсказать, направить, но путь познания окружающего мира аутичный ребенок может пройти только вместе с родными и близкими людьми. Для него важны понимание, терпение, помощь со стороны родных, друзей, соседей и общества. Детям с аутизмом необходимы на протяжении длительного времени целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов.
Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка с расстройствами аутистического спектра (РАС), часто ведут к аутизации самих родителей и усиливаются в критические моменты возрастных кризисов ребёнка. Это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на подготовку и поступление ребенка в школу.
Данной проблемой занимались такие ученые, как О.С. Аршатская, Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, И.Б. Карвасарская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, С.О. Морозов, О.С. Никольская, В.В. Ткачева и др.
Для любого ребёнка начало школьной жизни является трудным временем: ребёнка пугает и вызывает беспокойство тревогу новая обстановка, новые люди, новая система требований. Это время является трудным и для родителей. Родители являются главными союзниками педагогов в школьном обучении и роль родителей в этом процессе значительна и разнообразна [1].
Подготовка детей с аутизмом к обучению в школе является важным периодом в жизни самих детей и их близких. Этому часто предшествуют годы усилий родителей и специалистов.
Существуют два варианта включения ребенка с РАС в систему образования:
- получение ребёнком образования. В этом случае, он может обучаться либо в общеобразовательной школе (если это соответствует его познавательным возможностям); либо обучаться индивидуально (надомное обучение);
- обеспечение процесса социализации ребёнка в школьной среде. В этом случае ребёнку предлагается обучение в классе КРО (класс коррекционно-развивающего обучения) для обеспечения, в первую очередь, процесса коммуникации, и только, во вторую очередь, – для освоения общеобразовательной программы.
Родители должны выбрать, какой вариант для них и их ребёнка наиболее предпочтителен.
Конечно, каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок учился в общеобразовательной школе. Для перехода аутичного ребёнка к более сложным отношениям с окружающим миром и полноценного общения с людьми, ему необходима постоянная стимуляция. Такой стимуляцией является обучение в школе вместе с обычными детьми – это большая победа такого ребёнка и открытие для него новых возможностей развития.
Важно попасть в такую школу, но ещё важнее удержаться в ней, чтобы не остаться в привычных домашних условиях, перейдя на индивидуальное обучение.
Родители должны знать, что многие школы не готовы принимать особых детей, так как на их обучение требуются дополнительные затраты. Чтобы обеспечить государственную финансовую поддержку обучения ребёнка в школе, родители должны обязательно получить медицинское свидетельство расстройств ребёнка. Тяжело прийти к осознанию, что его ребёнок «не такой, как все», но надо. Родители ребёнка с аутизмом свою повседневную жизнь вынуждены перестраивать в его интересах. Одному из родителей приходится посвящать ребёнку большую часть дня, помогать ему осваиваться в этом непростом мире, используя любую возможность для обучения [2].
Проблема воспитания и социальной адаптации детей с аутизмом остается до сих пор нерешенной. В настоящее время активно накапливается успешный опыт обучения таких детей в специальных, а иногда, и общеобразовательных школах. К сожалению из-за того, что до сих пор не сформулированы принципы и не утверждены формы специальной психолого-педагогической поддержки детям с РАС, этот опыт не получает достаточного распространения.
Различных психолого-педагогических программ развития и адаптации детей с аутизмом написано в нашей стране много, в то время как родители не получают необходимой психологической, педагогической, консультативной поддержки. В условиях ежегодного возрастания числа детей, которым выставляется диагноз РАС, в нашей стране остро обозначилась проблема отсутствия специальных образовательных учреждений для детей с аутизмом, не созданы условия их эффективной интеграции в общеобразовательные учреждения.
Зачастую детям с аутизмом уже на ранних этапах школьного обучения отказывают в продолжении образования. Перед специалистами, работающими с аутичными детьми, возникают некоторые трудности, которые проявляются в отсутствии универсальных и эффективных методов, дающих возможность продуктивно помогать семьям с такими детьми. Такая помощь родителям крайне необходима, ведь от их систематических и целенаправленных усилий часто зависит позитивный прогноз развития такого ребёнка. Поэтому представляется важным сделать акцент на психологическом состоянии родителей ребенка с РАС, на его педагогических возможностях помощи своему ребёнку.
