Отработка типичных ошибок при формировании умений выполнять алгоритм умножения и деления многозначных чисел на разных этапах урока
Отработка типичных ошибок при формировании умений
выполнять алгоритм умножения и деления многозначных чисел
на разных этапах урока
Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики.
Владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами, это вычислительный приём, доведенный до автоматизма.
Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии:
- правильность;
- осознанность;
- рациональность;
- обобщённость;
- автоматизм;
- прочность.
Типичными ошибками при умножении и делении многозначных чисел у учащихся является:
- Ошибка при записи чисел в столбик:
- Недостаточное знание таблицы умножения;
- Неправильная запись неполных произведений;
- Неумение учащихся определять количество цифр в частном;
- Отсутствие понимания, что каждое неполное делимое обязательно дает цифру частного в соответствующем разряде.
- Отсутствие полноценного самоконтроля.
Чтобы избежать данных ошибок, необходимо систематически заниматься их отработкой. В соей практике использую следующие приёмы, возможно они кому-то пригодятся :
На этапе Актуализации ранее усвоенных знаний и умений, во время проведения устного счёта, который является своеобразным мостиком к основной теме, можно использовать игру «Собери пазл». Этот тренажёр я использую при отработке темы «Умножение и деление многозначного числа на однозначное», такой же приём можно использовать и при изучении других тем.
В данном задании учащиеся повторяют правила: табличное деление, работа с разрядными числами (именованные числа)
Для того, чтобы ребёнок правильно выполнял вычисления, необходимо, чтобы он хорошо знал алгоритм умножения и деления многозначных чисел.
Недостаточно только механического запоминания, необходимо чёткое понимание всех своих действий.
Для этого на этапе Закрепления работы над алгоритмом я использую следующие приёмы:
- Проговаривание вслух алгоритма по 1 и в паре. С подсказкой или без (для слабых детей)
- Восстановление алгоритма
1207 X 32
Восстанови последовательность алгоритма:
___ Складываю два неполных произведения и нахожу их сумму.
___Записываю второй множитель под разрядами первого: единицы под единицами, десятки под десятками.
___Умножаю первый множитель на десятки второго множителя и ответы пишу под десятками.
___ Записываю первый множитель
___Ставлю знак умножения
___ Умножаю первый множитель на единицы второго множителя и ответы пишу под единицами.
- Сравни и найди ошибки
2342
2342
X 504
+ 9368
11710
1 180368
X 504
+ 9368
11710
126468
-Учащиеся сравнивают выражения, находят неверное и доказывают в чём ошибка. А она основана на знании алгоритма умножения многозначных чисел с нулём в середине второго множителя. Неверно записано первое выражение.
4) Найди ошибки и объясни, что надо знать, чтобы их не допускать:
1242 22
88 416
36
22
142
132
10 (ост.)
В этой записи мы видим, что выражение записано верно, верно определено первое неполное делимое. Но допущены ошибки: не определили количество цифр в частном, неверно подобрали первую цифру частного, первый остаток больше делителя, поэтому выражение решено неверно.
- Этим приёмом мы учимся не пропускать опасные места в вычислении, вовремя замечать их, разбираем ошибки и проговариваем алгоритм деления.
5) Решение выражений с окошками, где учащиеся повторяют алгоритм выполнения умножения. Ученику даётся выражение, где в первом и втором неполном произведении пропущены некоторые разряды. Необходимо, опираясь на алгоритм, знание таблицы умножения, произвести вычисления и вставить недостающие разряды.
3172
X 254
1 . 6 . 8
+ 1 . . 6 .
6. 44
805688
При изучении алгоритмов умножения и деления необходимым условием является самоконтроль ученика. Для этого я использую комментирование детьми выполняемого задания, определение причин анализируемых ошибок, выяснение того, какие ошибки могут быть. Например: даю детям на дом задание придумать своему товарищу выражение с ловушкой. При проверке выражений около верных решений я ставлю «+», если выражение решено неверно, то «-», дома ребёнок сам должен найти, в чём ошибка и исправить её. Всё это способствует самоконтролю.
В заключение отмечу, что формирование любого навыка идет успешнее, если этот навык осознанный. Именно поэтому в обучении алгоритму письменного деления и умножения будет способствовать выработке более прочных вычислительных навыков.
Подотовила: Губина и.В.