Автор: Сальникова Людмила Анатольевна
Учебное заведение: МБУ До ДШИ №8
Краткое описание работы: аппликатурные принципы в воспитании пианиста в ДШИ.

Дата публикации: Пианистические принципы аппликатуры аппликатурные принципы в воспитании пианиста в ДШИ.
Просмотреть свитедельство о публикации

kojb2

Пианистические принципы аппликатуры

Аппликатура – это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а так же и само обозначение этого способа в нотах. Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей.

Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте. И постоянно совершенствовать  ее в дальнейшем. В работе с начинающим учеником полезно начинать знакомство с аппликатурой еще в донотном периоде. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами, если играем через ноту, то соответственно через палец. Это первый кирпич в фундаменте воспитания аппликатурной дисциплины. Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.

Маленькому пианисту трудно самому подбирать пальцы, когда они не напечатаны в нотах. Преподаватель должен ему помочь. Часто бывает, что в нотах пальцы выставлены только  однажды, там, где данное место или пассаж появляются впервые. При повторении того же места пальцы уже не расставляются. Очень важно тогда при повторении точно ставить те же самые пальцы. Поэтому, когда еще нет достаточной опытности и умения запоминать пальцы, нужно карандашом вписать те же пальцы в местах, где они еще не проставлены. Надо внимательно изучать обозначенные в нотах пальцы и исполнять их, если они подходят индивидуальным особенностям ученика (строению рук, величиной, растяжением между пальцами и т.д.). Но здесь необходимо заметить, хотя аппликатура и должна носить индивидуальный характер, но это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Более того, основные фортепианные технические формы – гаммы, арпеджиообразные последовательности, двойные ноты и аккорды имеют строго определенную типичную аппликатуру, которой учащийся должен обязательно овладеть. В противном случае наступит полнейшая анархия в области владения аппликатурой. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив музыкальном произведении ту или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно как бы сами собой занимали нужную позицию. Приступая к работе над аппликатурой в музыкальном произведении, педагог должен внимательно просмотреть аппликатуру редактора и, если это потребуется, внести в нее необходимые с его точки зрения (конечно обоснованные) коррективы. Затем следует обозначить пальцы в нотном тексте. Но обозначая пальцы не нужно выписывать их все подряд, следует обозначить лишь те из них в отношении которых может возникнуть неясность. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимися в исполнении учащегося, начинающего разучивать какое либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз та или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз тоже самое – иной. Это приведет в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнения противоречивые двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизацию. Поэтому педагог должен требовать от учащихся тщательного выучивания одной, твердо установленной, наилучшей из возможных аппликатуры.

В работе над аппликатурой следует придерживаться определенных принципов в секвенционных построениях: надо играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует быстроте и точности запоминания. Трудности встречаются в местах, требующих достижения максимальной связанности при помощи пальцевого легато. При исполнении повторяющихся звуков легато используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности. В более сложных видах аппликатуры, использующихся для достижения легато в полифонической музыке и нередко они применяются в гомофонно- гармонических сочинениях (перекладывание пальцев, беззвучная подмена пальцев на одной клавиши и скольжение пальца с клавиши на клавишу). При перекладывании пальцев (четвертого через пятый, третьего через четвертый и т.д.) важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. Не один палец не должен покидать своей клавиши, пока другой не возьмет следующую клавишу. Успешное выполнение этой задачи требует неустанного слухового контроля.

Один из важнейших аппликатурных принципов – соответствие пальцев правой и левой рук. Соответствие аппликатур может достигнуто при противоположном движении, нужно стремиться к соответствию аппликатур и при параллельном движении. Находить одинаковые группы в каждой руке и исполнение заметно облегчается. Учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной, придерживаться правил, которые используются в гаммах, арпеджио, аккордах и не нарушать их. Правильно играть аппликатуру в аккомпанементах, когда бас играется пятым пальцем а нижний звук аккорда следует играть не пятым а третьим или четвертым пальцами. Аппликатурные правила по К.Э. Веберу, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей будут актуальны и сейчас.

Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения разных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей.

1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу.

2.  Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда   по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев.

3. Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру.

4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио.

5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором.

6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её  разными пальцами.

7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы нот и рука инстинктивно возьмёт их какими пальцами ей удобнее будет исполнение.

8.Не всегда удобно излагается начало пассажа на черной клавише первым пальцем; бывают случаи, когда пассаж выходит гораздо плавнее и даже спокойнее, если начать их именно первым пальцем.

9.Перед верхней клавишей нужно в пассажах большей частью ставить первый палец и после неё также обыкновенно практичнее ставит его, особенно если следующая клавиша отдалена от неё на три или четыре клавиши вверх.

10. Если в пассаже встречается расстояние больше кварты вверх или если пассаж кончается таким расстоянием, то во всяком случае надо класть первый палец на последнюю клавишу перед оными.

11. В арпеджио или в пассажах, похожих на арпеджио, надобно брать первым пальцем те клавиши (если они белые) в пассаже, на которых кончаются естественные группы, составляющие пассаж.

12. Если пассажи кончаются на чёрной клавише, не принадлежащей собственно к пассажу, то можно брать её четвёртым пальцем.

13.  Во всяком случае, следует так постановить аппликатуру, чтобы пассажи кончались: вверх – не подставкой первого пальца, и вниз – не 3-м и 4-м пальцами.

14. Следует также соблюдать правильную аппликатуру в том случае, когда в аккомпанемент приходится играть какую-либо басовую ноту 5-м пальцем левой руки и принадлежащий к ней аккорд отдельно, а именно: не допускается никогда, чтобы 5-й палец участвовал в самом аккорде. Этот 5-й палец левой руки назначается всегда для низких басовых нот; иначе он помешает верности и ловкости игры тем, что не даст руке остановиться в прямом и спокойном направлении. Единственным исключением тут является, когда аккорд состоит из четырёх только нот.

15. Ряд двойных нот, терциями соединенных под дугой, довольно трудно связывается, в особенности, когда терции играются одновременно на верхних и на нижних клавишах. Например: ре-диез фа-диез и ми-соль или фа-диез-ля и соль-си-бемоль. Тогда первая терция играется правой рукой 2-м и 3-м, а вторая 1-м и 4-м пальцами;  с левой же рукой, разумеется, наоборот. Если же требуется связать между  собой аккорды, тогда, по крайней мере, одна клавиша должна быть связана в обоих аккордах.

16. Тоже надобно избегать излишнего употребления первого пальца в ровных (плавных) пассажах или в так называемых руладах (roulades). Чем реже рука переменяет свою позицию, тем спокойнее и плавнее будет исполнение рулады или вообще пассажа. Позицией руки в этом смысле называется то положение её, в котором она берёт клавиши без новой подставки первого пальца.

17.  Вообще надобно соблюдать, чтобы рука,  какой бы аппликатурой она не играла, всегда сохраняла бы спокойное и округлённое положение грациозного вида. Как только она начинает ковылять и вертеться, так что игра становится не ровной и плавной, тогда виной тому неправильная аппликатура.

Аппликатурная дисциплина является одним из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить не мало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Список  литературы

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. – 286с.

2. Браудо И.А.Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. —  М.: Классика – XXI,  2001.- 88 с.

3. Вебер К.Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. —  СПб.: Союз художников, 2002. – 126с.

4. Енукидзе Н.И.  Секреты фортепианного мастерства.- М.: Классика –XXI, 2001. – 146с.

5. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М.: Музыка, 1985. – 133с.

6. Майкапар С.М. Как работать на рояле. — Л.: Музыка, 1963. – 115с.

7. Москаленко М.С. Ещё раз о фортепиано. – М.: АСЛАН, 1997. – 48с.

8. Перельман Н. Е.В классе рояля. – М.: Классика – XXI, 1986. -150с

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.