Основные цели психолого-педагогической поддержки: повысить внимание родителей к проблемам ребёнка; снизить внутреннее напряжение в связи с диагнозом ребёнка; формировать у них адекватные представления о потенциальных возможностях ребёнка и оптимизировать их педагогический потенциал.
Создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребёнка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс – непременное условие успеха, ведь никто, кроме родных, не способен так глубоко прочувствовать и принять все особенности ребенка с РАС.
Многие родители считают, что успехи в речевом развитии ребёнка, овладение им письмом, счётом, чтением вполне достаточно для его социальной адаптации в общество. При этом родители забывают, что ребёнок, овладев этими знаниями на практике, не умеет их применить, а, тем более, использовать их в изменённой обстановке. Это показывает на необходимость занятий с ребёнком по психоэмоциональному его развитию.
Ребёнок, как правило, занимается индивидуально, и, даже если эти занятия помогают ему, обогащают его знания и речь, все равно в процессе такой подготовки дети лишены главного — взаимодействия со сверстниками, что не способствует его социальному развитию [3].
С другой стороны, часто родственники «особого» дошкольника питают иллюзии о возможности быстрого прогресса в состоянии ребёнка только в условиях детского дошкольного учреждения, и предпринимают настойчивые попытки найти для ребенка подходящую группу в детском саду. На самом деле, зачастую, их ждёт разочарование. При этом важно объяснить семье, что в дошкольном учреждении необходимы определенные условия, к которым относятся:
- в группе должно быть небольшое количество детей;
- сопровождать ребёнка должен (тьютор), в обязанности которого входит постепенное включение ребёнка во взаимодействие с другими детьми и комментирование того, что происходит вокруг;
- коррекционно-развивающая работа тьютора, направленная на развитие речи и обогащение словаря аутичного ребенка, должна вестись внутри психолого-педагогической коррекции аутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции активности ребёнка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя как субъекта коммуникации и взаимодействия, формированию представлений о близких людях, возникновению индивидуальной избирательности.
К любой форме обучения аутичного ребёнка следует готовить. При организации занятий с ребёнком родителям следует помнить, что, во-первых, необходимо у ребёнка развивать познавательную сферу, тонкую моторику, речь, изобразительную деятельность; во-вторых, формировать у детей «учебное» поведение, социальные навыки, развивать способы коммуникации, так как большинство из них не владеют вербальной коммуникацией.
Индивидуальные занятия, тренинг в малых группах детей со сходными проблемами, необходимы каждому ребёнку с аутизмом по возвращению его в русло нормальной жизни.
Ниже приведём некоторые рекомендации родителям особого ребёнка при подготовке его к школьному обучению. Установление с ребёнком во время занятий эмоционального контакта играет большую роль в формировании учебного поведения. Это можно сделать через деятельность, которая нравится ребёнку (например, рисование, пускание мыльных пузырей); через последовательность выполнения заданий и упражнений (одно и то же время, место проведения занятий); через выбор места для занятий (перед родителем и ребёнком должна быть стена, на столе лежать минимальное количество пособий). Делить пространство с другим человеком, сидеть за столом, работать по расписанию – этому всему надо ребёнка учить.
Занятие следует проводить в комфортной для ребёнка обстановке – не обязательно за столом, можно на диване, на полу.
Родитель должен овладеть системой коррекционной работы под руководством специального психолога и дефектолога.
Для того чтобы ребёнок привык к учебной деятельности мы советуем родителям начинать с рассматривания семейных фотографий и сделать к ним таблички с надписями. На первых порах таких фотографий должно быть не больше пяти, а потом их количество можно увеличить до 7-10. Родитель кладёт перед ребёнком фотографии и соответствующую надпись и проговаривает при этом: «Это папа» (показывает на фото, а потом на табличку с надписью). Затем родитель помогает сделать это задание руками ребёнка. Далее можно заготовить фотографии и таблички некоторых предметов домашнего обихода. Во время прогулки обращать внимание ребёнка на названия улиц и магазинов.
