План-конспект урока по технологии на тему “Транспортная логистика”
План-конспект урока
Предмет: технология
Класс: 7
Тема урока: Транспортная логистика
Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний
Используемая технология: кейс-технология
Методы обучения, применяемые на уроке: практический, метод самостоятельной работы, формирования умения и навыков, применения знаний, решения проблемных задач.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Цель урока: применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности, формирование функциональной грамотности школьников с помощью умения решать логистические задачи.
Задачи урока:
Образовательная:
- Усиление прикладной направленности
- Формирование функциональной грамотности школьников
К концу урока учащиеся должны уметь:
- решать логистические задачи;
- находить необходимую информацию, анализировать ее;
- производить математические расчеты, делать выводы в конкретных ситуациях;
- соотносить изученный материал с жизненными ситуациями;
- высказывать свою точку зрения.
Воспитательная:
- добиться понимания практической значимости умения решать логистические задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: умение работать в группе, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач.
Развивающая:
- развивать критическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
- способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, способность делать выводы, выделять существенные характеристики.
Планируемые результаты урока:
1) предметные:
- анализировать значимые для конкретного человека потребности;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда;
- овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и информации в знание;
2) метапредметные:
Овладение универсальными познавательными действиями:
- самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии;
- формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
- владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
- владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
- признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
- уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
- владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
- уметь распознавать некорректную аргументацию;
- общение в рамках публичного представления результатов деятельности;
3) личностные:
- осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
- активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей.
Оснащение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник Тищенко А.Т., Синица Н.В. «Технология», карточки с условиями кейсов.
Структура урока (сдвоенный урок 80 минут):
- Организационный момент – 2 минуты.
- Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся – 3 минуты
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, актуализация знаний – 15 минут.
- Решение логистических задач в группах - 40 минут.
- Представление группами найденных решений задач. Рефлексия. – 15 минут.
- Итоги урока – 5 минут.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Отметить отсутствующих.
«Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на плодотворную работу и начнём наш урок. Сегодня в работе нам понадобятся: учебники для повторения пройденного материала, тетради и смартфоны для выполнения практических заданий.»
2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
«Итак, сегодня практическое занятие по теме: «Транспортная логистика». В течение занятия вы будете решать логистические задачи, в основе которых лежит описание различных жизненных ситуаций. Вам представится возможность самостоятельного поиска и анализа информации, выбора лучшего решения кейсов из всех возможных.
Предложенные задания разработаны для понимания и применения полученных знаний и умений в повседневной жизни. Они позволят ответить на вопросы «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
2. 3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, актуализация знаний.
«Для того, чтобы приступить к решению кейсов, необходимо вспомнить и повторить информацию предыдущего урока. Для актуализации ваших знаний я подготовила несколько вопросов, которые вы увидите на слайдах:
1. Что представляет собой транспортная логистика?
2. Чем занимается логист?
3. Что такое транспортно-логистическая система?
4. Какие задачи стоят перед транспортно-логистической организацией?
5. Какие факторы влияют на выбор вида транспорта?
6. Какие варианты транспортировки применяют для пассажирских перевозок и доставки грузов?
7. Почему транспортировка по принципу «от двери до двери» является более перспективной чем другие модели транспортировки?
8. Что означает технологическая согласованность при транспортировке?»
Ответы обучающихся. В случае затруднений при формулировании ответов, помощь обучающимся наводящими вопросами.
Одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)
3. Решение логистических задач в группах.
«Молодцы! Теоретическую часть вы повторили, теперь мы приступаем к практической части урока, которая поможет систематизировать, обобщить и закрепить полученные знания.
Вам представиться возможность построить логистические маршруты, как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. Вам необходимо: разделиться на 3 группы, выбрать командира и вытянуть задание для выполнения.»
Класс делится на группы по 4-5 человек.
Выбирают командира группы.
Командиры вытягивают карточки с условиями задач (приложение).
«Внимательно прочитайте задания и вопросы к ним, для решения этих кейсов я рекомендую вам распределить обязанности и приступать к поиску нужной информации. На выполнение заданий у вас будет около 40 минут и по 5 минут для каждой группы для представления и обоснования своих решений.
По окончании выполнения заданий каждая группа должна аргументированно объяснить свое решение.
При оценке выполненных вами заданий будут учитываться:
- умение быстро находить нужную информацию;
- умение производить математические расчеты, анализировать результаты и делать выводы;
- навыки аргументированно представлять информацию;
Обратите внимание на то, что организованная перевозка детей, животных и крупногабаритных грузов имеет свои особенности, отличается по стоимости.
Отмечайте с какими возможными трудностями придется столкнуться?»
Учащиеся распределяют обязанности и приступают к решению задач.
Анализируют и обсуждают полученную информацию, делают выводы.
В случае затруднений при выполнении заданий, помощь обучающимся наводящими вопросами.
4. Представление группами найденных решений задач. Рефлексия.
«Продолжаем наш урок, прошу группы представить свои варианты решения задач.»
Командиры групп озвучивают полученную информацию, вывод и решения кейсов. Рефлексия.
«Ребята о чем вы узнали сегодня на уроке? Чему научились Пригодятся ли Вам полученные на сегодняшнем занятии знания и умения? Когда? В каких жизненных ситуациях? Достигнута ли цель урока?»
5. Подведение итогов.
Итоги работы групп на уроке, выставление и комментирование оценок.
Приложение
Задача 1.
Вы являетесь представителем туристического агентства. Вашему туристическому агентству поступила заявка на организацию образовательной поездки 25 школьников (15-16 лет) во время осенних каникул (10 дней) из Усть-Илимска в Санкт-Петербург. Основные требования клиентов –пребывание в Санкт-Петербурге не менее 7 дней (т.е. дорога туда и обратно должна быть не более 3 дней) и минимальный бюджет на транспортные услуги.
1. С помощью интернета найти все возможные виды транспорта для организации поездки, узнать стоимость их услуг.
2. Представить клиентам 2-3 возможных варианта перемещения.
3. Обосновать оптимальный вариант по соотношению цены и скорости.
4. Какие трудности могут возникнуть при покупке билетов?
5. На какие особенности перевозки детей необходимо обратить особое внимание?
Задача 2.
Ваша семья, проживающая в городе Усть-Илимске, из четырех человек (мама, папа, дочь 14 лет и сын 11 лет) собирается в отпуск на 14 дней в июне 2022 года. Максимальное количество времени, которое допустимо потратить на дорогу также составляет 14 дней. Местом для отдыха выбран город Сочи.
1. С помощью интернета найти все возможные виды транспорта для организации поездки, узнать стоимость их услуг.
2. Подобрать оптимальный по срокам и стоимости маршрут и способ передвижения.
3. Обосновать свой выбор.
4. Какие дополнительные затраты могут возникнуть при разных вариантах передвижения?
Задача 3.
Ваша семья из трех человек (мама, папа и сын 16 лет) приняли решение переехать из города Усть-Илимск в город Новосибирск, необходимо перевезти личные вещи общим объемом 6 куб.м. и весом 2000 кг. Среди этих вещей есть несколько крупногабаритных вещей. Также нужно транспортировать крупную собаку.
1. С помощью интернета найти все возможные виды транспорта для организации переезда, узнать стоимость их услуг.
2. Узнать сроки транспортировки груза и рассчитать ее стоимость.
3. Выбрать оптимальный способ личного перемещения с собакой.
4. Обосновать свой выбор.