Автор: Антоненко Марина Борисовна
Учебное заведение: КГУ "Средняя школа № 12"
Краткое описание работы: Повторить понятие горизонт и линия горизонта. Учить ориентировать в пространстве , используя понятия стороны горизонта. Познакомить с определением сторон горизонта с помощью компаса.

Дата публикации: План урока по окружающему миру по теме «Горизонт и компас» Повторить понятие горизонт и линия горизонта. Учить ориентировать в пространстве , используя понятия стороны горизонта. Познакомить с определением сторон горизонта с помощью компаса.
Просмотреть свитедельство о публикации

natural science

План урока по окружающему миру по теме «Горизонт и компас»

100

Урок познания мира

Тема: Горизонт и линия горизонта. Компас

Цель: Сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными); учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться. Познакомить с историей компаса и его строением.

Учить выдвигать версии; высказывать свою мысль, мнение в ходе выполнения задания; взаимодействовать в группе;

Развивать речевую деятельность и самостоятельность;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный

Приветствие учеников. Психологический настрой.

 

 

Чтоб природе другом стать,

тайны все её узнать.

Все загадки разгадать,

научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

а поможет всё узнать наша любознательность.

Ученики взялись за руки и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи

2. Проверка д/з

Тест : «Что такое хорошо и что такое плохо»

1.    поддразнивать и задираться

2.    быть опрятным и чистоплотным

3.    плеваться

4.    постоянно жевать резинку

5.    здороваться первым

6.    слушать музыку на большой громкости

7.    махать руками и жестикулировать за столом

8.    предлагать свою помощь

9.    шептаться в обществе, секретничать и хихикать прикрывая рот рукой

10.         уступать дорогу старшим

Самостоятельно выполняют тест +, —

самопроверка

3. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

 

 

— Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира

У нас открывается школа будущих туристов. 

— Кто такие туристы?

-Сегодня мы поговорим о том, что должны знать туристы, отправляясь в путешествие пешком в лес.

Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли  рюкзак на плечи и пошли.

-Идем, идем, на горизонте виднеется башня, где у нас будет привал

-А что такое «горизонт»? слайд 1

-А что это за линия, где небо как бы сходится с землей?

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем?

-Почему?

-Молодцы, тогда садитесь. И давайте вспомним, а какие стороны горизонта вы знаете?

-Возьмите маршрутные листы у себя на партах, напишите на  схеме стороны горизонта.

 Где всегда на схеме или карте расположен север? (вверху), соответственно юг? (внизу)

— Как мы запоминали расположение запад-восток?

Запад — слева-, восток — справа

Расставляем промежуточные стороны, связанные с севером

(С-З, С-В)

 

И промежуточные стороны, связанные с югом (Ю-З, Ю-В)

3) Графический диктант.

— А теперь проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта.

-На маршрутных листах напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта.

 От исходной точки 2 шага (2 клетки) на север

 1 шаг на С-     1 шаг на З     

 1 шаг на Ю-З    2 шага на Ю   

 1 на Ю-В        1 на В       1 на С-В

— Какая фигура у вас получилась? (многоугольник)              

 

 

 

–это люди, которые путешествуют по разным странам, лесам, горам

 

 

 

небольшая физминутка дети имитируют соответствующие движения

 

 

земная поверхность,  которую мы видим вокруг себя)

«линия горизонта» 

 нет, линия  горизонта всегда отдаляется.

 

(работа детей в паре)

 

 

 

 

 

Проверка Слайд 3, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают рисунок

Проверка  слайд 5

3.

Этап изложения. Совместное открытие новых знаний.

 

– А теперь, будущие туристы, отгадайте загадку.

По стране в поход идём,

Друга мы с собой берём.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный  друг

Путь на север и на юг.    (компас)

-Что такое компас?

 История возникновения компаса. (рассказ ученика)

— Об истории возникновения компаса нам расскажет компьютер

 Люди с давних времен искали способы  надёжного ориентирования, особенно в открытом  океане или в пустыне. Когда они  открыли чудесное свойство магнита, а именно, что магнитная стрелка  всегда показывает определенное направление: с севера на юг или с юга на север, появился и компас.

 Считают, что компас был изобретён в Китае 2,5 тысяч лет назад и назывался“ведающий югом”, так как  вначале стрелка компаса показывала на юг.

Он имел вид разливательной ложки из магнитного железняка с тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на  отполированную медную пластину, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться.

В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита  в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой.  Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг.

У китайцев «плавающую иглу» переняли европейцы. Изначально компас представлял собой намагниченную иголку и кусочек дерева, плававшие в сосуде с водой.

Вскоре сосуд стали прикрывать стеклом, чтобы защитить механизм от воздействия ветра.

Так он выглядит сейчас

Представьте себе, что  мы оказались в лесу, по какой-то причине, без компаса. Знаем только одно, мы шли на юг. В какую сторону нужно возвращаться? (на север)

— А как узнать, где север без компаса?

— Оказывается, надо просто быть наблюдательным и внимательным, сама природа дает нам подсказки. Их надо только видеть.

 

 

 

 

компас

 

 

 

варианты ответов детей

 

 

 

 

просмотр слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов

Высказывание и предположение детей по ориентации

4. Этап закрепления.

Самостоятельное применение знаний.

 

 

Теперь на основании изученных правил давайте составим «Памятку путешественнику»

Практическая работа

Итак, представьте, что мы отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. Это точка — наша родная школа!

В первый день мы пошли на север.

Во второй день-на запад.

В третий – на север.

В четвертый, пятый и шестой-на восток.

В седьмой — на юг.

В восьмой день-на запад.

В девятый — на юг.

В десятый — снова на запад.

-Куда мы пришли?

Блиц-опрос:

*Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется    … .

*Воображаемая граница, где небо сходится с землёй, называется  …  .

*Основные стороны горизонта  ….

*Если встать лицом к северу, то сзади будет  ….

«Памятка путешественнику».

Проверка слайд

 

Работают в соответствии с инструкцией.

 

 

 

 

 

 

 

В школу.

 

Работа в группе

 

Горизонтом

 

Линией горизонта

С, В, Ю, З

 

Ю

5. Итог урока. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

· На сегодняшнем уроке я узнал….

· На этом уроке я похвалил бы себя за ….

· После урока мне захотелось….

· Сегодня я сумел…

Кому вы хотите сказать спасибо, за то, что он активно работал на уроке, помогал классу?

 

Высказывание детей

6. Домашнее задание

Учебник стр.30 — 34 Ответить на вопросы.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.