Для знакомства ребёнка с буквами предлагаем маме создать альбом. На каждой странице альбома пишется новая буква. Эту букву сначала напишет сама мама, а потом – ребёнок. Можно из старых журналов, проспектов, рекламы вырезать картинки и наклеить в альбом. Каждую картинку или рисунок мама подписывает печатными буквами, при этом оставляя место для изучаемой буквы с тем, чтобы ребёнок мог сам вставить нужную букву.
Для того чтобы ребёнок учился писать буквы и слова ровно, родитель должен помочь ему, проведя предварительно линию. А вот размер букв может быть разным.
Ребёнок может испытывать трудности при написании печатной буквы. Тогда родитель рисует точки, а ребёнок соединяет эти точки линиями. Полезно, предложив ребёнку ручку и водить его рукой в воздухе, это поможет ему лучше усвоить написание изучаемой буквы. Ребёнок может освоить написание буквы и по трафарету: обводит букву карандашом, а затем проводит пальчиком по трафарету и по своей букве, усваивая, тем самым, её «моторный образ». Буквы можно лепить их из пластилина, вырезать бумаги, выкладывать их из счётных палочек, элементов мозаики.
Родитель обращает внимание на разницу в произношении некоторых слов и их написании (например, «молоко» и «малако»).
Будущему школьнику нужно научиться правильно держать ручку, писать линии, буквы. Поэтому важным этапом подготовки ребёнка с аутизмом к обучению в школе является развитие у него графических навыков. Чтобы подготовить руку ребёнка к письму, нужна специальная тренировка: проводить прямые и волнистые линии; рисовать зигзаги; штриховать фигуры; обводить их по контуру и т. д. Развитию мелкой моторики у ребёнка способствует работа с пластилином, конструктором, мозаикой, пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук.
Обучение ребёнка счёту происходит также при помощи карточек: сверху пишутся цифры, а внизу – их названия (словом).
Первое знакомство ребёнка с числами в пределах первого десятка родитель проводит следующим образом: берёт картинку с изображением одного яблока, комментируя: «Это – одно яблоко», – и подкладывает под неё карточку с цифрой и т.д. Отрабатывает эту манипуляцию либо руками ребёнка, либо он делает это сам по инструкции родителя.
Нами был показан один из вариантов по выработке у аутичного ребёнка начальных школьных навыков. Каждый родитель может его творчески развить, дополнить, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка. Родители должны помнить, что в работе с аутичными детьми следует опираться на принцип: «От общего – к частному, от целого – к части».
Обратим внимание родителей на некоторые организационные моменты при подготовке ребёнка к школьному обучению:
- нужно до мелочей продумать маршрут до школы и постоянно его отрабатывать;
- заранее научить ребёнка ориентироваться внутри школьного здания;
- познакомиться с директором школы, школьным психологом, учителем и заручиться их поддержкой;
- быть готовыми к тому, что кому-то из родственников придётся сидеть за партой вместе с ребёнком и к тому, что он может «выдержать» один-два урока [4].
Для того чтобы ребёнок лучше адаптировался к учёбе в классе, рекомендуем родителям в выходные дни приглашать соседских детей поиграть в игры. Причём предлагать те игры, в которых ребёнок преуспевает, чтобы он почаще выигрывал, испытывал радость (если у него не будет успеха в игре, то эта затея бесполезна); а потом – чаепитие, угощение для всех. Если дети что-то рисуют, строят, конструируют, то лучше не давать им закончить дело («вот придёте в другой раз и закончите» и тогда дети с удовольствием придут в следующий выходной.
Не исключается использование различных видов массажа, физиолечения и медикаментозного лечения. Следует работать над развитием двигательных способностей ребёнка, добиваться чётких движений, приближать к норме мышечный тонус кисти руки, улучшать выполнение сложных действий и движений.
Таким образом, предложенные рекомендации родителям могут помочь им выработать у детей предпосылки учебного поведения; избежать формального усвоения учебных навыков и открыть перспективу обучения аутичного ребёнка в массовой школе и интеграции его в общество.