1) “Влияние семейных традиций на формирование коммуникативных умений ребенка”
В “Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” содержание образовательной области “Коммуникация” направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироаться в группу сверстников и строить коммуникативное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность его взаимодействия с партнерами по общению и эффективная социализация в обществе.
Главными средствами воспитания детей в семье являются семейные традиции. Под семейными традициями подразумевается социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими, нравственные идеалы, потребности семьи.
Главной целью традиционной формы воспитания народа саха, по мнению культуролога, философа Б.Н.Попова, является последовательное включение детей в реальную жизнь своих родителей, взрослых.
Воспитание реальной жизнью – это прежде всего совместная жизнь детей и взрослых, где действуют не одновозрастные, а разновозрастные сообщества людей. Внутри семейные отношения для ребенка – первый специфический образец. Общественных отношений. Ребенок рано включается в систему этих отношений.
В традиционных якутских семьях воспитание детей основывается на следующих ценностных ориентациях:
1) Привитие в детях с младенческого возраста уважительного отношения к родителями, старшим членам семьи. Это свидетельствуют известные всем поговорки: “Кырдьаҕастан сүбэтин, эдэртэн эйэтин ыл”, “Кырдьаҕаһы хааһахха хаалыы сылдьан сүбэлэт”.
Нормы поведения часто передавались ребенку в форме запретов, одобрения, похвалы.
2) Бережное отношение к детям, исключающее физическое наказание, жестокость по отношению к ним, сочетающее любовь, уважение.
В якутской семье ребенок в младенческие годы до определенного возраста не получает даже замечаний или нареканий. В народе справедливо считали, что физическое наказание делает детей упрямыми, непослушными, лживыми, изворотливыми. В практике народного воспитания всегда избегали прямого осуждения, больше пользовались приемами, когда ребенку дается возможность и время подумать о содеянном, чтобы он самостоятельно пришел к нужному выводу. Это рождает (ребенку) веру в ребенка, уважение к его личности.
3) Привитие дружелюбного, доверительного отношения к другим людям. Этому способствовало, во – первых, гостеприимство-проявление благородных моральных качеств и внутренней культуры, развивает чувство дружбы и взаимопомощи, имеет большой воспитательный смысл, а именно, необходимость почитать людей, прибывших издалека или просто вошедших навестить соседа, гостей, дети расширяли свои знания и приобретали необходимый жизненный опыт.
Во – вторых, родственная взаимопомощь, совместное проживание двух или трех семей в одном жилом помещении из-за того что в одиночку маленькая семья не могла содержать свое хозяйство, свой быт. И дети росли в атмосфере терпимости, уступчивости, солидарности. Об этом свидетельствуют поговорки: “Заяц силен – лесом, человек – миром”, “Один не станешь лучшим”, “У кого много друзей, тот счастлив”, “Человек живет среди людей”.
4) Приобщение ребенка к чувству языка, веру в силу слова.
Хранителями живого слова являлись сказители, олонхосуты, старшее поколение и.т.д., которые передавали из уст в уста молодому поколению духовное богатство своего народа.
Детей учили не сквернословить, не говорить неразумное, следить за языком, не грубить, не унижать других. Когда дети говорили что-нибудь неполадное, останавливали: “молчи, аньыы”. Якуты верили в силу слова, считали, что каждое произнесенное слово приобретает свою жизнь добрую или злую. Доброе слово “алгыс” приносит удачу, радость, счастье. Злое “кырыыс” убивает, уничтожает все живое.
5) Поледовательное включение детей к посильному домашнему и производительному труду, привитие уважение к людям труда, бережному отношению к результатам труда.
Труд- величайшая ценность и основа жизни народа. Трудолюбие считается главным критерием оценки личности. В произведениях устного народного творчества надо искать объяснение сущесвованию многовековой практики пробщения детей с раннего возраста к посильному труду.
Основными методами и средствами трудового воспитания в якутской семье служили личный пример старших членов семьи, привлечение детей к посильному участию в основных производственных работах, а также закрепление за ними постоянных трудовых обязанностей по домашнему хозяйству и следование вековым традициям и обычаям народа.
И детей своих по мере возможности приучали своему ремеслу с раннего возраста с целью их подготовки к жизни, передачи им производственно-хозяйственного, социально-общественного опыта. Наблюдая за ребенком, творящего что-нибудь своими руками хвалили, пророчили хорошее будущее: “Аҕатын туйаҕын хатарыах оҕо”, “Туһа киһитэ”, “Ааккын ааттатар киһилэммиккин”.
По мере общественного прогресса традиции видоизменяются и развиваются, сохраняя свои эпические особенности. В современных условиях меняющегося мира вместе с обществом меняется и семья. Другой облик приобретает весь семейный уклад стиль жизни.
Известно, что дети дошкольного возраста отличаются высокой потребностью быть нужным взрослым, быть рядом с ними. Чтобы обратить на себя внимание, часто сами вклиниваются в деятельность взрослого. Это явление со временем проходит, когда у ребенка общение, интересы расширятся. Но пока ребенок сам иницирует общение, родители должны его поддерживать в этом и привлечь ребенка к деятельности с радостью, с одобрением. Если взрослый не ограничивается демонстрацией способов действия с предметами, т.е. не только удовлетворяет нужду ребенка в деловой помощи, а удовлетворяет и потребность в общении в процессе совместной деятельности, то у ребенка появляется стремление подражать действиям взрослого, он успешно овладевает способами употребления предметов, у него закрепляется потребность в деловом сотрудничестве со взрослыми. В таком общении ребенок учится ориентироваться на партнера, учится диалогическому взаимодействию в процессе деятельности. В процессе включения в деятельность и общение, по мере (возможности) вхождения в различные социальные группы, развивается самосознание личности. В практике народного воспитания всегда избегали прямого осуждения, больше использовались приемы, которые позволяли ребенку подумать о содеянном, чтобы он самостоятельно пришел к нужному выводу. Это рождает веру в ребенка, уважение к его личности.
В дошкольном возрасте именно семейные традиции оказывают значительное (внимание) влияние в постижении сложной системы человеческих взаимоотношений. Для этого необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном, так и в качественном отошении в реальной жизни ребенка. Ведь подражая и копируя взрослых, у детей появляются свои привычки, ценности. Положительные семейные традиции способствуют безболезненному включению ребенка в детское (общество) сообщество, выстраивая в нем отношения партнерства с другими детьми, усваивая нормы взаимодействия с детьми и взрослыми, осознавая свои возможности и возможности других детей.